Кабмин планирует провести децентрализацию власти до октября 2015 г., и через год в Украине должны пройти внеочередные выборы в местные советы. Является ли привычная для Украины пропорционально-мажоритарная избирательная модель самой удачной для выборов в местное самоуправление? Или же после реформы нам стоит выбирать региональную власть иным способом?
Тайна голосования
Европейская хартия местного самоуправления не навязывает определенную избирательную модель, и требования Совета Европы нынешним нормам украинского законодательства не противоречат. Украина ратифицировала Хартию еще в 1997 г. Соответственно, сейчас у нас гарантированы свободные выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Эта формулировка дает широкий простор для избирательного маневра. При децентрализации Кабмин и Президент собираются создавать выборные органы на трех уровнях: громады, района и области. От новоизбранного парламента они ждут рассмотрения пакета законопроектов, которые будут гарантировать органам местного самоуправления широкие права и полномочия. Вице-премьер, министр регионального развития Владимир Гройсман полагает, что новоизбранные парламентарии проголосуют за них в начале своей работы. Затем до конца года правительство планирует завершить подготовку законодательной базы для децентрализации. Январь-сентябрь 2015 г. станут переходным периодом для внедрения новшеств, а в октябре следующего года пройдут выборы в органы местного самоуправления. Но в правительственной концепции пока что не указано, какой будет избирательная модель.
«Я уверен, что после перезагрузки парламента одним из первых вопросов, которым будет заниматься новая Верховная Рада, будет реформа Конституции, - заявил Президент Петр Порошенко. - И как только будет принята новая Конституция с децентрализацией, поскольку местные советы получат новые полномочия, это будет причиной досрочных выборов местной власти с новыми полномочиями». Гарант также уточнил, что поддерживает мажоритарно-пропорциональную систему выборов в местные органы власти. То есть ту, которая действует и сейчас. Но власти все же следует присмотреться и к другим моделям. Тем более что к нашим реалиям некоторые из них подходят лучше.
Мажоритарная избирательная система
Эту модель чаще всего применяют во время выборов в местное самоуправление. Наиболее яркие примеры – США и Великобритания.
Во время мажоритарных выборов баллотироваться могу как представители партий, так и независимые кандидаты. Эта система дает электорату возможность определять наиболее достойного представителя общины. Но его можно выбрать по-разному.
Мажоритарка в одномандатных округах позволяет выбрать одного представителя общины, избранного большинством. То есть одну яркую личность близкую к избирателям. Но если применить систему относительного большинства, то «сгорают» запросы многих избирателей. Например, избранный 30% голосов представитель может не отвечать требованиями 70% жителей территориальной общины, которые отдали свои голоса за других кандидатов.
Более справедливо выглядит система абсолютного большинства, когда голосование по одномандатному мажоритарному округу проводят в два тура. То есть если в первом туре кто-то не набрал 50% и плюс один голос, два самых «популярных» у электората кандидата соперничают во втором туре. Именно такую схему эксперты предлагали применить на выборах мэра Киева в мае этого года. Она действительно выглядит справедливее, чем мажоритарка относительного большинства. Но на деле это чисто математическая справедливость, и опыт президентских выборов в Украине показывает, что во втором туре немало избирателей просто голосуют за наименьшее из зол.
Также в борьбе, как за относительное, так и за абсолютное большинство, кроется еще один недостаток одномандатной мажоритарки. Все кандидаты в такой предвыборной гонке являются соперниками. В результате предвыборная кампания далеко не всегда ведется чисто - без привлечения админресурса, подкупа избирателей, распространения компромата. Выборы в ВР по одномандатным округам только подтверждают это мнение – споры и даже судебные разбирательства между кандидатами у нас стали привычной практикой.
Более достойно может пройти избирательная кампания в органы местного самоуправления по многомандатным округам. В этом случае кандидаты состязаются, но не являются врагами, ведь на кону не одно, а два или больше (в зависимости от количества мандатов от округа) кресел. Кроме того, в многомандатных округах победители более широко представляют интересы голосующих. Но у этой системы есть и очевидный недостаток – в бюллетене слишком много фамилий, в которых неподготовленный избиратель может запутаться.
Пропорциональная система
При этой системе избиратель голосует за списки кандидатов от определенных партий и объединений. Своим симпатикам он отдает один голос. Плюс такой модели состоит в том, что она способствует развитию многопартийности и плюрализму.
Но при проведении муниципальных выборов в ней все же больше недостатков. Первый – очевидная зависимость кандидата от партийного руководства, в то время как интересы избирателей могут отойти на второй план. Второй минус связан с украинскими особенностями формирований партий. Даже последние парламентские выборы показали, что для них не важна политическая платформа. Ключевую роль играют персоналии, представляющие политсилу.
Опыт применения пропорциональной избирательной системы привел к тому, что в Украине партийная идеология, которая, например, есть у демократов и республиканцев в США, лейбористов и консерваторов в Великобритании, отмерла за ненадобностью. Применение этой модели на региональных выборах приведет к тому, что избиратели отдадут свой голос абстрактной политсиле. В этом случае мы получим еще большее количество партий, чем есть сейчас, но связь между депутатом и электоратом потеряется.
Пропорционально-мажоритарная система
Смешанная система выборов в местное самоуправление призвана объединить в себе все лучшее, что предлагают мажоритарка и голосование по партийным спискам. Но в Украине мы получили не смешанную модель. Скорее у нас есть две самостоятельные системы в одном флаконе, которые выталкивают на поверхность их основные недостатки.
Одномандатная мажоритарка относительного большинства приучила электорат к грязным предвыборным технологиям. Пропорциональная система породила десятки партий, и на каждых выборах появляются все новые, которые еще больше запутывают избирателей.
Конечно, можно остаться на привычных позициях, ведь идеальной избирательной системы не существует. Также можно долго сравнивать модели разных стран. Но у Украины уже есть свой избирательный опыт. Реформируя систему местного самоуправления, именно от него стоит отталкивать и расширять не только полномочия региональной власти, но и права избирателей.