Приближение осени, которая принесет окончание моратория на отставки в правительстве, заставляет украинских министров забыть о своих дипломах МВА и брать на вооружение методы советских чиновников – причем, далеко не высшего звена. Словно директора колхозов, они «отправляются в народ», чтобы лично закрывать бреши во вверенных им хозяйствах. Особенно ярко эта проявляется у потенциальных кандидатов на вылет из Кабмина.

В частности, министр здравоохранения Александр Квиташвили отправился в вояж по больницам Житомирской и Ровенской областей, где лично пересчитывает запасы вакцин и лекарств. В то же время, его заместитель Виктор Шафранский проехался по учреждениям здравоохранения в Черкасском, Кировоградском и Днепропетровском регионах. Видимо, кроме своего зама, глава ведомства никому в министерстве не доверяет, если переучетом медикаментов на местах приходится заниматься первым лицам Минздрава.

Еще более странными выглядят попытки «решать проблемы на местах» другого претендента на отставку – министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. На прошлой неделе он нагрянул с ревизией в вагонное депо №1 станции «Киев Пассажирский», где проверил ремонт вагонов, стирку белья и даже прошелся по туалетам в поисках неприятного запаха.

«Министры, имена которых фигурируют в возможных кадровых изменениях, хотят продемонстрировать свою буйную деятельность, поэтому прибегают к таким PR-акциям, где хотят продемонстрировать, что они деятельные, работают, не покладая рук, и таким образом хотят защитить себя от вероятной отставки», - отмечает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Кадры решают за министра?

По мнению экспертов, чиновниками двигает не только желание показать себя в наилучшем свете. Устранение текущих проблем собственными руками - свидетельство отсутствия в МИУ эффективной команды. Министр забыл о менеджменте процессов и вместо выстраивания эффективной системы управления теперь вынужден лично инспектировать туалеты и прачечные. Никто не спорит, чистота постельного белья и санузлов действительно вызывают нарекание у пассажиров. Но должен ли обнюхиванием туалетов заниматься лично глава всей отрасли?

Андрей Пивоварский перешел в министерское кресло из бизнеса, не имея за плечами опыта работы на железной дороге, в авиации или других сферах транспорта. Считалось, что отсутствие опыта профессионала-транспортника он компенсирует талантом менеджера. Но министр не справился с главной задачей – не смог наладить систему отбора и назначения руководителей крупнейших госмонополий и предприятий, подчиненных МИУ. Андрей Пивоварский на заре своей министерской карьеры обещал уделять кадровому вопросу особое внимание. «Пока я министр, не будет никаких подковерных договоренностей относительно назначения руководителей государственных компаний. Все эти процессы будут проходить через открытый конкурс», - заявлял он.

На поверку большинство директоров находятся в статусе «и.о.». Ведомство не смогло завершить кадровые конкурсы для стратегических объектов транспортного сектора, среди которых Ильичевский морской торговый порт, международные аэропорты «Борисполь» и «Львов», «Укрзализныця», «Укрпочта» и др. Госпредприятия управляются «временщиками», назначенными непонятно по какому принципу и за какие заслуги, зачастую с сомнительным прошлым.

«Назначение без открытого и прозрачного конкурса однозначно можно считать негативным... Единственная причина, которой можно объяснить такое назначение без конкурса - сделать процесс непубличным. И сделать нового руководителя зависимым от министра», - подчеркивает глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.

Министр приводит в свою защиту доводы, мол, некоторые госпредприятия все-таки получили новых руководителей через конкурсы (в качестве примера приводятся Запорожский и Днепропетровский электрозаводы). Но это – всего несколько небольших предприятий из порядка трехсот. Впрочем, даже в этих случаях команде Пивоварскому не удается довести дела до конца. Так, по словам его зама Владимира Омеляна, спустя полтора месяца после назначения нового руководителя Днепропетровского тепловозоремонтного завода суд заблокировал подписание с ним контракта. В министерстве почему-то не знали о судебном процессе, что указывает на уровень работы команды юристов ведомства.

Денежный вопрос

Сильной стороной Андрея Пивоварского эксперты называли знание финансовой сферы. Имея опыт работы руководителя инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital, глава транспортного ведомства должен был продемонстрировать профессионализм при планировании и управлении государственными финансами. Но и в этом направлении – без достижений. Спустя девять месяцев работы, выяснилось, что Мининфраструктуры не может утвердить финансовые планы госпредприятий на 2015 год. Особенно остро этот вопрос стоит для Администрации морских портов (АМПУ), которая амортизировала на своих счетах огромные суммы, но не может ими распоряжаться. Тем временем ситуация с дноуглублением во многих портах близка к критической.

В частности, в Мариупольском порту из-за задержки в проведении дноуглубительных работ проходная осадка упала почти на метр. Не могут достучаться в МИУ со своим проблемами и представители Николаевского порта. «Собраны колоссальные средства, но, к сожалению, лежат мертвым грузом... На каждом совещании говорю о том, что мы можем подойти к коллапсу. Мариуполь - это был первый звоночек», - заявил почетный президент Николаевского МТП Василий Капацина.

Губернатор Донецкой области Павел Жебривский прямо возложил вину за произошедшее на Мининфраструктуры. По его словам, руководство министерства «должно нести не меньшую вину», чем те, кто управляет портом (филиал Администрации морских портов Украины).

В ответ Пивоварский избрал линию поведения, которая вряд ли присуща сильным управленцам. Он признает провал. «По новому капитальному дноуглублению, по капитальным инвестициям этот год снова будет провален», - говорит глава транспортного ведомства. Но сваливает вину на коллег из Минюста и Минэкологии, которые якобы вовремя не согласовали документы

Долгая дорога в небо

К слову, сложности во взаимодействии у министра наблюдаются не только с другими министерствами, но и со своим подчиненными. Как выяснилось, министерство долго время попустительствовало лоббизму в авиационной отрасли.

Жалобы участников авиарынка на главу Госавиаслужбы Дениса Антонюка фактически игнорировались. Чиновника обвиняли в лоббировании авиационных интересов Игоря Коломойского и его компании МАУ. Однако в МИУ делали вид, что проблемы не существует.

Решить проблему авиаперевозчиков сумел одесский губернатор Михаил Саакашвили, обвинивший госрегулятора в монополизме одной авиакомпании, высоких ценах на билеты и коррупции. Антонюка отстранили с поста главы ГАС. А Пивоварский? Пивоварский сказал, что других кадров, кроме как из МАУ и Аэросвита ему было не найти… Разве только пригасить иностранца. Так почему не пригласили? В МИУ по этому поводу избрали привычную тактику – ссылаются на необходимость согласования назначения в Кабмине и т.д.

Госзакупки

Сколько было надежд, что приход менеджера «европейского формата» позволит наконец навести порядок в сфере госзакупок. Но у главы Мининфраструктуры и здесь наклада за накладкой. За неполный год его руководства крупнейший государственный потребитель дизтоплива «Укрзализныця» трижды рисковала остановить движение поездов из-за его дефицита. По странному совпадению все три раза проблемы железнодорожников были связаны с прежним работодателем министра – группой «Континиум», в состав которой входит компания «Вог Аэро Джет». В министерстве пытались возложить вину за срыв тендеров на суды, законодательство и т.д., однако в Антимонопольном комитете четко заявили, что причина срыва в том бардаке, который руководство транспортного ведомства развело в ГП «Укрзализнычпостач», где руководителем поставлен протеже Пивоварского – Евгений Хорощак. Для отсечения «чужих» компаний от участия в тендерах условиях конкурса выписаны настолько дискриминационным образом, что оспорить результаты торгов не составляет труда.

А где же европейский менеджер? Не будем умалять его заслуги – раскрытие предложений участников тендера теперь записываются на камеры. Правда, записи потом бесследно исчезают.

Инвестиционная непривлекательность

Ожидалось, что бывший топ-менеджер инвесткомпании покажет лучшие качества в умении работать с инвесторами. Но, как не парадоксально, результат работы министерства демонстрирует противоположное. Попытка Андрея Пивоварского привлечь частный капитал к строительству концессионной дороге «Львов – Краковец» оказалась обречена на провал.

Из девяти компаний, пожелавших принять участие в строительстве, Мининфраструктуры отобрало двух участников. Выяснилось, что один из них - консорциум «Украинские транспортные магистрали» брался за строительство этой дороги еще в 1999 году. Французская Bouygues пыталась соединить Львов и Краковец платной дорогой в 2005-м, но не смогла привлечь инвестора. Зачем министр вновь отбирает компании, уже провалившие проект, остается загадкой.