Когда закончится война? Сегодня этого не знает никто. Но даже если завтра неведомый deus ex machina покончит с вооруженным конфликтом, возвращение к мирной будет долгим и болезненным. Война успела освоиться на нашей земле и пустить корни в украинском обществе. Она изменила всех – политиков, бизнесменов, солдат, интеллектуалов, заурядных обывателей. Она изменила тех, кто страстно хотел перемен, и тех, кто категорически не желал меняться. Она переделала миллионы людей по своему вкусу. И лишь время покажет, насколько обратимы эти изменения.
Люди силы
2014 год продемонстрировал, что настоящая сила не в деньгах, не в правде и даже не в ньютонах. Сила – в автоматах и гранатометах, в танках и бронетранспортерах, в «Градах» и ПЗРК.
Мы привыкаем жить по заветам Маяковского и Мао Цзэдуна, когда «словесной не место кляузе», а винтовка рождает власть. Сколько бы громких речей не звучало в последние месяцы, решающим фактором становилось вооруженное насилие.
Бойцы революции, зеленые человечки, герои АТО – именно они творили новейшую историю Украины. В феврале, в марте, в августе, на улицах Киева и на крымских блокпостах, под Славянском и в Донецком аэропорту.
Люди силы изменили не только судьбу страны, но и собственную судьбу. Оружие оказалось самым эффективным социальным лифтом за все время украинской независимости.
Еще год назад никто бы не поверил, что футбольные ультрас станут национальными героями, а донецкий люмпен будет держать в страхе благополучных горожан. Но теперь все по-другому. И люди, почувствовавшие силу благодаря войне, уже никогда не вернутся в прежнее маргинальное состояние. Пути назад у них нет – остается лишь идти вперед. Насколько далеко?
В ДНР-ЛНР силовой путь пройден до логического конца. Человек с ружьем стал новым хозяином Донбасса, и сейчас ему можно все. В остальной Украине ситуация остается неопределенной. Хотя политический вес комбатантов возрастает, до собственных «Мхедриони» мы пока не дошли. Впрочем, это дело наживное.
Люди власти
Затянувшаяся война продолжает трепать нервы обитателям Печерских холмов. В отличие от соседней России, в Украине власть никогда не обладала сакральным ореолом, а теперь ее авторитет пал еще ниже. Парни в дорогих костюмах вынуждены бороться за реальное влияние, ускользающее из их рук и переходящее к парням в камуфляже.
Сегодня наша политическая элита напоминает Учредительное собрание, заседающее под присмотром матроса Железняка. Глупцы еще не приспособились к новой реальности, и гнут привычную линию, словно никакого матроса рядом нет. Но умники осознают серьезность положения и делают все возможное, чтобы матрос не заскучал и не разогнал собравшихся.
У людей власти, конкурирующих с людьми силы, есть лишь один выход: постоянно играть на опережение. Пока Украина не пошла за парнями с оружием, необходимо предложить народу благопристойную альтернативу.
Вместо очередного Майдана – внеочередные парламентские выборы.
Вместо настоящих радикалов – опереточные партийцы. Вместо военных переворотов – герои АТО в избирательных списках.
Вместо самосудов и расстрелов – закон о люстрации.
Вместо революционной справедливости – хоть какой-то намек на реформы.
«Жизнь по-новому» для отечественного истеблишмента – это не отказ от коррупции или кумовства, а чудеса изворотливости и выдумки. Хочешь жить – умей вертеться! Стоит немного замешкаться, и политический класс будет окончательна вытеснен со сцены. А на смену воображаемой «киевской хунте» может прийти вполне реальная хунта донецкого или луганского образца.
Люди денег
До недавнего времени Украина считалась царством золотого тельца, где деньги решают все. В 2014 году выяснилось, что деньги, за которыми нет грубой и смелой силы, не решают ничего.
Пример тому – богатейший украинец и недавний король Донбасса, не поспевший за стремительными событиями и в итоге ставший VIP-беженцем. Вместе с Ринатом Леонидовичем в бандеровский Киев подались и другие хозяева края, набитые хрустящими купюрами, но утратившие всякое влияние на ситуацию.
Если обладатели денег сбежали из воюющего Донбасса, то сами деньги покидают воюющую Украину. Как известно, они любят тишину, а наш грешный мир еще никогда не был настолько непредсказуемым и шатким. Обычно в такой атмосфере выживает лишь один вид денег – быстрые и рискованные.
Война разрешила давний украинский спор – сиюминутная прибыль или инвестиции в будущее? Теперь спорить не о чем.
В воюющей стране деньги делаются здесь и сейчас: на торговле оружием, армейских поставках, контрабанде, финансовых спекуляциях, распиле бюджетных средств. Любые долгосрочные вложения попросту теряют смысл. Такова реальность, которую не скрасишь никакими разговорами о либеральных экономических реформах.
К сожалению, испугать деньги намного легче, чем успокоить. И, когда бы ни завершилась война, деловая Украина еще долго будет жить одним днем – сегодняшним. Ведь завтрашнего дня может и не быть.
Люди мечты
На прогрессивную общественность обрушился немыслимый поток переживаний, разочарований, душевных подъемов и когнитивных диссонансов.
Много лет мы мечтали преодолеть украинскую пассивность и хатоскрайность. Мы верили, что будущее в наших руках. Мы наделись, что когда-нибудь украинцы покажут себя и приведут страну к процветанию.
И вот долгожданный миг настал. В 2014 году Украина увидела бесстрашных революционеров, благородных волонтеров, смельчаков из зоны АТО. Сколько неподдельного героизма! Сколько патриотизма и самопожертвования! Сколько самоорганизации, взаимопомощи и сплоченности!
Увы, при этом мы потеряли Крым, военная ситуация на Донбассе складывается для нас неблагоприятно, а наша экономика трещит по швам. Украинский кризис углубляется, несмотря на все сверхусилия. А тем временем какой-нибудь идиллический Бруней или Катар процветают, вообще не прилагая усилий.
Им просто посчастливилось родиться на комфортной нефтяной подушке. И они всегда будут привлекательнее Украины – как беззаботный парень из благополучной семьи привлекательнее целеустремленного неудачника, вынужденного с детства бороться с нищетой и болезнями. Несправедливо? Конечно. Но это жизнь, а не нравоучительная книжка.
Война 2014 разрушила наш самый любимый миф – будто любая мечта осуществима, и всё зависит лишь от наших стараний. К сожалению, не любая, и далеко не всё. Очень часто решающими оказываются обстоятельства, неподвластные нам.
После Евромайдана выяснилось, что приступить к мирному реформированию невозможно, поскольку этого не желает Россия. А договориться с Кремлем на приемлемых условиях невозможно, и нам приходится воевать.
А противостоять Путину в одиночку невозможно, и мы вынуждены уповать на помощь Запада. А Запад пока не оправдывает надежд и не оказывает ожидаемой поддержки. И так далее и так далее…
Но мы ведь не перестанем мечтать и стараться, правда?