В распоряжении "ЭП" попали документы из реформирования правоохранительных органов, которые разработаны Администрацией президента (АП) совместно с Министерством внутренних дел (МВД).
Одна из идей глобальной реформы - создание Финансовой полиции. По замыслу администрации, этот орган появится в структуре Министерства финансов, и объединит в себе функции налоговой милиции, финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия экономическим преступлениям. Предполагается, что новое ведомство будет создано на кадровой базе действующей налоговой милиции.
Суть реформы сводится к тому, что расследование экономических правонарушений будет отнесено к исключительным полномочиям нового ведомства, а их (полномочие), в свою очередь отберут у соответствующих подразделов МВД, прокуратуры и Службы безопасности Украины.
Нельзя сказать, что идея новая. В правительстве Тимошенко старались создать что-то похожее, однако реформа провалилась из-за нежелания правоохранительных органов, подконтрольных президенту Виктору Ющенко, делиться своими полномочиями с министром финансов.
Но сейчас несколько другая ситуация. В основным инициатором создание Финансовой полиции стал действующий начальник Налоговой милиции Андрей Головач, который таким образом хочет усилить свой статус и выйти из-под подчинения главы Налоговой службы Александра Клименко.
Как сообщил "ЭП" один из экспертов, причастный к разработки концепции, Головач наравне с главой Клименко является полноправным представителем окружения семьи президента, и его хотят поставить "смотрящим" за Налоговой и Таможенной службами. Именно Финансовая полиция будет бороться с коррупцией в этих ведомствах с тем, чтобы министр финансов Юрий Колобов (еще один приближенный к семьи) смог сконцентрироваться на работе с расходной частью госбюджета, финансировании госдолга и переговорах с Международным валютным фондом.
Сегодня, как и тогда, в структуре Минфина работают пять ведомств, которые имеют право вести следствие и дознание по экономическим правонарушениям. Это Государственные налоговая и таможенные службы, пробирная служба (в сфере обращения драгоценных металлов), Государственная служба финансового мониторинга и Госфининспекция. При этом, как отмечают авторы проекта реформы, в подавляющем большинстве случаев, за исключением налоговых правонарушений, выявленные случаи расследуют сотрудники МВД и СБУ.
Финполиция, как это себе представляют в АП, должна будет выявлять нарушение в налоговой и таможенной сферах, сфере легализации доходов, полученных незаконным путем, а также расследовать преступления в банковской и бюджетной сферах.
Параллельно с созданием финансовой полиции планируют пересмотреть функции и полномочия всех инспекционных органов, которые контролируют предпринимательскую деятельность. Однако, когда и как это будет сделано, из документа не ясно.
Опрошенные "ЭП" эксперты с любопытством, но с осторожностью относятся к созданию полицейской организации. "Такой орган, как финансовая полиция, должен быть независимой госструктурой Если смоделировать ситуацию и предположить, что кражу осуществил тот же министр финансов, кто будет привлекать его к ответственности, если финансовая полиция находится под его руководством?", - говорит экс-министр экономики, депутат от БЮТ Сергей Терехин.
На этом же в разговоре с "ЭП" делает акцент Игорь Уманский, бывший и.о. министра финансов в правительстве Юлии Тимошенко.
"Правильным шагом в ходе такой реформы было бы сконцентрировать в Минфине методические и аналитические функции, отобрав их у налоговой и таможенной служб. Сегодня же налоговая самая себе пишет нормативную базу, самая же по ней работает, самая же себя инспектирует и самая же разбирается в случае каких-то проблем. Это неправильно. Та же налоговая служба должна заниматься чистым администрированием налогов", - говорит Уманский.
По мнению бывшего и.о. руководителя Минфина, существует риск, который после того, как Финансовой полиции передадут полномочие СБУ и МВД, правоохранители сохранят за собой часть функций. "А в результате, это приведет к дублированию полномочий и двойному давлению на бизнес", - говорит Уманский.
Захарченко повысят или лишат погонов
Но это лишь часть из того, что планирует АП. Дальше - больше.
Если реформу правоохранительных органов реализуют полностью, то министр МВД Виталий Захарченко, вероятно, получит должность вице-премьера, и станет вторым по важности чиновником в стране после главы правительства. Из министерства Захарченка создадут мегаминистерство.
То, что МВД превратится в новое, увеличенное ведомство с расширенными функциями и полномочиями, министр внутренних дел Виталий Захарченко анонсировал еще в начале года, через полтора месяца после своего назначения на должность министра.
Над реформой думали к апрелю. В результате, после того, как дело не тронулось с мертвой точки, президент создал специальный комитет по вопросам реформирования правоохранительных органов. Параллельно концепцию реформ поручили разрабатывать научно-исследовательскому института при МВД, и практически в окончательном виде представили на недавнем Совете регионов.
Как вытекает из документов, в сегодняшнем виде МВД никуда не годится и фактически выполняет роль "Министерства милиции", не способного в полной мере отвечать за состояние гражданской безопасности в стране.
Исходя из этого, а также ориентируясь на мировой опыт, авторы документа предлагают превратить министерство "в многопрофильное правоохранительное ведомство европейского уровня", существенным образом расширив полномочия действующего МВД и переподчинив ему все второстепенные правоохранительные ведомства.
Должность министра переводится в категорию политических фигур. "Глава ведомства должен быть полностью дистанцирован от правоохранительных функций и владеть только полномочиями оперативно реагировать в случае чрезвычайных ситуаций и резонансных событий. Например, таких, как взрывы на составах боеприпасов в Новобогдановке, Лозовой, проявления терроризма в Днепропетровске, наводнений", - говорит начальник Государственного научно-исследовательского института МВД Украины Михаил Вербенский.
Отвечать за результаты выполнения практических задач будут руководители обновленных органов внутренних дел, которые работают под крышей министерства. В подчинении такого многопрофильного МВД планируется создания Национальной полиции, Службы досудебного следствия, Экспертно-криминалистической службы, Государственной миграционной службы.
Но и это не все.
Под крышей МВД разработчики предлагают объединить Службу пожарной безопасности и спасения (сегодня входит в состав Министерства чрезвычайных ситуаций), Государственную пограничную службу (сейчас подчиняется непосредственно Кабинету министров), Государственную стражу (реорганизованные внутренние войска) и, в конце концов, Бюро по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (будет создано на базе ГУБОП).
В случае проведения реформы МВД фактически полностью поглотит Государственную пограничную службу и Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), а действующий министр Виктор Балога лишится своей должности. Возможно, это даже будет правильным ходом.
" В свое время министерство чрезвычайных ситуаций вообще было создано искусственно, под определенного человека - Василия Дурдинца (был назначен в 1999 году) Сегодня 80% функций МЧС - это пожарная безопасность, и лишь около 20% - спасательные работы. МЧС нужно отменить", - считает депутат и экс-милиционер Геннадий Москаль.
В то же время, большая часть опрошенных "ЭП" экспертов и политиков считают, что при действующей системе власти, когда все управленческие рычаги сконцентрированы в руках главы государства, такая реформа опасна.
"Судя по концепции реформы, создается МВД советского образца - громоздкая силовая структура, руководитель которой владеет широким перечнем полномочий и большим финансовым ресурсом. С точки зрения европейских стандартов, это не совсем хорошо - огромные риски с точки зрения влияния на политическую ситуацию в стране", - считает директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Он подчеркивает, что если следовать европейским стандартам, министр такого мега-ведомства должен быть гражданским лицом, а не человеком с погонами, наподобие Захарченко.
"Министром не может человек в погонах, и едва ли им сможет быть человек, который до последнего времени работал в правоохранительных органах. Человек в погонах - это тот, кто всю жизнь профессионально занимался или розыском, или расследованием. У нас было множество примеров, когда блестящие милиционеры становились плохими политиками, и наоборот", - говорит ЭП народный депутат от НУ-НС Кирилл Куликов.
Владимир Фесенко не исключает, что реформа начата как своеобразная кадровая игра: с одной стороны, будто как ее пишут "под Захарченко", с другой стороны - реформа может быть использована для назначения на должность другого человека.
"Захарченко работает в направлении расширения функций и статуса ведомства. Через отдельные поправки, в частности, изменения политического статуса министра, могут происходить такие незаметные подкопы под самого Захарченко. Еще вариант - Захарченко, чтобы сохранить за собой должность в новой системе управления, может снять погоны", - говорит Фесенко.
Интересно, что разработчики реформы настаивают и на обязательной переаттестации сотрудников будущего мега-ведомства. Кроме проверки "знаний и моральных качеств", все сотрудники правоохранительных органов должны будут задекларировать свои доходы и имущество.
При этом, переназначать обещают только тех, к кому во время проверки не возникло вопросов относительно честности заработанных капиталов и имущества. При этом, кто и как будет тестировать правоохранителей из концепции реформы, так и не понятно.