Мэр Харькова скоропалительно отреагировал на Закон «О доступе к публичной информации», который вступил в силу с 9 мая, и обнародовал свою декларацию доходов за 2010 год. Еще во вторник «Сегодня» подала в новоиспеченный отдел обеспечения доступа к публичной информации горсовета запрос. Не дожидаясь пяти дней, как положено по закону, Геннадий Кернес обнародовал декларацию в разделе «биография» на сайте мэрии. Единственный доход мэра — зарплата градоначальника, а рядом с домом по месту прописки нет даже асфальта.
На оздоровление. Как выяснилось, мэр, как и многие харьковчане, живет на одну зарплату: за 2010 год (сначала как секретарь горсовета, с марта — исполняющий обязанности мэра, с ноября — без приставки) заработал 118 522,18 грн. Выходит, в месяц — 9876 гривен. Не меньшим откровением станет для многих факт, что Кернес — практически бессребреник: владеет лишь двумя машинами, а вот счетов в банках и ценных бумаг не имеет, процентов и роялти не получает, дополнительных источников дохода также нет. Во всех графах налоговой декларации, поданной 30 марта в ГНА, по этому поводу — сплошные прочерки. За 2010 год мэр дважды получил материальную помощь в размере 22 452 гривни.
Заммэра Татьяна Таукешева, директор департамента бюджета и финансов пояснила нам, что кроме зарплаты (куда входит оклад, надбавка за ранг и выслугу, за знание иностранных языков, секретность и научные звания) госслужащие имеют право на матпомощь. «Согласно постановлению Кабинета министров, чиновник может просить помощь на социально-бытовые нужды и оздоровление (в период отпуска), решение о выделении в размере среднемесячной зарплаты принимают депутаты на сессии», — сообщила нам заммэра.
Единственная роскошь городского головы Харькова — две машины. Согласно официальным данным, у Кернеса — спортивный Porcshe Carrera (объем двигателя 3,6 литра) и Mersedes Benz S 550 (объем двигателя 5,4 литра). Стоимость каждого автомобиля, согласно автосайтам, — около $100 000.
В декларации мэра Кернеса нет данных о доходах членов его семьи. Возможно, из-за того, что ни один из трех сыновей с отцом не живет (налоговики требуют только доходы прописанных с чиновниками отпрысков), не указал мэр и доходы своей жены (по правилам, указывается только доход официальной супруги. — Авт.).
Крыша преподавателя. Жилищные условия харьковского мэра оставляют желать лучшего. В декларации указан адрес: ул. Бассейная, 76 — частный сектор на окраине Салтовки, недалеко от окружной дороги. Старый дом с чердаком, небольшой дворик, выложенный тротуарной плиткой, с гаражом и беседкой. Во дворе нет собаки, на окнах дома — простые тюлевые занавесочки. В самом доме вчера днем двери никто не отворил, хотя, как выяснилось, кроме нашего головы здесь прописана семья из четырех человек, а Геннадия Адольфовича местные ни разу не видели, но слышали еще двадцать лет назад, будто бы он прописан здесь.
«В этом доме всю жизнь живут Ярмаки. Преподаватель университета в возрасте, Владимир Иванович, его теща, сын и внук, — рассказала нам соседка мэра Татьяна Васильевна. — Поговаривают, что Геннадий Адольфович знаком с Владимиром Ивановичем больше двадцати лет, а в начале девяностых помог ему с установкой стационарного телефона». Пути к домику мэра — едва ли не худшие во всем городе. На этой проселочной дороге никогда не было асфальта.
Губернатор — на очереди
Одновременно с запросом в мэрию с просьбой обнародовать доходы получил наше письмо во вторник и губернатор Харьковской области Михаил Добкин, а также его заместитель по экономическим вопросам Юрий Сапронов. До окончания пятидневного срока (считаются лишь рабочие дни) остались только пятница и понедельник. Будем надеяться, что Михаил Маркович последует примеру своего соратника Геннадия Адольфовича и расскажет, чем владеет и как зарабатывает. Кроме того, благодаря «Закону о доступе к публичной информации», принятому ВР в апреле, любой харьковчанин (физлицо или юрлицо) имеет право на получение сведений о доходах любого госслужащего.
Добкин беднее своего заместителя, а его Toyota Land Cruiser – ржавеет под дождем
Немного позади своего зама по доходам — глава области Михаил Добкин, который владеет двухкомнатной квартирой на Салтовке (прописан там, но не живет). На посту губернатора (а до апреля — мэра Харькова) заработал за год чуть больше 100 000 гривен — в месяц около 8750 гривен. Не на одну зарплату, в отличие от своего друга, мэра Геннадия Кернеса, живет Михаил Маркович. На счетах в банках у него — почти 63 000 гривен. А вот капитальных вложений в недвижимое имущество губернатор, судя по декларации, не делал: кроме квартиры в 44 квадратных метра за ним ничего не числится, даже гаража для его джипа Toyota Land Cruiser (стоит около 60—80 тысяч у.е.) и финского катера Silver. Что интересно, нет «квартиры» для железных коней и у членов семьи губернатора, на счету которых еще две иномарки. Зато квадратных метров у четырех детей и жены Михаила Марковича — примерно по 30 на каждого (всего указан 161).
Нельзя проверить. О том, почему харьковские чиновники оказались в сотни раз беднее коллег из Одессы, не говоря уже о Киеве, можно только догадываться. Политолог Валерий Дудко считает, что проблема — в отсутствии механизма проверки доходов госслужащих. «Нет структуры у нас, которая могла бы проверить, насколько правдиво чиновники отображают свои доходы. То, что написано пером, в этом случае можно вырубить топором. Да, в декларации прописано, что госслужащий предупрежден об ответственности за предоставление неправдивых сведений, но на деле это не работает», — считает Дудко.