Одним из самых интересных законопроектов, который должен рассмотреть парламент уже нового созыва – «О перевозках на такси и перевозках на заказ». Проект закона был зарегистрирован депутатом от «БЮТ – «Батькивщина» Олегом Шевчуком 16 октября и 19-го числа поступил в профильные комитеты. При этом принадлежность к оппозиционной политической силе автора документа никак не повлияет на прохождение закона через Раду, как может показаться сразу. Шевчук кроме всего прочего является заместителем председателя Федерации работодателей Украины Дмитрия Фирташа. Более того, еще один соавтор документа – глава постоянной комиссии по вопросам транспорта и связи Киевсовета Дмитрий Олейник – также является заместителем Фирташа на посту главы Федерации.
Авторы закона приводят цифры, иллюстрирующие тенизацию рынка. Так, по стране в тени находится 85% участников таксомоторного рынка или 200-300 тыс. участников. В Киеве этот показатель составляет 95%, что соответствует 19 тыс. автомобилей. Ежегодные обороты теневого рынка в денежном выражении впечатляют еще больше: 20 млрд. грн. по Украине и около 2 млрд. грн. в столице. Насколько реальны эти подсчеты, проверить не представляется возможным, однако то, что многолетние попытки реформирования рынка такси подходят к возможному завершению – не оставляет сомнений.
В законопроекте предлагается ряд нововведений, призванные вывести из тени если и не весь рынок, то хотя бы его значительную часть. Пожалуй, самое значительное возможное изменение: привлечение ГАИ к проверкам автомобилей с признаками такси на наличие разрешительных документов. Ранее этим занимались сотрудники транспортной инспекции, которые, правда, не имели право останавливать машины. Функцию же выдачи разрешений за деньги предлагается отдать местным властям. Кроме того, всем легальным таксистам в техпаспорте придется внести соответствующую отметку, что повлечет перерегистрацию в МРЭО. Также не бесплатную.
По сути, новая схема контроля за рынком имеет все шансы на успех, если под ним понимать прохождение законопроекта в парламенте. Ведь теперь в денежную цепочку вовлечены ГАИшники и сотрудники МРЭО, местные органы власти и фискальные органы. Во всех предыдущих попытках урегулировать рынок таксомоторных перевозок, учета корыстных интересов такого количества сторон, к примеру, не было. Тем же органам местного самоуправления предлагали выдавать разрешительные документы, но лишь по принципу молчаливо согласия.
Новый законопроект предлагает бонусы и для самих участников рынка. Так, на территориальном уровне должны быть созданы городские и поселковые советы перевозчиков такси, которые фактически получат возможность контролировать ценовую политику на рынке. А через год после своего создания – и определять граничный объем участников, задействованных в перевозках.
По словам одного из соавторов проекта закона, почетного члена правления ВОО «Украинская Таксомоторная Ассоциация» Андрея Антонюка, легальные перевозчики цены поднимать не будут. Тем не менее, если учесть, что большинство киевских таксистов сегодня выходят на заказы с тарифами от 2 грн. до 3 грн. за километр, то названный Антонюком средний тариф в 5 грн./км как раз и является существенным удорожанием проезда. Более того, на форуме одного из сайтов Ассоциации размещена «аналитическая записка», проливающая свет на будущие тарифы. «Тарифные стандарты должны содержать: базовый тариф, который составляется из стоимости посадки (найма такси), стоимости 1 км проезда такси и стоимости 1 мин. пребывания в такси; коэффициенты к базовому тарифу по классу автомобилей такси: «эконом», «стандарт», «Бизнес»; по типу перевозки «по городу», «за город», «туда и обратно»; по периоду суток и с учетом работы в праздничные дни: «День», «ночь», «праздник», – отмечается в ней. Но самое интересное то, что проектом предлагается утверждать соответствующую тарифную сетку органам местного самоуправления, но только исходя из поданных территориальными советами перевозчиков предложений.
«Создаются местные советы перевозчиков. Как они формируются? Один голос равняется одной лицензионной карточке. Соответственно, человек, купивший 200-300 машин, будет иметь 200-300 голосов. То есть крупное АТП, может провести любое решение. Крупный капитал, закупив машины и имея большинство в этих советах, полностью получает город», – поделился с «Комментариями» своими опасениями Василий Попик, председатель Профессионального союза таксистов Украины.
Тем не менее, Антонюк сразу же опроверг эту логику, утверждая, что интересы и у крупных перевозчиков и у самозанятых предпринимателей – одни. Добавив также: «На самом деле в Профсоюзе таксистов Украины представлены только директора информационно-диспетчерских служб. Перевозчиков, работающих в легальном поле, практически нет».
И в этом утверждении скрыта вся подоплека появления данного законопроекта. Реформирование рынка перешло в стадию жесткой борьбы крупных АТП с конкурирующими с ними многочисленными диспетчерскими службами, которые привлекают к перевозкам частников.
Данная схема «Украинской Таксомоторной Ассоциации» показывает функционирование столичного рынка такси. Так, любой звонок клиента поступает в одну из свыше 300 диспетчерских служб. Далее информация о заказе попадает на один из 12 транзитных серверов, связанными с центральным сервером. После того, как заказ поступает на центральный сервер, он отображается на мобильных телефонах вовлеченных в схему водителей. К слову, установка специальной программы на телефон стоит всего несколько десятков гривен.
Как утверждают в Ассоциации, правила игры на рынке весьма просты. Водитель для возможности работы на линии платит диспетчерской предоплату. Из нее диспетчерская, привлекшая частника на работу, забирает 12% стоимости поездки. А уже из этой суммы половина отдается владельцам центрального сервера, которые оставляют себе 1%, а 5% передают диспетчерской, принявшей заказ.
То, что эта схема действительно работает, со слов Антонюка, доказывают события вокруг ареста серверов компании «Эвос», который имел место 18 мая. Тогда работа такси в Киеве была фактически парализована на несколько дней. Однако потом центральный сервер вновь заработал. «Чудес в мире не бывает. Раз работа возобновилась, значит, это кому-то нужно. На сегодняшний день эта система работает, как и работала», – подчеркнул Антонюк. И только это может служить основанием предполагать, что диспетчерские не исчезнут сразу с рынка даже после принятия закона. Кроме того, Василий Попик уже пообещал «поднять вся страну» против «монополизации рынка» в случае прохождения докуента через Раду.
Для обычного же потребителя, который в большинстве случаев вряд ли сегодня задумывается о том, куда именно идут его деньги, оплаченные за поездку в такси, возможное принятие закона означает лишь удорожание проезда. Ведь зная о возможности решить вопрос с ГАИ «по-хорошему», любой самозанятый таксист будет закладывать в стоимость поездки еще одну составляющую – «за риск». Стоимость же перерегистрации и фискальные затраты также скажутся на конечном тарифе.