В первую пленарную неделю после долгих выходных Верховная Рада провалила голосование за санкции против Виктора Януковича и его окружения. Проект постановления, которым Совету национальной безопасности и обороны (СНБО) предлагалось ввести санкции против экс-президента и других бывших чиновников и олигархов – Виталия Захарченко, Виктора Пшонки, Николая Азарова, Дмитрия Фирташа, Эдуарда Ставицкого и прочих – несколько раз вносили на голосование, однако он не получил поддержки большинства депутатов. Почему украинский парламент не смог собрать необходимые голоса для такого решения и по какой причине его провалили нардепы из фракции «Блока Петра Порошенко», «Апострофу» рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.

Если говорить о голосовании за санкции против Януковича и его окружения, здесь может быть много разных аспектов. Прежде всего, само голосование не имеет особого смысла. Почему? Обычно в Украине санкции вводятся решением СНБО по указу президента. Таким образом, голосование в Верховной Раде за санкции может быть исключительно для того, чтобы показать добрую волю депутатов и поддержку с их стороны подобного решения. И многие депутаты, в принципе, говорили, что это не имеет особого значения, когда объясняли, почему они не поддержали постановление.

Кроме того, это могла бы быть своеобразная провокация «Народного фронта» в связи с противостоянием, которое существует между ним и Администрацией президента и «Блоком Петра Порошенко». В «Народном фронте» прекрасно понимают, что в администрации и окружении президента есть достаточно серьезные связи с бывшими высокопоставленными чиновниками. Не секрет, что «Оппозиционный блок» как средоточие людей, которые непосредственно были причастны к прошлой власти, довольно часто подставляет плечо поддержки, в частности, инициативам АП. Они (депутаты «Народного фронта», - «Апостроф») знали, что БПП не будет готов так проголосовать, ведь он является достаточно пестрым: там есть часть, которая ориентируется на Дмитрия Фирташа (который был в санкционном списке). В «Народном фронте» большинство проголосовало (за проект постановления относительно санкций, - «Апостроф»), а в БПП не проголосовало более 30 депутатов. Следовательно, это могла быть такая провокация, чтобы потом заявить «Блоку Петра Порошенко»: «Почему же вы это не поддержали?»

Следующее – эта инициатива могла исходить от самого президента. Мы понимаем, что если президенту что-то нужно, то он найдет тысячу и один аргумент и возможность влиять на принятие решений, чтобы Рада голосовала. В этом случае такого не было. Очевидно, что это могло быть попыткой просто переложить ответственность, например. Возможно, у президента есть какие-то обязательства или договоренности с теми людьми, которые входят в список, или теми, которые сейчас управляют их бизнесом, и это может на них отразиться. А он перекладывает ответственность на Раду и говорит: «Вот, смотрите, это Верховная Рада не проголосовала». С другой стороны, он может действовать по схеме «царь – хороший, а бояре – плохие». Несмотря на то, что Рада не проголосовала, он может все же дать поручение СНБО разработать эти санкции и затем своим указом их ввести в действие.

«Блок Петра Порошенко» начал сразу рассказывать, что это УДАР (не голосовал за санкции, - «Апостроф»). Но если у вас в партии есть люди, которые находятся вне поля вашей идеологии, тогда инициируйте перевыборы, очищайтесь как-то.

Есть ли влияние Януковича на команду президента? Безусловно. Мы можем увидеть это по нескольким моментам. Кстати, там еще фамилия Ставицкого довольно интересна. Мы помним о некоторых встречах окружения БПП с господином Ставицким и о промедлении в делах, которые его касались. Все-таки есть влияние.

Сейчас мы понимаем, что используется та же система функционирования бизнеса и государства, которая была раньше. Изменились исключительно фамилии, а схемы продолжают работать. Людям, которые их знали, зачем от них отказываться?

Кроме того, мы понимаем, что у окружения Януковича есть достаточные средства, и используют они их для того, чтобы влиять на украинскую политику.