Представьте себе город, в котором живут 160–200 тысяч людей. Разных — маленьких, которые ходят в детские садики и школы, взрослых, которые работают, влюбляются, мечтают, строят планы на будущее. Среди подобных населенных пунктов — областные центры, и промышленные города: Ужгород, Мелитополь, Луцк, Белая Церковь…
Какой из них вам более всего знаком и дорог? За годы независимости жертв ДТП насчитывается более 160 тысяч человек. Это неполные данные. Эксперты считают, что их от 200 до 300 тыс. человек. Это равнозначно тому, что большой, красивый, живой город весь — до последнего жителя — погиб под колесами, был размазан по асфальту, утонул в крови и слезах.
Для многих людей в Украине жизнь разделилась на два этапа — до аварии и после. Это касается не только участников дорожно-транспортных происшествий, но и их родственников, друзей и близких. Что можно и нужно делать для спасения людей, попавших в беду на дороге? Чтобы покалеченные в ДТП смогли не только выжить, но и встать на ноги? О медицинских аспектах этой трагической темы я расспрашивала специалистов Института травматологии и ортопедии Национальной академии медицинских наук Украины. Выбор не случайный. Тема травматизма, связанного с ДТП, — одна из приоритетных для института, который не только оказывает высокоспециализированную медицинскую помощь таким пациентам, но и внедряет новые методики диагностики и лечения, делится опытом с коллегами из областных и городских больниц. Эксперты утверждают: изучение любой проблемы и подготовка программы действий должна начинаться со статистики.
Как у нас считают
«По-разному. Потому что у каждого ведомства — своя статистика, связанная с ДТП. Автодор, Минздрав, Мининфраструктуры, Национальная полиция и другие ведомства собирают данные в рамках своих программ, и, конечно, цифры получаются разными. Мы же оперируем статистикой, которую предоставляет Госкомстат, — объясняет заместитель главного врача институтской клиники, кандидат медицинских наук Роман Деркач. — Пик смертности приходился на 2006–2007 гг. — в Украине на дорогах погибало от 8 до 10 тыс. людей ежегодно. Когда приняли решение о десятикратном повышении штрафов за нарушение правил, это дало положительный результат. В 2009 г смертность снизилась почти на 40%. — до 5 тыс. в год. Эта тенденция сохранялась до 2014 г.
В 2015 г погибших было 3600, потом это число пошло вверх. И уже в 2016-го зафиксировали 4600 смертей. Если учесть, что население Украины резко уменьшилось (аннексия Крыма, война на Востоке), мы имеем очередной всплеск смертности при травматизме вследствие ДТП.
— Известно, что не все смерти, связанные с ДТП, попадают в статистику. Почему?
— Мы говорим о т.н. 30-суточной статистике. В нее включают период с момента ДТП и до 30 суток. Если травмированного лечат в клинике, выписывают домой, где через какое-то время он умирает, — он не попадает в эту статистику. Бывает, пациента оперируют, долго лечат, но организм не справляется и человек умирает в больнице. Если это случилось на 31-й день и позже, — летальный исход никак не будет связан с ДТП. Также не вносят в статистику травмированных, скончавшихся на месте аварии или в частных клиниках.
Такой избирательный подход искажает реальную ситуацию, не способствует поиску решения проблем.
Два раза в год в нашей стране проводится «Неделя безопасности дорожного движения», которую координирует ВОЗ. Мы всегда готовимся к этому, наш институт активно принимает участие во всех мероприятиях, много общаемся с коллегами из разных стран. Весьма поучителен опыт Израиля: если за сутки на дорогах погибло более 5 человек — это событие национального масштаба, к которому приковано внимание всей страны. У нас же резонанс вызвала разве что трагедия в Харькове, а единичные жертвы ДТП воспринимаются как нечто обыденное».
Чем выше скорость…
Никто не может назвать точные цифры, сколько людей гибнет на дорогах, а уж тем более — сколько становится инвалидами. Ведь далеко не каждый случай связывают с ДТП.
Эксперты утверждают: ежегодно вследствие ДТП в мире погибают примерно 1 млн 300 тыс. человек, инвалидами становятся около 50 млн. По данным нашей статистики, на 3,6 тыс. летальных случаев приходится более 30 тыс. различных увечий, приводящих к инвалидности. За последние годы травмы при ДТП сильно изменились — люди получают более тяжелые увечья, и процесс лечения проходит намного сложнее».
«Раньше, когда по дорогам в основном ездили «Жигули», а скорость не превышала 60 км/ч, травмы были не такие тяжелые, как сейчас. Переломы называли бамперными — удар приходился в область голени. Скелетные травмы тогда составляли 15–20%, — рассказывает директор Института травматологии и ортопедии академик Георгий Гайко. — Сегодня на наших дорогах — другие и машины, и скорости. Исследования, проведенные нашим институтом, показали, что в случае ДТП скелетные травмы получают уже от
66 до 70% пострадавших. Когда человека сбивает джип или другой мощный автомобиль да еще на большой скорости, удар приходится в бедро, в область таза. Почти половина таких случаев заканчивается переломами костей таза, тяжелейшими травмами различных органов и систем, сильными кровотечениями. Летальность при таких состояниях — примерно 50%.
Все знают: на первом месте среди причин смертности — сердечно-сосудистые заболевания. Они поражают в первую очередь людей старшего возраста, имеющих тяжелые хронические патологии и т.п. А «война» на дорогах убивает в основном молодое поколение, людей активных, трудоспособных, которые должны жить, воспитывать своих детей, развивать свою страну.
— Что должна делать медицина, чтобы снизить уровень смертности от травм, полученных во время ДТП?
— Развивать специализированные отделения и центры, где будут оказывать медицинскую помощь пострадавшим. Если бы отделения травматологии оборудовали так, как в свое время перинатальные центры, врачи смогли бы оказывать медицинскую помощь на более высоком уровне, и летальных случаев было бы намного меньше. При тяжелых травмах без современного оборудования трудно добиться хороших результатов.
— Если обычный роддом смогли превратить в перинатальный центр, почему нельзя создать на базе областной или городской больницы современную травматологию?
— Можно. Есть только одна проблема — финансирование. Для начала нужно оборудовать несколько кабинетов, где травмированных будут поэтапно обследовать, стабилизировать состояние, оперировать, переводить в реанимацию и т.д.
На первом этапе нужен КТ, МРТ, современные рентгенаппараты, УЗИ, рентген-прозрачный стол и т.д. После того как пациента обследуют, остановят кровотечение, наложат аппараты внешней фиксации, его должны перевести в травмцентр, где все готово для операций. И там тоже должен стоять рентген-прозрачный стол, специальный ортопедический стол, ЭОП (электронно-оптические преобразователи) и т.п. А у хирурга под рукой — комплект дрелей для выполнения операций, широкий спектр расходников — стержни, пластины и пр.
И самое главное — должны дежурить бригады специалистов, умеющих оказывать помощь при политравмах. Ситуация в областях потихоньку меняется — при многих областных больницах создаются отделения политравмы. Я был в Днепропетровской, Запорожской и других областях — наш институт поддерживает отношения с коллегами, мы часто проводим конференции, обсуждаем проблемы и профессиональные вопросы. Отделения политравмы проходят этап становления. В одном дежурит травматолог, в другом — нейрохирург. Но когда привозят пациента с места ДТП, необходимо, чтобы ему оказывали помощь и другие специалисты. Ведь при политравме, кроме костей и суставов, повреждаются дыхательная система, сосуды, мышцы, органы пищеварения, железы внутренней секреции и пр. Ради спасения пациента необходимо действовать профессионально, четко, оперативно. А в больницах все по-прежнему — нет ни оборудования, ни инструментария, ни четкой системы поэтапного оказания помощи пострадавшим в ДТП».
Куда везут травмированных в ДТП
Аварии на дорогах — традиционная тема новостей и телесюжетов. Особенно в начале зимы, когда погода преподносит сюрпризы — то снегом дороги присыпает, то гололедом покрывает. Когда смотришь смонтированный сюжет, кажется, все происходит четко и быстро — приехала «скорая», забрала травмированных и увезла их с места ДТП. А куда? Одно дело — когда происшествие случилось в городе. А если на трассе между селами? Или на Окружной дороге, где всегда спорят — это еще Киев или уже область? От ответа зависит здоровье, а зачастую и жизнь пострадавшего — потому что решать этот вопрос могут очень долго.
«Если житель города попадает в ДТП на территории области, начинаются выяснения: кто, откуда и куда его отправлять. Правила известны: «скорая» приезжает на место ДТП и отвозит пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Независимо от того, как оно оборудовано и какие специалисты там работают. Это неправильный подход, в мире давно уже от него отказались, — утверждает Роман Деркач. — С места ДТП травмированных людей должны доставить в медицинский центр, максимально подготовленный к таким случаям.
Часто говорят — в отделениеполитравмы, но в нашей стране таких нет. У нас вообще отсутствует система оказания помощи пострадавшим в ДТП. Так же, как не существует и единое медпространство. Почему именно система? Потому, что должна включать несколько этапов — домедицинскую помощь, первую медпомощь, госпитальный этап и т.д., до полной реабилитации.
В мире существует два основных направления помощи пострадавшим. Первое — путь транспортировки. Должна быть четко выстроена логистика — куда «скорая» должна доставить травмированного с места ДТП. Второе — алгоритмы действий. Что и как необходимо делать на каждом этапе. Для этого в европейских странах и создавали травмцентры, которые разместили по всей территории.
— Сколько у нас таких травмцентров?
— Ни одного. Потому что не было и нет госпрограммы, с помощью которой решались бы такие задачи.
Первый конгресс по политравме у нас проходил еще в 2003 году. Какие доклады и планы там звучали — и травмцентры создадут, и притрассовые больницы построят! Но с тех пор ничего так и не сделано.
Мы несколько лет проводили исследования, посвященные травматизму в ДТП, собрали огромный объем информации. В Киеве работает система «горячих» и «холодных» дежурств. Когда где-то случается ДТП, пострадавших приходится везти в дежурную больницу, даже если это очень далеко от места происшествия. Запомнился случай, когда травмированного пациента везли 1 час 40 минут. ДТП случилось на Окружной (Житомирское направление), а дежурила в тот день Больница скорой помощи на Левом берегу столицы.
— Что происходит с пострадавшими в ДТП, если это случилось где-то на трассе? Как скоро они могут получить профильную медицинскую помощь?
— Везут в ближайшую больницу. Но как проводить обследование в условиях не специализированной, а обычной райбольницы — вопрос открытый. Иногда там даже рентгенаппарат не работает, нет возможности сделать анализы. Тогда начинают звонить в областную больницу: «У нас ДТП. Что делать?» Из области отвечают: «Мы не можем перевозить к себе, потому что не знаем состояния — транспортабелен ли он».
Бывали случаи, когда переговоры длились два-три дня. Пациента обезболивают, но не могут оказать необходимую помощь. Все это, конечно же, влияет на дальнейший процесс лечения и выздоровления.»
Для травмы нет срока давности
Ситуация прогнозируемая: какова помощь при травмах — таким будет качество жизни впоследствии. Это значит, что многие люди после ДТП останутся инвалидами. В больнице, куда привезла «скорая», жизнь спасли — и слава Богу. Восстановить здоровье так, чтобы человек мог, как и раньше, двигаться, работать, жить без боли — удается далеко не всегда. Не тот потенциал у наших больниц.
Многим пациентам можно было бы помочь — да не все знают, где искать такую помощь. И дело, скорее, не в деньгах, необходимых на операции и лечение, а в том, где найти специалистов. Важно, чтобы врач, ведущий пациента после травмы, убедил, что шансы на выздоровление есть, невзирая на время, прошедшее после аварии.
В Институт травматологии и ортопедии не привозят пациентов с места ДТП. Здесь оказывают медпомощь третичного уровня, специализированную, поэтому принимают профильных пациентов, которым уже не могут помочь в травматологии городской или областной больницы.
«У нас проводят сложнейшие операции. Больные, ради того, чтобы выздороветь, проходят много этапов лечения и реабилитации, — объясняет заведующий отделением травматических повреждений профессор Андрей Калашников. — Часто приходится иметь дело с ошибками, допущенными во время оказания медпомощи сразу после травмы.
Почему они случаются? Причины разные. Но главная — тяжесть травмы. Если у пациента тяжелая черепно-мозговая травма или дыхательная недостаточность — его не смогут прооперировать сразу же после поступления в медучреждение или хотя бы в первые сутки. Ортопедические проблемы откладывают на какое-то время. Это усугубляет ситуацию, и операции в таких случаях проходят намного сложнее.
— С какими диагнозами к вам поступают такие пациенты?
— Бывает деформация костей, несращение, ложные суставы. Кстати, очень много пропущенных переломов. При политравме, когда больной пребывает в коматозном состоянии (что может длиться неделю и более), им занимается нейрохирург.
В западных травмцентрах основную роль играют травматологи. У нас главные — нейро- или торакальный хирург. Переломы костей считают не самой большой проблемой пациента, поэтому их часто откладывают. Много проблем в оборудовании больниц — не всегда удается вовремя сделать рентген, выявить повреждения костей и суставов. Без современной аппаратуры и инструментария невозможно применять новые методики, поэтому работают по-старому: используют гипсовые повязки, скелетное вытяжение.
Чем современнее оборудована клиника — тем лучше для больного и легче работать врачам. У нас, в принципе, есть все необходимое — клиническая база создавалась десятилетиями. Современные методы лечения травм в Украине внедряются благодаря разработкам и усилиям нашего института. Раньше в травматологии могли лечить гипсовой повязкой почти полгода. Потом внедрили остеосинтез с накостными пластинами. В этом случае делается разрез, ставится накостная пластина — больной не носит гипсовую повязку, через 2 недели выписывается и три месяца должен передвигаться на костылях. Сегодня есть методы, позволяющие встать на ноги на 2–3-й день.
Начиная с 2004 года, мы совместно с зарубежными коллегами обучили новым методикам около 400 наших травматологов. Вопрос квалификации кадров — очень актуален сегодня.
— Многие после ДТП перенесли операции, но все равно мучаются от болей, не могут жить, как раньше. Есть ли у них шансы на улучшение здоровья, когда после травмы прошло несколько месяцев или даже лет?
— У нас был случай: больной обратился к нам за помощью, хотя после первичной травмы прошло 35 лет. Ему сделали операцию, все прошло нормально. Срока давности здесь нет — все зависит от конкретной ситуации, от состояния здоровья больного и его силы воли».
«Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями столь серьезна, что в мире объявлено «Десятилетие борьбы с ДТП», — подчеркнул Роман Деркач. — По статистике, смертность от ДТП на 100 тыс. населения в США — 2 человека, в ЕС— 3–4, в Украине — 12–13, а в странах Африки — 25–26.
По сравнению с Африкой у нас, конечно, показатели лучше, но ведь Украина относится к Европе. А там совершенно иные подходы к оказанию медпомощи пострадавшим в ДТП. Международные эксперты указывают на четкую зависимость: чем ниже уровень развития страны, чем она беднее — тем выше показатель смертности от ДТП.
До 2006 года ДТП не упоминались среди причин смертности людей. А в 2015 году признали, что ДТП занимает уже 10-ю позицию в этом списке».
По словам экспертов, во всех развитых странах ведется реестр травматизма, куда заносятся все данные о каждом человеке, пострадавшем в ДТП. Это необходимо для подготовки государственных программ, для того, чтобы пострадавший или его семья смогли получить соответствующую компенсацию или социальные выплаты. Подобные реестры ввели еще в 70–80-е гг. прошлого века. У нас пока до этого руки не доходят.
Благими намерениями остаются и планы по созданию больниц интенсивного лечения. Уже несколько лет о них говорят, но дальше слов ни в столице, ни в областях дело не продвинулось. Когда готовили программу «Здоровье–2020», в рабочую группу включили также травматологов и ортопедов. Они подготовили программу, составили списки необходимого оборудования, расходных материалов, словом — размечтались. Оказалось, что на все «Здоровье–2020» запланировали 5 млрд гривен, а травматологи замахнулись на 2,2 млрд — практически на целевую госпрограмму. Их попросили быть скромнее. На этом внимание государства к проблемам ДТП, похоже, и закончилось.
По статистике, в Украине ежедневно гибнут на дорогах от 9 до 11 человек. В масштабах сорокамиллионной страны, наверное, это не впечатляет. Но если тенденции не изменятся, вскоре под колесами «исчезнет» еще один город и вырастет не одно кладбище.