С 2007 года народные избранники текущего созыва сгенерировали более 10 тысяч законопроектов и проектов постановлений, подавляющее большинство которых не имеют ничего общего с государственными интересами, зато прекрасно выполнили текущие задачи конкретных бизнес-групп или политических сил. За последние несколько лет депутаты изобрели как минимум три новые схемы продвижения законов, в которых нуждаются их «заказчики».

Схема первая: «депутат вместо чиновника»

Ее суть заключается в том, что министерство или ведомство проводит разработанный собственными силами законопроект не через Кабмин, как это предусмотрено действующими процедурами, а через конкретного депутата (в этом случае в качестве автора документа указывается народный избранник, а не Кабмин). Смысл такой подмены очевиден: документу, внесенному в сессионный зал парламентарием, не требуется проходить долгую, а зачастую и рискованную процедуру согласования с другими профильными ведомствами, которая предусмотрена для законодательных инициатив министерств. К тому же всегда остается риск, что документ зарубят не только на этапе согласования, но и на Кабмине. Оформив же законопроект как депутатский, чиновники, желающие сохранить за собой контроль над неофициальными денежными потоками или расширить свои полномочия, могут избежать еще и обвинений в коррупции, если вдруг «смежники» откажутся поддерживать соответствующую инициативу и вздумают раскрутить на этом информационный скандал. И, наконец, в этом случае нет необходимости принимать во внимание мнение главы Госпредпринимательства Михаила Бродского, ведомство которого проверяет проекты актов на наличие новых видов давления на бизнес.

За последние полгода такую схему использовали как минимум дважды. В марте от имени «регионала» Владимира Толстенко был представлен проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс (относительно порядка проведения земельных торгов)». В Госземагентстве не скрывали, что документ разработали они сами, но при этом чиновники просто не были уверены, что документ поддержит Кабмин. По данным «Комментариев», самые большие опасения у ведомства Сергея Тимченко вызывала реакциях на его законодательное детище Министерства юстиции. Эти госструктуры уже давно находятся в состоянии перманентной войны за полномочия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество, в том числе землю. Поэтому риск не получить «визу» ведомства Александра Лавриновича при рассмотрении любой инициативы Госземагентства на Кабмине достаточно высок.

Еще сложнее была ситуация с Таможенным кодексом. Версию Гостаможслужбы в сессионный зал внесли «регионал» Олег Царев и коммунист Евгений Царьков. В документе были отражены все пожелания Гостаможслужбы и приближенных к ней структур. На фоне либерального проекта, который разрабатывала рабочая группа в Кабмине, проект от таможни выглядел убийственным для бизнеса. Однако задача этого законопроекта была многоходовой. Наличие двух документов и неоднозначного восприятия проблематики Президентом заставило профильный комитет «доработать» кодекс. В результате в «компромиссный» вариант попало большинство нужных таможне драконовских норм.

Схема вторая: «назови проект правильно»

Заключается в следующем: законопроект называется таким образом, чтобы его подготовкой к рассмотрению в сессионном зале занимался нужный комитет (в котором, к примеру, у правительства или другого лоббиста есть стабильное большинство). Свежий пример: недавно утвержденные изменения в Налоговый кодекс и другие законопроекты относительно налогового декларирования (закон №4661-VI). Судя по названию, документ сопровождал комитет по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Однако, судя по содержанию, его должен был готовить к рассмотрению, к примеру, тот же комитет по вопросам правовой политики. Поскольку одна из главных его норм отредактировала Закон «О судоустройстве и статусе судей», отменив обязательную публикацию копий налоговых деклараций судей на официальном веб-портале Судебная власть Украины. Секрет «правильного» названия прост: автором упомянутого законопроекта является Виталий Хомутынник, по случайному совпадению возглавляющий финансово-банковский комитет ВР.

Схема третья: «умей доработать»

Суть схемы в том, что сперва на скорую руку принимается документ, не соответствующий даже минимальным требованиям юридической техники. После этого глава государства его ветирует, и уже в процессе доработки к законопроекту появляются правки, которые изначально не имели ничего общего с этим документом. После этого уже в доработанном законе или последующих поправках изначальные несуразности возвращаются. Например, так было с законопроектами «О государственных закупках», в рамках которых из-под действия этого акта постепенно выводили наиболее лакомые для бизнеса отрасли экономики. Похожая судьба, скорее всего, ждет закон о биометрических паспортах. Поскольку наличие данных об отпечатках пальцев и другой информации является одним из самых важных условий для безвизового режима с Евросоюзом, рано или поздно эти паспорта будут сделаны. Только под видом «предложений президента к законопроекту» в документе могут оказаться самые разнообразные ухудшения бюрократического характера.

Результаты работы парламентариев за 2011 и 5 месяцев 2012 года.

Самые результативные

 

Самые производительные

 

Самые практичные