Правительство сделало первый шаг к решению, пожалуй, крупнейшей экономической проблемы, препятствующей отношениям с Евросоюзом. Речь идет об отмене 10-летнего моратория на экспорт необработанной древесины.
Мораторий был принят в прошлом году с целью защитить украинских производителей, поскольку большинство сырья традиционно шло на экспорт. Однако изначально было понятно, что такая норма нарушает как условия членства Украины в ВТО, так и положения Соглашения об ассоциации с ЕС.
Но лоббисты отечественной переработки оказались достаточно убедительны – даже несмотря на то, что против моратория выступал Кабмин, за его введение 9 апреля 2015 года проголосовали 233 депутата всех парламентских фракций.
Несмотря на возражения ЕС, спустя три месяца законопроект был подписан президентом.
Мораторий вступил в силу с 1 ноября 2015 года, за исключением экспорта сосны – для нее мораторий вступит в силу с 2017 года. При этом накануне введения моратория объемы вырубки выросли в разы – экспортеры старались успеть вывезти как можно больше леса.
Соответственно, как только мораторий начал действовать, правительство ощутило давление из Брюсселя. «Представители Словакии, Венгрии и Польши регулярно поднимают этот вопрос – на их правительства давит местный бизнес, чье производство не может работать без украинского сырья», - ранее рассказал ЕвроПравде источник в европейских структурах.
Несмотря на то, что украинская деревообрабатывающая промышленность действительно находится в кризисе, позиция нашей страны оказалась чрезвычайно уязвимой.
«Нельзя, принимая закон в Раде, говорить о поддержке национального производителя, а потом ехать в Европу и, делая poker face, рассказывать, что мы на самом деле беспокоимся об экологии», - рассказывает источник в Кабмине.
Действительно, если бы украинских депутатов беспокоила проблема вырубки леса, то мораторий должен был быть введен не на экспорт, а на вырубку.
Эту коллизию в колонке на ЕвроПравде уже рассматривала юрист Татьяна Слипачук.
«Учитывая, что лесо- и пиломатериалы являются исчерпаемыми природными ресурсами, ставшими жертвой неконтролируемой вырубки, Украина имела бы право ввести экспортные ограничения на основе статьи XX(g) ГАТТ.
Однако применение статьи ХХ ГАТТ также имеет свои особенности, кристаллизовавшиеся в практике урегулирования споров ВТО. Вполне логично, что природные ресурсы не могут быть сохранены, если их экспорт запрещен, а внутреннее потребление не ограничено.
В таком случае запрет экспорта больше напоминает скрытый протекционизм, чем политику государства, направленную на сохранение природно-ресурсного потенциала», - считает юрист.
Тем более, что мораторий вовсе не решил экологическую проблему, связанную с вырубкой леса. Если перед стартом действия моратория экспорт увеличился в десятки раз (сейчас похожая ситуация наблюдается с экспортом сосны), то и с началом действия моратория поставки леса за границу не остановились.
Более того, именно в последние месяцы эта проблема стала настолько явной, что не замечать ее уже невозможно – в сети можно найти фотографии железнодорожных составов, груженых древесиной (и не только сосной), направляющихся за границу, а также фотографии вырубки леса, масштабы которой позволяют говорить об экологическом бедствии.
В правительстве неофициально рассказывают, что в такой ситуации поднимать вопрос об отмене моратория было бы контрпродуктивно.
Именно поэтому мораторий предложено заменить на аукционы, при этом – отдельно для резидентов и нерезидентов. В этой системе нужно обратить внимание на два ключевых момента:
1) На аукцион для нерезидентов будет поступать лишь тот лес, который выставлялся на продажу для резидентов и не был реализован.
В Кабмине уточняют, что некоторые виды древесины, например, небольшого диаметра, украинским производителям неинтересны, но пользуются спросом за границей.
2) Древесина, выставляемая на аукционе для резидентов, продается без права на экспорт, что должно исключить манипуляции.
Соответствует ли такая система международным обязательствам Украины? Довольно-таки сомнительно, поскольку дискриминация все равно остается. Ведь нерезидентам (то есть – с правом продавать за рубежом) останется лишь та древесина, которая не интересует отечественных производителей. Иными словами, «осетрина второй свежести».
Однако в правительстве убеждают, что такая схема устраивает Евросоюз.
«В ЕС прекрасно понимают, что обычную отмену моратория в парламенте провести невозможно. А значит, нужно искать компромисс», - уверяет собеседник ЕвроПравды.
По его словам, схема двойных аукционов должна проработать три года, после чего нерезиденты должны быть уравнены в правах с отечественными покупателями. Впрочем, стоит отметить, что норма об ограничении действия отдельных аукционов для нерезидентов тремя годами в самом законопроекте отсутствует.
Действительно ли ЕС устраивает такой компромисс?
Европейские собеседники ЕвроПравды очень осторожно комментируют этот вопрос – даже неофициально. Из этого, как минимум, следует, что предложенная норма не вызывает в ЕС явного неприятия.
Впрочем, уже в ближайшее время сложившийся компромис может быть разрушен. Поскольку законопроект был внесен лишь на этой неделе и еще не успел пройти первое чтение, в случае смены правительства он будет отозван из Рады. Процедура повторного внесения законопроекта может занять до полугода, хотя при давлении ЕС это может произойти за два-три месяца.
Однако остается вопрос – не будет ли скорректирован этот документ? И не приведет ли это к новым проблемам во взаимоотношениях с ЕС?
Не менее важный вопрос – как предложенная аукционная норма повлияет на проблему массовой вырубки?
Ведь даже минимальный легальный экспорт лишь усугубит эту проблему, которая уже сейчас имеет все характеристики экологического бедствия!
В Кабмине уверяют, что проблема нелегальной вырубки связана с прямыми контрактами: «Не секрет, что любой понравившейся массив леса можно купить. В таком случае лесники признают эту вырубку санитарной, а древесину продают по прямым контрактам».
Выход из ситуации в правительстве видят в запрете прямых контрактов – вся древесина должна реализовываться лишь через аукционы.
Достаточно ли этой меры для преодоления экологической катастрофы? Даже в правительстве неофициально признают, что недостаточно, ведь лесная отрасль традиционно является одной из наиболее корупционных.
Альтернативой этой системе может быть расширение моратория, когда под запрет будет подпадать любая коммерческая вырубка, а не только экспорт.
В таком случае Украина, как минимум, защищается от обвинений в дискриминации – даже если такая норма не понравится ЕС, там не смогут возразить против права страны вводить запреты, связанные с предотвращением экологической катастрофы.
Впрочем, даже расширение моратория не решает всех проблем.
Если большинство контрабанды составляет санитарная вырубка, то значит, Украине необходимо ужесточение контроля за ее проведением, а также перекрытие контрабандных схем.
Немаловажная деталь – как и в случае с контрабандой янтаря, такие схемы были бы невозможны без участия таможенников и с европейской стороны.
А значит – решить эту проблему возможно лишь совместно с Европейским Союзом.