Госфининспекция не смогла провести проверку тендеров "Нафтогаза", так как договоры и акты работ на 3 млрд грн были изъяты следователями еще полтора года назад. Нынешние правоохранители их тоже не отдают.
Удивительной красоты документ попал из недр Госфининспекции в нашу редакцию.
В нем контролирующий орган отчитывается перед Кабинетом министров о проверке трат НАК "Нафтогаз Украины" на геологоразведочные работы. Период проверки — самый что ни на есть вкусный: с 1 января 2012-го по 31 августа 2013-го. Под стать и потраченная сумма— около 3 млрд грн.
В отчете обнаружилось немало занимательных вещей, но в наибольшей степени выделяется одна. Оказалось, что люди, изымающие из бюджета миллиарды, вовсе не обязаны бояться "прокуроров-милиционеров". Даже наоборот, правоохранителей иногда используют для сокрытия содеянного. Понятно, что такие преференции даруются лишь "лучшим людям города", но именно они и фигурируют в этой истории. А теперь слайды.
Миллиарды в дыру
По подсчетам ГФИ, в исследуемый период "Нафтогаз" подписал договоров на геологоразведку и буровые работы на сумму в 4,1 млрд грн. Работ, правда, было выполнено меньше (3,04 млрд), зато практически все они были оплачены (2,98 млрд грн).
Стоит отметить, что столь высокий уровень проплат в нынешние времена выглядит удивительным, но это отнюдь не самый интересный факт в отчете.
Первое: оказалось, что фраза "геологоразведочные и буровые работы" означает совсем не то, что первым приходит в голову. Дело в том, что собственно на бурение расходовалось лишь 15% средств. А 85% от общей суммы договоров — это "консультационные услуги". Что это значит, думается, понятно и самым неискушенным читателям.
Другая интересность из документа — это как расползались миллиарды из "нафтогазовской" казны. ГФИ отчиталась, что главными получателями средств были три ООО: "Капромбуд", "Володар" и "Виртус XXI". Все они ожидаемо оказались "прокладками", то есть структурами, которые сами ничего делать не умеют, кроме одного: перебрасывать деньги на другие счета.
Традиционно "прокладки" делятся на две категории. Тип первый. За часть денег, полученных от государства, нанимается реальный исполнитель работ (часто, кстати, это другое госпредприятие). Все, что осталось, называется честным заработком, другое название — "доля малая".
Тип второй и более откровенный. Деньги сразу обналичиваются через "налоговые ямы". Дальше по вкусу: либо реальные исполнители работ нанимаются за кеш (особенно популярно это в строительстве), либо никто ничего не делает, и все, что на счет пришло, трактуется, как "прибыля". Схема, понятно, ярко криминальная, но часто рабочая. Главная проблема в ней — получить от государства деньги авансом. Некоторым удается.
Удалось это и вышеупомянутым трем счастливчикам — "партнерам" "Нафтогаза". По данным "Экономической правды", часть их договоров получила предоплату в невероятные 95%.
Дальше события развивались уже традиционно. По подсчетам ГФИ, на своих счетах бизнес-партнеры "Нафтогаза" оставили лишь 7%, остальные средства ушли либо на группу "сумеречных фирм", либо реальным исполнителям работ.
Тут мы обречены сделать небольшое лирическое отступление. Оказалось, что качество исследования госинспекторов серьезно хромает. Во-первых, они решили не отделять зерна от плевел, смешав в одну кучу всех контрагентов — и однодневных, и реальных. Обрекая читателей отчета разбираться самим.
С одной группой все ясно: там уже год, как проходит процедура ликвидации (ЧП "Индекс", ООО "Конект-Плюс" и ЧП "Стильтекс"). То есть эти прожили жизнь по принципу: "мавр сделал дело — может уйти".
Но, кроме них, в списках получателей денег названы ЧАО "Геофизическая компания "Надра", ООО "Каротаж-Прайм", "Петро-Консалтинг" и "НТК "Депроил". Последнюю фирму ГФИ проверила и нарушений не нашла, а остальных "не оказалось по месту регистрации, о чем и составлен акт о невозможности проведения встречных проверок". Вообще-то не найти акционерное общество, которое ежеквартально отчитывается перед Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, — это, конечно, надо уметь.
Во-вторых, ЧАО "Геофизическая компания "Надра" — это старое название "Каротаж-Прайма", которое, кстати, тоже ЧАО, а не ООО. В-третьих, Госфининспекции стоило бы определиться, кого они имеют в виду под названием "Петро-консалтинг". Тем более что в одном и том же документе оно названо по-разному ("Петро" и "Петрол"), и ни один из вариантов в реестре не встречается. Мы вообще-то уверены, что называется оно "Петро-консалтінг", но ведь не мы отчеты Кабмину готовим.
И напоследок. Мы были несколько удивлены отсутствием в списке ООО "Універсальне комерційне суспільство", которое получило в 2012 г. более 400 млн грн на разведку площади Палласа. Но это уже так, к слову…
Дело в том, что все эти фактологические неурядицы можно действительно трактовать как лирическое отступление. Ведь если бы даже ГФИ отработала материал на уровне ФБР, провести расследование ей бы все равно не удалось. Потому что самое главное, что зафиксировала проверка, — это то, что проверять фактически нечего: документы исчезли.
Документы, которые украдены до нас
Начнем, пожалуй, с цитаты: "81 из 88 договоров с первичными документами и документами, на основании которых эти договора заключались, были изъяты правоохранительными органами (следователями Печерского РУ ГУ МВД в г. Киеве Д.Нечитайло на основании протокола обыска от 28.08.2012 г. и П.Меншуном на основании протокола обыска от 25.01.2013 г., следователем налоговой милиции ГНИ в Дарницком районе г. Киева М.Барановым на основании протокола выемки от 11.05.2012 г.".
Таким образом, сообщает ГФИ, не удалось подтвердить расчеты у "Капромбуда" на сумму 817,8 млн грн, у "Володара" и "Виртус XXI" — на сумму 1,96 млрд.
Госфининспекция попыталась было взглянуть на изъятое, но дальше попытки дело не пошло. МВД уведомило коллег, что их просьбу перенаправили в Печерский райотдел, милиционеры помельче уже решили не отвечать. Воззвания ГФИ к Авакову и Билоусу действия не возымели.
В результате контролеры обратились к последней инстанции — премьер-министру А.Яценюку, чтобы тот повлиял на членов своего кабинета. Выглядит это, конечно, смешно: премьер ищет документы, которые заныкали районные следователи. Правда, и грусти добавляет.
Можно, понятно, лелеять надежду, что вот прямо сейчас умные следователи какого-то ведомства тщательно изучают бумаги. Но гложут некоторые сомнения.
Хотя документы и изымались руками правоохранителей, но, по всей видимости, не по их инициативе. Напомним, что все случилось еще в 2012–2013 гг. Тогда проходила жесткая подковерная борьба между Юрием Бойко и Эдуардом Ставицким, завершившаяся победой последнего: в декабре 2012-го он возглавил Минэнергоугольпром.
Так что выемка была выгодна либо для компромата, либо для зачистки следов. Мы более склоняемся к последнему. Это, кстати, подтверждается и тем, как следователи прореагировали на материалы ревизии "Нафтогаза" в 2013-м. В том же отчете ГФИ упоминается, что 3 декабря 2013 г. 27 томов проверки были направлены в Генпрокуратуру, та передала их по цепочке, и уже 6 февраля 2014 г. Шевченковский РУ ГУ МВД сообщил, что оснований для открытия уголовного дела не нашлось.
Кстати, постреволюционная ГПУ повторно потребовала эти документы уже в марте. Чем закончилось их чтение, пока непонятно. Как непонятно и то, почему следователи не желают допускать до расследования коллег из фининспекции. Версия, конечно, напрашивается, но не хочется о грустном.
И еще один штрих. В ходе подготовки этого материала мы с удивлением обнаружили, что в "Вестнике государственных закупок" задним числом исчезло два "нафтогазовских" тендера (№12/13 (614/13) от 27.01.12 г.) с победителем ООО "Володар" на сумму в 258 млн грн. За три года мониторинга госзакупок такого явственного и откровенного криминала мы еще не фиксировали. А теперь вопрос. Как вы думаете, если следователи вплотную занимаются тендерами по разведке и бурению (а все эти договоры проходили именно через тендеры), может ли в это же время в официальном издании отсутствовать документация на закупку в 200 млн? Отож бо й воно…
Понятно, что неспешность проверяющих можно объяснить объективными причинами, хотя и субъективные сбрасывать со счетов тоже не стоит. Тем более что "субъективные факторы" — это обычно люди. В этой истории их хватает.
Колхоз имени Курченко
Коррупционный тендер — это игра, в которую должны играть двое: и заказчик, и его победитель. С заказчиком ясно, юридически — это "Нафтогаз", поименный список пусть составляют другие органы.
Относительно же победителей, то тут двумя словами не обойтись. Мы не будем называть номинальных собственников и директоров тендерных счастливчиков. Вся их вина состоит в том, что они когда-то продали данные своего паспорта и единожды сходили к нотариусу. На сленге некоторых журналистов их называют "колхозники", хотя случаются и жители райцентров. Более интересно, кто работает председателем "колхоза", и тут есть о чем поговорить.
Начнем, пожалуй, с "Виртус XXI". Знаменитым оно стало сразу после Майдана, когда активисты начали разгребать уничтоженную документацию под офисом таинственного Сергея Курченко. Тогда из клочков бумаги удалось составить документ, свидетельствовавший о том, что в декабре 2013 г. Брокбизнесбанк Курченко вывел 650 млн грн фиктивным кредитом через "Виртус XXI". Потом финансовую дыру пришлось заполнять рефинансированием из Нацбанка.
В еще более интересную ситуацию попал первый основатель "Виртуса" — ООО "Ледис". В августе этого года прошел суд, на котором номинальный собственник этой конторы, харьковский гражданин, покаялся в "фиктивном предпринимательстве" и сообщил, что собственником он стал за гонорар в 100 долл., хоздеятельностью не занимался, так как нотариально передал права на фирму. Права на фирму использовались достаточно своеобразно. "Ледис" знаменит тем, что в 2013 г. одолжил медиа-холдингу "Вести" 93 млн грн. Через курченковский же "Реал банк". Будем считать это дополнительной информацией для тех киевлян, которые разбирают бесплатный продукт у входа в метро.
"Брокбизнес", "Реал" и еще один семейный банк — "Рыночные технологии" фигурируют и в связи с другим победителем тендеров "Нафтогаза" — "Капромбуд".
В марте этого года в суде оказалось дело о завышении "Капромбудом" налогового кредита на сумму в 105 млн грн. Цитата: "…по факту умышленного уклонения от уплаты налогов служебными лицами совместно с банковскими учреждениями ПАО "Реал Банк", АО "Брокбизнесбанк" и ПАО "Банк "Рыночные технологии".
Кстати, в Судебном реестре можно найти и решение, которое напрямую касается "Капромбуда" и тендеров "Нафтогаза".
В 2013 г. суд обязал "Капромбуд" оплатить государственному "Науканефтегазу" 13,7 млн грн за геологоразведку. Ответчик и денег не прислал, и в суд не явился. Возможно, потому что в штате победителя многомиллионных тендеров числился один человек.
Не любили являться на суды и представители фирмы "Володар". На встречу с юристами "Нафтогаза" не пришли аж четыре раза. Хотя дело было на 250 млн. Суд этот, кстати, интересен не только тем, что проходил он еще в ноябре 2013-го. Но еще и потому, что "Нафтогаз" требовал штрафных санкций за неисполнение тендерного контракта на геологоразведку. То есть именно на те работы, документы по которым исчезли.
Так что в этом контексте желание взглянуть "на пропавшую грамоту" только усиливается. Особенно интересно ознакомиться с фамилиями "нафтогазовцев", подписавших акты выполненных работ.
Что же касается победителей тендеров, то тут любопытства почему-то меньше. Со стодолларовых "крестьян" можно снять разве что штраф. А кто является в "колхозе Курченко" председателем, кто — бригадиром, а кто — пастухом, уже не столь важно. Главное — самим опять не занять место колхозного стада.