С 21 августа 2010 года вступает в силу новая редакция Закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Закон существенно расширит перечень компаний, которые должны будут "стучать" на своих клиентов, если вдруг заподозрят их в "отмывании" "грязных" денег.
- Что изменится теперь для физлиц -- частных инвесторов, потребителей услуг?
Расширился круг лиц, отслеживающих подозрительные операции с деньгами и при необходимости уведомляющих о них госорганы. Кроме банков, страховых и инвестиционных компаний, в этот список попали и "нефинансовые" профессии -- риелторы, юристы, нотариусы, адвокаты, розничные торговцы.
Поднялся и так называемый "порог" обязательного финмониторинга -- с 80 тыс. грн до 150 тыс. грн. В международных стандартах указана сумма в €15 тыс., мы привели ее в соответствие с нынешними реалиями.
- Как изменится сам режим финмониторинга?
Для новых субъектов режим финансового мониторинга иной. Например, банк при проведении операции, которая значится в списке обязательного мониторинга, независимо от наличия или отсутствия подозрений об отмывании денег будет передавать информацию в Госфинмониторинг.
Для нефинансовых видов бизнеса обязательного мониторинга и информирования нет. Только лишь в случае покупки или продажи недвижимости (если сумма сделки превышает 400 тыс. грн), при управлении активами или банковским счетом клиента, а также при создании предприятия, юристы и адвокаты в обязательном порядке должны идентифицировать клиента (снять копии паспорта и справки о присвоении идентификационного номера), а документация, подтверждающая сделку с клиентом, должна храниться пять лет.
Госфинмониторинг может быть уведомлен об операции лишь в случае, если она вызывает сомнения.
- А как определяется "сомнительность" операции?
Система финансового мониторинга во всем мире изначально строилась на подозрениях. Если в законе четко определить критерии подозрительности, злоумышленник найдет способ их обойти и умело завуалирует свои "теневые" операции. Тем не менее, все равно существует рекомендованный перечень критериев, на которые нужно обращать внимание.
- Что это за критерии?
Первая группа -- данные об участниках операции, есть ли о них какая-то негативная информация (розыск, следствие, угроза ареста активов, поддельные документы, отсутствие предпринимателя или фирмы по месту регистрации).
Вторая группа -- нелогичная, экономически необоснованная, невыгодная сделка. Например -- продажа активов по заниженной цене или размещение депозита и получение под него кредита, чтобы скрыть средства, размещенные в качестве вклада.
Третий критерий -- несоответствия, расхождения в данных о человеке. Допустим, когда счет в банке приходит открывать клиент, который не может четко ответить на вопросы, касающиеся его деятельности, бизнеса. Или когда человек без работы и постоянных доходов проводит операции на фондовом рынке на миллионы гривен.
- Что происходит, если "чистота" доходов вызывает сомнения?
Субъект первичного финмониторинга должен внести операцию в свой реестр. Также человеку могут задать ряд дополнительных вопросов. Например, могут попросить разъяснить причину сделки, ее мотивацию. Если подозрения остаются, по закону, информация передается в Госфинмониторинг. Причем клиента, проводившего операцию, в известность об этом не ставят.
Все сообщения, которые получает комитет, анализируются. Изучается схема операций, данные об их участниках, если необходимо -- мы запрашиваем другие госорганы, а при внешнеэкономических операциях можем сделать запрос зарубежным коллегам. И если Госфинмониторинг приходит к выводу, что есть основания подозревать человека в "отмывании" денег -- материалы передаются в правоохранительные органы.
- Может ли операция быть приостановлена, если она вызывает подозрения?
Да, сам субъект первичного финмониторинга (банк, страховая компания и другие), если у него есть основания полагать, что операция связана с "отмыванием" денег, может приостановить ее на два дня. Он сообщает об этом в Госфинмониторинг, который со своей стороны имеет право продлить срок еще на пять дней. После запроса дополнительной информации комитет может передать дело уже в руки правоохранительных органов и "заморозить" операцию еще на семь дней, чтобы у правоохранителей было время получить решение суда и арестовать активы.