Затянувшиеся политические разборки между Минздравом, Кабинетом министров и депутатами Верховной Рады Украины привели к дефициту жизненно важных лекарств, и являются в прямом смысле смертельно опасными. Предмет спора – возможное увольнение первого замминистра здравоохранения, протеже владельца фармацевтической компании «Дарница» Глеба Загория – Александры Павленко. Без этого решения не будут приняты необходимые законы, но принять его в обход лобби, похоже, не под силу даже премьер-министру.
После своего назначения министром здравоохранения 2 декабря прошлого года грузинский реформатор Александр Квиташвили обещал ряд «быстрых» реформ. Одна из них – передача функции закупок лекарств для Украины международным организациям ВОЗ и ЮНИСЕФ. Эта реформа была предусмотрена Коалиционным соглашением, поддержана всеми без исключения общественными организациями, благотворительными фондами, парламентскими фракциями и правительством.
Уже в феврале 2015 года Минздрав совместно с международными организациями подготовил необходимый пакет из двух законопроектов – №2150 и №2151.
Накануне их регистрации, первый заместитель главы Минздрава Александра Павленко направила ряд поправок в эти законопроекты. Они не были приняты, поскольку нивелировали суть реформы.
Например, вместо неограниченного термина передачи закупок, предлагалось ограничиться 2015-м годом.
Вместо нормы о проведении закупок исключительно по процедурам международных организаций, появилась ни к чему не обязывающая формулировка «привлечение специализированных учреждений ООН».
В ответ народный депутат от БПП и владелец фармацевтического завода «Дарница» Глеб Загорий, компания которого Павленко ранее оказывала юридические услуги, зарегистрировал альтернативные законопроекты, включавшие все отклоненные ранее поправки первого замминистра.
Вслед за этим народный депутат от «Самопомочі» Ирина Сысоенко зарегистрировала еще два альтернативных законопроекта, завершив обычную технологию провала голосования за счет клонирования законопроекта, чтобы каждый из клонов не набрал достаточного количества голосов.
Справка: Александра Павленко – дочь экс-нардепа от Блока Литвина Владимира Павленко. С 2000 года занималась юридической деятельностью, в 2008 году основала собственную компанию «Павленко и Побережнюк». Наиболее громкий, хотя и проигранный, процесс: защита российской авиакомпании «Сибирь» в деле против Украины по сбитому российскому ТУ-154.Павленко также занималась политической деятельностью, побывав представителем Натальи Королевской и Сергея Тигипко в Центризбиркоме на выборах в 2012 и весной 2014 года, а осенью 2014 года баллотировалась по киевскому мажоритарному округу 221 от Блока Петра Порошенко.
Первыми отреагировали западные организации.
18 марта Европейская бизнес-ассоциация и Американская торговая палата в Украине совместно с украинскими фармацевтами направили письмо президенту и премьер-министру Украины.
В нем указывались проблемы, которые могут возникнуть в связи с непринятием законов, исключающих коррупцию в закупках лекарств и делающих лекарства доступными, а также – на проблемы коммуникации с министерством.
Впрочем, законы так и не были приняты. По этой причине с начала года так и не состоялось ни одной закупки лекарств.
19 мая член парламентского комитета по вопросам здравоохранения Оксана Корчинская потребовала провести служебное расследование в Минздраве.
На следующий день ее поддержали 67 членов фракций БПП, «Народного фронта», «Батькивщины» и внефракционных депутатов.
Они подписались под письмом премьер-министру, где помимо срыва госзакупок, всплыл еще целый ряд проблем.
Например, было упомянуто блокирование регистрации сотен наименований уже имеющихся препаратов, что сделало невозможными их поставки в больницы.
Или – саботаж использования уже выделенных из бюджета денег, предназначенных для отправки на лечение за границу раненных бойцов АТО и детей с онкологическими заболеваниями.
Обвинения были настолько серьезными, что уже 22 мая премьер-министр Арсений Яценюк распорядился провести служебное расследование деятельности Минздрава.
В состав комиссии вошли десять чиновников различных ведомств и 14 народных депутатов.
Результаты расследования, которое было завершено 10 июля, заняли 62 страницы текста.
Из документа, копией которого располагает «Украинская правда», следует, что все обвинения в адрес Минздрава оказались обоснованными.
Согласно данным расследования, зимой и весной этого года распределение обязанностей между руководством Минздрава по координации и контролю направлений работы «определялось устными договоренностями».
Внутриведомственные приказы, определяющие зоны персональной ответственности, появились только в июне, но и в них некоторые функции дублировались. Так, например, первый замминистра мог законно влиять на работу департамента правового обеспечения, хотя этот же департамент подчинялся министру.
Что еще любопытно – комиссии не предоставили ни одного факта проведения конкурсов на вакансии в Минздраве.
«Полное отсутствие штатного расписания в министерстве: за полгода не была утверждена ни его структура, ни распределение полномочий между заместителями министра», – рассказал корреспонденту «Украинской правды» член комиссии, бывший министр здравоохранения Олег Мусий.
Мусий иллюстрирует бездеятельность министерства конкретными примерами. «Неотправление на лечение заграницу детей, которые нуждаются в имплантации костного мозга, привело к смерти детей».
Комиссия пришла к выводу, что вследствие бездеятельности служебных лиц Минздрава относительно закупок банковских услуг, «остаются неиспользованными 67,3 миллиона уже выделенных бюджетных средств. Это означает, что 17 больных с позитивным решением Минздрава об их лечении заграницей не имеют возможности получить своевременную помощь. В результате, в период с 1 января по 1 июля 2015 года умерли шесть больных, состоящих на учете», – говорится в документе.
«Озвученные человеческие жертвы – это только подтвержденные, а погибших из-за отсутствия закупок лекарств мы даже посчитать не сможем, – добавляет другой член комиссии, депутат Александра Кужель. – Если случилась какая-то беда, и нет поступлений лекарств, то как быть? Например, нет вакцины от бешенства по всей стране! У нас нет обычных вакцин, не говоря уже о вакцинах от каких-то там укусов пауков!»
Критическую ситуацию с отсутствием закупок подтверждают и благотворительные организации, не имеющие отношения к политическому конфликту.
Создатель проекта «Таблеточки» Ольга Кудиненко рассказала корреспонденту «Украинской правды», что проблема отражается на всех медицинских учреждениях и больных, «которым пишут колоссально огромные списки лекарств, необходимых для лечения».
«Мы сами покупаем многие препараты для химиотерапий, а затраты на лекарства увеличились в несколько раз, – сетует госпожа Кудиненко. – Например, за июнь-июль на потребности отделений интенсивной химиотерапии, онкогематологии и референс-лаборатории потрачено более полутора миллионов гривен. Это все деньги благотворителей».
Полное отсутствие госзакупок лекарств комиссия связывает с отсуствием плана закупок на 2015 год, который «не составлен и не утвержден», не назначен и ответственного человека – глава комитета конкурсных торгов.
Также в документе утверждается, что из-за несвоевременной регистрации и перерегистрации препаратов, из обращения были изъяты 311 наименований лекарств.
Это означает, что все эти лекарства есть, но ни больница, ни пациент не могут их купить.
Кто несет за это ответственность – не понятно, поскольку нет приказа, который бы закрепил государственную регистрацию препаратов за конкретным руководителем Минздрава.
Согласно показаниям сотрудников профильных управлений, фактически регистрацию утверждала Александра Павленко. «Проекты приказов (о госрегистрации того или иного препарата – ред.) иногда не визировались Павленко на протяжении 30-45 дней без объяснения причин, а иногда возвращались с ее пометками», – говорится в показаниях.
Те же сотрудники профильных управлений отметили в беседе с членами комиссии, что в Минздраве «отсутствуют эксперты, которые могли бы обработать материалы регистрационных досье»: «Поэтому не понятно с какими целями Павленко истребовала материалы регистрационных досье».
Материалы расследования направили министру Квиташвили, который составил «Замечания к акту», опровергая часть обвинений в адрес ведомства.
Так, например, министр указывает на недостоверность информации о связи смерти пациентов с действиями чиновников Минздрава.
«Это абсолютная неправда, и очень страшно, когда манипулируют такими вещами, как смерть людей. Авторы документа даже не запросили информацию, почему и когда именно умерли эти люди», – заявил Квиташвили в комментарии «Украинской правде».
Как рассказал министр, на самом деле из шести человек двое умерли во время лечения, которое оплатило государство.
Еще для одного нужна была повторная операция, но он был в нетранспортабельном состоянии. Двое ушли из жизни в январе 2015 года, причем один из них стал на учет только в декабре прошлого года и не прожил и месяца. Еще один больной, у которого была обостренная стадия болезни, умер в ОХМАТДЕТе, где получал паллиативную помощь. Состояние пациента было критическим и не позволяло транспортировать за границу на лечение.
«В этом году уже было рассмотрено 178 дел больных, которые нуждаются в лечении заграницей. Было отправлено уже 17 больных, еще 32 будут отправлены в ближайшее время», – заверил корреспондента «Украинской правды» министр.
Тем не менее, по итогам расследования комиссия предложила «рассмотреть вопрос» об увольнении Александра Квиташвили за низкий уровень организации работы ведомства.
Вторым пунктом – внести на рассмотрение Кабмина представление на увольнение Александры Павленко «за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей путем вмешательства в процесс государственной регистрации лекарственных препаратов и изделий медицинского предназначения», а также неудовлетворительную подготовку законодательных актов.
Остальные предлагаемые взыскания – дисциплинарные.
20 июля Александр Квиташвили обратился в Окружной административный суд Киева с иском против ответственного за расследование Нацгосагентства и всех 14-ти депутатов.
Суть заявления, копией которого располагает «Украинская правда», заключалась в том, что расследование было организовано в нарушение законного порядка. Также к нему прилагалось ходатайство – запретить Кабинету министров Украины рассматривать результаты расследования.
Хотя решения суда по существу нет до сих пор, ходатайство было сразу же отклонено, и отчет комиссии попал в Кабмин.
В понедельник 7 августа премьер-министр направил министру Квиташвили распоряжение – должным образом отреагировать на результаты расследования.
В частности, по данным источника «Украинской правды» в Минздраве, документ требует внести представление на увольнение Александры Павленко, и был заверен не факсимиле, а мокрой подписью Арсения Яценюка, что свидетельствует о высокой степени важности документа.
«Мы, если не ошибаюсь, ответили, что на данном этапе этот вопрос не рассматривается, – сказал корреспонденту «Украинской правды» об увольнении своего первого заместителя Александр Квиташвили. – Письмо от Кабмина касалось всех пунктов, перечисленных в акте проверки. Мы ответили, что не согласны с 99% заключений, изложенных в этом документе».
По словам самой Александры Павленко, в ответе премьер-министру было сказано, «что увольнение преждевременно» – об этом она сообщила в интервью одному из интернет-изданий.
С «Украинской правдой» Павленко общаться не захотела.
Очевидно, что сейчас Арсений Яценюк оказался в пикантном положении.
За невыполнение своего «преждевременного» распоряжения он мог бы в любое время инициировать увольнение министра Квиташвили. Тем более, что последний сам написал заявление «по собственному желанию» еще 2 июня, не дожидаясь результатов расследования.
Но тогда исполняющей обязанности министра автоматически стала бы Александра Павленко. А для увольнения Павленко нужно представление Александра Квиташвили – круг замыкается.
В Кабмине комментировать ситуацию отказались, ссылаясь на грифы документов по данному вопросу – «для служебного пользования».
Министр здравоохранения, сказал, что у него «нет конфликта с премьер-министром»: «У нас хорошие отношения, рабочие. Он очень хочет начать реформу, но это зависит от голосования депутатов».
Затягивание межведомственного конфликта означает замораживание реформы: количества депутатов, требующих отставки Александры Павленко, достаточно, чтобы «завалить» голосование по любому законопроекту, предложенному нынешним составом Минздрава.
Замораживание реформы, в свою очередь, несет угрозу больным и раненым.
Зато лоббистам кадровая стабильность внутри министерства - только на руку.
Например, во вторник стало известно о назначении руководителем Государственного экспертного центра (ГЭЦ) Минздрава Ивана Бавыкина, бывшего помощника депутата Глеба Загория.
ГЭЦ делает экспертные заключения о целесообразности продажи тех или иных лекарств на территории Украины.
«Теперь «Дарница» может получить доступ к информации об инновационных препаратах и их испытании, или воспользоваться шансом и не пустить на рынок продукты-конкуренты», – говорится в заявлении «Центра противодействия коррупции».
Похоже, больше всего выгоды из нынешнего непубличного конфликта извлекает именно владелец фармацевтического завода и один из членов президентской партии Загорий.