«Случайное знакомство. Он — вхож в семью моих друзей. Там и познакомились. Однажды он позвонил мне, пришел. И — вывернул свою душу. Трагическая судьба, он — офицер. Его тошнит от происходящего, но уйти не может. Из этого мира уйти непросто.
Принес текст. Сказал: «Я только Вам доверяю. Мой друг погиб в Луганске. Он мечтал о другой Украине. А она, Украина, совершенно не такая. В память о мертвом друге я написал это. Боюсь ли? Да, боюсь. Узнают — убьют меня здесь же, в Киеве. Но я иначе не могу. Не могу больше молчать. Публикуйте!»
Вот я и публикую.
Семен Глузман, врач
Сегодня очень популярны две темы: реформирование всех отраслей государства и борьба с коррупцией. Реформирование медицины, всегда проводившееся у нас под кого-то и преследовавшее исключительно одну цель — перераспределение потоков из госбюджета, заслуживает отдельного разговора. Борьба с коррупцией в сфере медицины практически все годы существования независимой Украины также имела свою специфику, приведшую к последствиям, очевидным сегодня для многих, в частности, к гибели людей из-за отсутствия лекарственных средств.
На протяжении последних 15 лет в Минздраве при содействии компетентных кураторов из СБУ, ответственных за противодействие коррупции на вверенном им направлении, действует эффективная схема хищения бюджетных средств, выделяемых на медицину в сфере детской и взрослой онкологии, рассеянного склероза, ВИЧ/СПИД, гепатита, гемофилии и др. Преступные схемы претворяются в жизнь во время проведения незаконной регистрации/перерегистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, при подготовке технических заданий и проведении конкурсных торгов на закупку медикаментов.
Нынешняя ситуация в сфере госзакупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения (эндопротезы, клапаны сердца, стенты и т. д.) имеет свои особенности по сравнению с предыдущими периодами.
С начала года (по состоянию на 14 октября) в лечебные учреждения Украины поставлено медпродукции на сумму 92 млн грн. Это составляет 4,3% от общего плана закупки на 2014 год (государством запланировано закупить за деньги госбюджета лекарственных средств и изделий медназначения на сумму 2 млрд 160,4 млн грн). В то же время, на рынке госзакупок остались все те же компании, связанные с деятелями от медицины — Петром Багрием, Андреем Лирныком, Максимом Береговым (бывший сотрудник СБУ, до 2003 года в Департаменте контрразведывательной защиты экономики государства отвечал за оперативное сопровождение госзакупок по системе Минздрава), Борисом Литовским, Еленой Мироновой, а также игроками помельче.
Учитывая, что до конца года осталось два месяца, существует риск того, что в случае непроведения торгов Кабмин вообще не выделит денежных средств. Тогда торги не состоятся, и самые незащищенные слои населения, в том числе дети с онкозаболеваниями и больные гемофилией, не получат препаратов.
Группы влияния провели закрытое совещание, на котором было принято решение: в этом году прекратить выяснения отношений друг с другом и разделить существующие медицинские программы между собой.
Почему торги не были проведены при министре Олеге Мусие? Со слов самого министра, ответственность лежит на его первом заме Руслане Салютине — главе тендерного комитета Минздрава. Это не совсем соответствует действительности. Потому что известно: с момента прихода на должность Мусий лично проводил переговоры об организации торгов с Багрием. С 2007 по 2009 год он успешно «сотрудничал» с министром Василием Князевичем, в каденцию которого Мусий возглавлял общественный совет при Минздраве.
На самом деле торги не проводились по ряду субъективных и объективных причин. К числу первых относится сохранившееся влияние медицинских групп, работавших при предыдущей власти (киевские компании «Альба-Украина» и «Вектор-Фарм», донецкая «Фра-М» и другие). Весной-летом 2014 года сепаратисты неоднократно грабили офис компании «Фра-М», на сегодняшний день она практически прекратила свое существование. Известная генерическая компания «Актавис», производящая медпрепараты, используемые в лечении онкологических заболеваний, закрыла контракт с «Фра-М» и оставила только контракты с фирмами, подконтрольными Петру Багрию и Максиму Береговому.
Из-за непоследовательной политики министра Мусия группы влияния не могли достигнуть окончательных договоренностей относительно передела сфер влияния на те или иные государственные медицинские программы, финансируемые из государственного бюджета.
К объективным причинам относится, прежде всего, нестабильность на валютном рынке. С целью уменьшения рисков все группировки объединились для лоббирования в Кабмине постановления, разрешающего 100-процентную предоплату по контрактам на поставку лекарственных средств. Предоплаты за 90 дней добиться уже удалось. Программа-максимум медицинских кланов: заложить норму поставки фармацевтической продукции, закупаемой за бюджетные средства, в течение 180 дней с момента 100-процентной предоплаты. Это беспрецедентная ситуация, поскольку ранее срок поставки лекарственных средств составлял месяц. Теперь же вполне может получиться так, что по предоплате, предоставленной сегодня, лекарства поступят в марте-апреле.
Будут ли разблокированы торги в нынешнем году? Скорее всего, да. Насколько известно, Петр Багрий в своем окружении заявлял, что все технические вопросы с властью решены.
К сожалению, общественные организации то ли по неведению, то ли сознательно принимают участие в схемах. Пример: на протяжении последних 15 лет одна из таких организаций, занимающаяся борьбой с туберкулезом, лоббировала на всех уровнях власти интересы структур, связываемых с именем Багрия.
Итак, в сфере фармацевтики существует несколько серьезных центров влияния, в частности, Бориса Литовского и Петра Багрия. Пожалуй, никому не известно больше, чем Борису Литовскому, Виктору Чумаку и Ольге Бауле о бизнесе, заключающемся в регистрации несуществующих копий наиболее известных в Украине лекарственных препаратов производства мировых фармацевтических гигантов, из года в год закупаемых государством за бюджетные средства. Это медицинские программы по направлениям детская и взрослая онкология, вирусные гепатиты, ВИЧ/СПИД, гемофилия и т. д.
На сегодняшний день у г-на Литовского существует проблема: необходимо провести перерегистрацию препаратов. Нынешнее руководство государственного предприятия «Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины» (ГЭЦ) не будет проводить эту перерегистрацию. В связи с этим разработана целая операция по замене руководства ГЭЦ.
Но такое развитие событий не устроит Петра Багрия, который в мае 2014 года содействовал назначению своих людей на руководящие посты в Госслужбе лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Это руководитель ведомства Михаил Пасечник и его первый зам Елена Алексеева, дочь бывшего руководителя ГЭЦ Шарыкиной. До прихода в госслужбу Алексеева занимала должность директора Ассоциации «Производители лекарств Украины», которая до 2011 года называлась Ассоциация фармацевтических производителей Украины (перерегистрация произошла вследствие конфликта между основными учредителями: Филей Жебровской (владелицей завода «Фармак») и Глебом Загорием (владельцем завода «Дарница»).
Впрочем, по достоверным данным, значительно больший вес, чем сам Багрий, имеет сегодня «серый кардинал» Михаил Кучирка (соучредитель компании «Ганза»).
Кто же помогает заменить нелояльное руководство Государственного экспертного центра? Какова роль правоохранительных органов в этой ситуации, вследствие которой в регионах отсутствуют жизненно необходимые лекарства, которые планировалось приобрести за средства госбюджета? Ведь ситуацию с отсутствием лекарств вполне можно квалифицировать как угрозу национальной безопасности Украины. Каковы место и роль СБУ, в частности, ее Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью?
В 2009 году на борьбу с коррупцией в системе здравоохранения Украины был назначен офицер действующего резерва (ОДР) 1 Управления Главного управления «К» СБУ — помощник (ранее советник) министра здравоохранения Украины Дмитрий Демьяненко.
Демьяненко поступил на службу в органы безопасности в 2005 году (ГУ «К» СБУ), ранее работал в Администрации президента Украины. Подразделение, в котором он трудился, курировал заместитель главы АП времен Леонида Кучмы — Валерий Хорошковский.
На протяжении 2006–2008 годов руководство ГУ неоднократно поднимало вопрос об отстранении этого офицера от занимаемой должности. Нынешний руководитель УСБУ в Одесской области Сергей Батраков поднимал вопрос об увольнении Демьяненко в связи с профессиональной непригодностью.
В начале 2009 года Демьяненко был назначен на должность офицера действующего резерва в Министерство здравоохранения Украины. По некоторой информации — при содействии бывшего заместителя ГУ «К». Демьяненко оставался на занимаемой должности при всех министрах здравоохранения начиная с 2009 года.
На протяжении 2009–2014 годов Демьяненко был включен практически во все рабочие группы Минздрава, которые осуществляли закупку лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
После назначения в 2012 году министром здравоохранения Раисы Богатыревой Демьяненко упрочил свои позиции. Правда, в 2013-м председатель СБУ Александр Якименко выгнал непотопляемого офицера. Насколько известно, за лоббирование интересов группы фирм.
Тем не менее, Демяненко остается советником у Богатыревой, благополучно переживает предновогодний конфликт интересов фармацевтических кланов вокруг препаратов группы фирм «М-Инвест». Более того, ухитряется остаться единственным из числа советников Богатыревой при министре Мусие.
Невероятное везенье, и не последнее. Так совпало, что в течение суток после того, как представители заинтересованных сторон пообщались с председателем СБУ Валентином Наливайченко, Демьяненко восстанавливают в СБУ офицером действующего резерва в Минздраве Украины от ГУ «К» — без согласования с курирующим зампредом Владиславом Бухаревым!
Риторический вопрос: и куда же смотрит Контора? Зачем нужен такой «незаменимый» советник министра здравоохранения?
В случае, если руководство ГЭЦ удастся поменять на нужных людей, будет перерегистрировано более 150 так называемых лекарственных препаратов, мягко говоря, сомнительного качества. А значит, данная продукция сможет беспрепятственно закупаться за бюджетные средства по медицинским программам «Онкология», «СПИД», «Гепатит С», «Рассеянный склероз» как в 2014 году, так и в 2015-м. И ни один министр, даже самый порядочный, не сможет противодействовать данной схеме.
Очень плохо, когда закупаются лекарства известных брендов по значительно завышенным ценам. Еще хуже, если для украинцев будут приобретаться лекарства сомнительной эффективности, безопасности и качества, в том числе те, которые уже давно не используются нигде в мире.
P. S. 17 октября и. о. министра здравоохранения Василий Лазоришинец отстранил от занимаемой должности генерального директора Экспертного центра Елену Нагорную. И. о. назначен Николай Востриков — спортсмен-массажист (при Богатыревой заведовавший весьма значительными средствами Экспертного центра). В качестве зама 22 октября личному составу ГЭЦ был представлен Игорь Шкробанец, в прошлом директор Департамента здравоохранения и защиты населения Черновицкой ОГА (2012–2014), член Партии регионов. Ни один из них — ни спортсмен, ни врач, очевидно, не являются фармацевтами. На подходе возвращение на руководящие должности в Экспертный центр уволенных в 2013 году Осадченко и Николаевой (насколько известно, крестный отец ее двойняшек — Лазоришинец), направления— клинические испытания и регистрация/перерегистрация лекарственных средств.