Новая украинская власть за достаточно небольшой срок своего существования смогла сделать немало. Тут можно вспомнить и небезызвестные украино-российские договоренности, и консолидацию всей вертикали власти в одних руках, и изменения в информационном пространстве.

Минувшие полгода показали слабость и нестабильность "постмайданной" политической системы, которая была утверждена в начале 2005 года, и которую "регионалы" смогли демонтировать менее чем за 100 дней.

Вряд ли в Украине за все годы независимости была настолько целостная и стабильная политическая система. Вспомним, что все 90-е годы прошли в беспрерывной борьбе между президентом и парламентом. Она достигла своей высшей точки в 96-м году, но и после этого оставалась весомым фактором отечественной политики. Вообще, перманентное состояние войны между разными ветвями власти уже стало чуть ли не трендом, по которому украинскую политику было несложно выделить на постсоветском пространстве (особенно на фоне "консолидированных" Белоруссии и России).

Теперь все изменилось, и взаимодействие между парламентом, президентом и правительством можно считать образцовым. Настолько образцовым, что часто законы принимаются быстрее, чем успевают разрабатываться.

При этом представителям власти, пожалуй, не может не греть душу фактический коллапс оппозиции. Несмотря на активные попытки изобразить бурную деятельность, украинские оппозиционеры за полгода так и не смогли продемонстрировать никакой взвешенной и последовательной позиции, никаких консолидированных действий, никакой внятной программы, что и нашло полнейшее отражение в рейтингах их поддержки.

Итак, власть у нас стабильна как никогда. Кажется, что никто и ничто не способно пошатнуть мощный властный механизм "регионалов". Однако, уже сейчас, в пору наибольшего могущества и триумфа власти Виктора Януковича, невооруженным взглядом видны тенденции и факторы, которые и способны в конечном счете эту власть серьезно подорвать.

Во-первых, необходимо отметить, что даже опыт Майдана и "постмайданного" развития не научил представителей Партии регионов необходимости уделять пристальное внимание информационным технологиям, роль которых в украинском обществе растет просто семимильными шагами. Очевидно, что административное давление на блогеров при помощи СБУ на фоне полной информационной закрытости и цензуры в СМИ – не лучший фон для развития общественных настроений. Достаточно вспомнить ситуацию в 2001-2004 годах (когда именно такими методами власть пыталась контролировать информационное пространство), чтобы понять: через довольно незначительный промежуток времени у нас будет существовать абсолютно оппозиционное информационное пространство интернета. Это пространство, конечно, можно пытаться контролировать. Но на это способен разве что мощнейший полицейский аппарат Китая, но никак не отечественные правоохранители. И не стоит недооценивать интернет – он сыграло далеко не последнюю роль в событиях 2004 года, а за 6 лет информационное развитие страны сделало огромный шаг вперед.

Во-вторых, понимание политики у новой власти также существенно не ушло вперед за последние годы. Собственно, в строительстве самой Партии регионов взяли верх бюрократические тенденции. Например, не так давно была проведена незаметная для публики "кадровая революция" с практически полной заменой партийных руководителей местного значения. Что характерно, в первую очередь эти процессы затронули "базовые регионы", и даже в Донецкой городской партийной организации теперь новый председатель. Логика этого процесса понятна: назначить "партийными лидерами" глав местных администраций с тем чтобы концентрировать в одних руках и административный ресурс, и партийный механизм. Вот только польза от этого явно сомнительна. Все мы помним судьбу предыдущих "бюрократических проектов" - СДПУ(о), НДП и т.д. Тем не менее, теперь настал черед Партии регионов пройтись по старинным украинским политическим граблям. Не будем также забывать, что отставленные партийные лидеры – не последние люди в своих регионах. Сложно ожидать от них искренней благодарности по отношению к людям, которых они привели к власти и которые их "отблагодарили", выкинув на политическую обочину. Фактически, Партия регионов усиленно формирует "вторую линию оппозиции" в своих собственных рядах. И это еще вопрос, какая "линия фронта" окажется для власти опаснее.

В-третьих, нельзя не вспомнить тлеющий конфликт с местными элитами, из которых наиболее очевидным и впечатляющим являться внутрикрымские выяснения отношений, ярким примером чего были недавние неоднозначные заявления лидера крымских коммунистов Леонида Грача. Очевидно, что крымская элита (вполне сформированная и привыкшая к полунезависимому существованию еще с 90-х годов) рассчитывала занять в новой Украине причитающееся за поддержку Виктора Януковича место. Однако конфликт интересов между центром и регионом принес раскол в некогда стройные ряды союзников по "Блоку Януковича". Назначение Василия Джарты руководителем правительства автономии продемонстрировало местным политикам, что старые союзники, фактически, не собираются с ними считаться. Следовательно, и союза больше никакого не будет, и уже на ближайших местных выборах борьба развернется нешуточная. Крым в данном случае – лишь наиболее показательный, но не единственный регион. Между прочим, в этом – решительное отличие между властью Партии регионов в Украине и властью "Единой России" в сопредельном государстве. Режим Путина-Медведева никогда не противопоставлял себя региональным элитам. Борясь с информационной свободой и олигархами, российская власть и не думала в серьез противопоставлять себя традиционным "властным анклавам" вроде Татарстана. Очевидно, что в данном случае Кремль был куда как более дальновиден. Большое количество "обиженных" при распределении властных полномочий уже разрушило изнутри оранжевую власть, но и ее приемники вполне могут пойти по проторенному пути.

Все эти факторы, невидимые и неочевидные тем не менее представляют собою мину замедленного действия, зарытую самостоятельно новой украинской властью под свой фундамент. И мина может сдетонировать от любого внешнего воздействия. А уж окажется новая власть способной выдержать такой удар или нет – покажет время.