Тарифы у украинских мобильных операторов все явственнее формируются по принципу «как больше получить с потребителя». Хотя операторам давно пришлось смириться с низкими ценами на мобильную связь, но это вовсе не значит, что при низкой цене нельзя увеличивать доходы. Способов выманить деньги достаточно…

Соединение

Раньше два ведущих оператора „Киевстар“ и МТС брали плату за соединение (ПЗС), которая взималась сразу же при совершении соединения, затем следовала посекундная оплата. И в соответствии с законом о телекоммуникациях почти все соглашались, что надо использовать именно посекундную тарификацию и брать плату за совершенные временные интервалы — за ту же секунду.
Однако „Астелит“ (life:)) изначально отказался от платы за соединение, так сказать ударил демпингом, чтобы привлечь новых абонентов, а через некоторое время ввел интервалы тарификации по полминуты. В свою очередь „Украинские радиосистемы“ (Beeline) также без ПЗС ввели низкие тарифы, которые действовали со второй минуты. А сейчас такую же практику переняли МТС и „Киевстар“.
Особенно это стало заметно после объединения „Киевстара“ с „Вымпелкомом“, после которого бренд Beeline в Украине был поглощен „Киевстаром“. Оператор заявил о новых привлекательных тарифах для абонентов обеих сетей. И ждать долго не пришлось. В декабре был запущен тариф „25 миллионов“, в котором отсутствует ПЗС, однако тарификация по-хитрому взимается за каждую минуту в ее первую секунду. И, заметим, на другие сети плата довольно серьезная, как по украинским меркам — 70 коп. за минуту. Это значит, что если пользователь совершил ошибочный звонок и после соединения сразу же бросили трубку, то с его счета благополучно снимется 70 коп.
А вот выдержка из описания тарифа: „По условиям тарифного плана „25 миллионов“ контрактным клиентам и абонентам предоплаченной связи „Киевстар“ и „Beeline-Украина“ всего за 20 грн. в месяц предоставляется 250 тарифных минут для совершения звонков на телефонные номера обеих сетей“. Правильнее было бы написать: „за 20 грн. в месяц предоставляется всего 250 тарифных минут“.
Кроме того, минуты эти точно так же списываются в первую же секунду. Поэтому становится совершенно невыгодно совершать много коротких звонков. Кроме того, неиспользованные минуты аннулируются по истечении месяца.

Абонплата

Из „прелестей“ тарифа также можно отметить абонентскую плату в 20 грн. Так что даже если вы вовсе не будете звонить, абонплата в любом случае снимется.
Интересное наблюдение: если раньше абонплата постепенно исчезла из пакетов предоплаченной связи, то в последнее время она снова завуалированно присутствует у всех операторов. Так, к примеру, у МТС и life:), для того чтобы бесплатно звонить внутри сети, необходимо периодически пополнять счет на определенную сумму. Правда, она не просто снимается, как абонплата, а все-таки может быть использована на разговоры с абонентами других операторов или иные услуги.
„Киевстар“ перестал также „заморачиваться“ описанием условий на стартовых пакетах. На картонном пакете просто написано „Стартовый пакет“. Какой именно там пакет и на каких условиях — надо уточнять у продавцов, которые зачастую не знают всех особенностей. Либо приходится „брать кота в мешке“. Например, может распространяться тариф „Единая цена“, в котором звонки на все направления, включая внутри сети, — по 25 коп. за минуту. И еще берется ПЗС в том же размере. Так что в итоге стоимость первой минуты разговора по любому направлению составит 50 коп.
Однако отдадим должное — в данном тарифном плане нет абонплаты. А еще — абонент может подключить услугу „Наша семья“ и звонить на три выбранных номера оператора без ограничений. При этом ежедневная абонплата составит 1,25 грн., или 37,5 грн./месяц.

SMS и Интернет

Еще один путь для увеличения доходов операторов — это так называемые дополнительные услуги. Сюда относятся как передача коротких сообщений (SMS), так и контент-услуги, передача данных (интернет-доступ) и т.д. За последнее время именно на этих направлениях операторы значительно продвинулись. Если брать SMS, то цены на них потихоньку повышаются, была введена более высокая цена за передачу за рубеж. Хотя с точки зрения технологии нет никакой разницы, передается сообщение внутри страны или другим операторам.
Операторы по-прежнему предлагают дорогой мобильный Интернет — до 10 грн. за мегабайт. Конечно, есть выгодные дешевые предложения, предусматривающие предоплату определенного объема трафика. Из них самые прогрессивные — у МТС и life:) в новых стартовых пакетах. Так, за 8 грн. в тарифном плане „Супер МТС без пополнения 2“ оператор предоставит 1600 МБ на 80 дней либо по 20 МБ в день. В то же время в ТП „Свободный life:) Максимум без пополнений“ у life:) за 6 грн. предоставляется 600 МБ на месяц, то есть те же 20 МБ в день. Однако необходимо помнить, что после исчерпания лимита действует стандартная цена: у МТС — 7 грн./МБ, у life:) — 6 грн. А при активном использовании интернет-трафика данный лимит очень легко „преодолеть“.
Существуют и другие пакетные предложения, однако и при их использовании надо помнить, что пакет может исчерпаться и дальше деньги будут сниматься в „свободном полете“ — то есть по максимуму.
Кстати, современные смартфоны устроены таким образом, что автоматически поддерживают многие онлайн-сервисы. Началось все с iPhone. Сегодня же, как показывает практика, самыми „пожирающими“ интернет-трафик являются смартфоны на операционной системе Google Android. Поэтому, если надо получать почту, короткие сообщения на мессиджерах (ICQ и т.д.), общаться в социальных сетях, надо выбирать специальные предложения у операторов.

Клик-клик

Еще один способ выманить деньги — слать кучу разнообразных сообщений, авось клюнет. Как это работает, можно рассмотреть на примере услуги „МТС-Клик“, которая изначально активирована в SIM-карте.
Заключается она в том, что на телефон абонента сыплются разнообразные сообщения, причем не в виде SMS, которые надо открывать и смотреть, а прямо на экран телефона. Тут тебе и участие в акциях, и заказ мелодий, и другие услуги.
Вот как сказано об услуге на сайте оператора: „Услуга работает следующим образом — на экран Вашего телефона приходит бесплатное промо-сообщение. Заинтересовавшись тем или иным сообщением, Вы одним нажатием кнопки ОК попадаете в меню, где можно: выбирая пункт „Читать“, прочесть новость подробнее, прослушать заинтересовавшую Вас информацию, а также приобрести что-нибудь из огромного ассортимента мобильных продуктов“.
Однако на практике пользователю зачастую бывает сложно сориентироваться. Он может случайно нажать, подтвердив ту или иную услугу. Особенно это актуально с сенсорными телефонами: одно случайное прикосновение к экрану подтверждает выбор. Если телефон использует школьник, он зачастую жмет на все подряд, не разбираясь. И вот уже счет обнулен.
При желании эту услугу можно деактивировать в меню телефона.

Мелодии „на выбор“

Теперь поговорим не о музыке и чувстве прекрасного, а о том, как операторы красиво снимают деньги с абонентов за использование мелодий вместо звонков.
Данный сервис интересен тем, что когда звонят абоненту, то вместо обычных гудков слышат какую-то мелодию. Сервис конечно же не бесплатен, за использование мелодии каждый месяц снимается от 7 до 9 грн. И зачастую абоненты об этом даже не задумываются. Многие думают, что достаточно заплатить один раз за заказ мелодии, а затем уже задумываться не надо. Однако, те же деньги снимаются со счета каждый месяц.
Уже выработалась определенная схема подключения к сервису: вначале могут предлагаться даже несколько бесплатных мелодий на выбор со сроком действия, например, один месяц. Затем заказы, естественно, надо оплачивать. Если же абонент в итоге отказывается от каждой из мелодий, при его вызове все равно остается мелодия от оператора, с рекламой его услуги.

Светлое будущее

С внедрением новых технологий и запуском скоростных мобильных сетей (3G и 4G) потребление трафика и контент-услуг будет только расти. Так, согласно исследованию Cisco Visual Networking Index „Индекс развития визуальных сетевых технологий: прогноз развития мирового мобильного трафика на 2010—2015 годы“ в указанный период мировой мобильный трафик вырастет в 26 раз. В 2010 году средняя скорость мобильного сетевого соединения по сравнению с предыдущим годом удвоилась, а к 2015 году прогнозируется ее рост в 10 раз.

 

Скорость мобильных соединений стала важнейшим фактором, поддерживающим рост объемов мобильного трафика. Это связано с постоянным увеличением числа мобильных устройств и ширящимся распространением мобильного видеоконтента. Так что операторов ждет «светлое будущее». Впрочем, как и пользователей, главное — в него вписаться.