Сразу несколько источников подтвердили распространенную в СМИ информацию о вынашиваемых в Администрации президента планах назначить Рината Ахметова и Юрия Бойко руководителями временно оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей. Пресс-службы собственника SCM и лидера «Оппозиционного блока» в своих релизах лишь подогрели интригу. «Ринат Ахметов готов на все, чтобы остановить войну, чтобы прекратить страдания людей», – сказали у Ахметова. «Мы ведем консультации с властями о том, чтобы помочь имплементировать Минские соглашения», – пресс-служба Бойко оказалась еще более откровенной.
Сценарий якобы был предложен Виктором Медведчуком как компромиссный и для Киева, и для Москвы. Главными задачами новых руководителей Донбасса будет подготовка к плавному возвращению Донбасса под украинскую юрисдикцию и демилитаризация региона. Также рассматривается вариант с проведением на временно оккупированных территориях выборов, которые должны легитимизировать новую власть и приблизить стороны к выполнению Минских соглашений. Причем в качестве альтернативы выборам рассматривается референдум, на котором украинский народ должен будет решить судьбу особого статуса Донбасса.
Со своими проще
Для президента Петра Порошенко привлекать олигархов к управлению регионами не впервой. Так же, как в свое время он отдал губернаторские посты Игорю Коломойскому и Сергею Таруте, он может сделать ставку и на Бойко с Ахметовым. Уровень одиозности Коломойского в 2014 году был не меньшим, массовую же народную репутацию патриота ему уже постфактум создал грамотный пиар.
Мотивы Порошенко понятны – как бы он ни старался подавливать в себе бизнесмена, подход к политике у него остался чисто бизнесовый. И найти общий язык ему гораздо проще с людьми бизнеса, рассматривающих территорию и людей, проживающих на ней, как активы, средства производства и объекты для инвестиций. При этом уровень взаимной неприязни, как показал опыт работы с Коломойским, необязательно является приговором. Как бы там ни было, а год тандем Игоря Валерьевича и Петра Алексеевича выглядел вполне жизнеспособным.
С другой стороны, у президента есть и противоположный опыт. Когда он пытался строить кадровую политику, опираясь на маловлиятельных, но амбициозных патриотов, особого успеха это не приносило. В контексте Донбасса достаточно вспомнить хотя бы губернаторские каденции Геннадия Москаля и Павла Жебривского.
Порошенко нужны посредники. Те, кто способен говорить на одном языке и с ним, и по ту сторону российско-украинской границы. Те, с кем он наконец-то сбросит со своих плеч несвойственный образ президента-полководца, навязываемый ему радикальными кругами украинского политикума.
С Ахметовым у Порошенко когда-то был общий бизнес (мало кто помнит такую компанию, как United Online Ventures), а с Бойко нынешний глава государства в свою бытность министром экономики в правительстве Николая Азарова неплохо уживался в одном Кабмине. Эти исторические реалии нашли свое отражение и на действиях президента в последние два года. Активы Ахметова, несмотря на общественный резонанс и политическую целесообразность, остались неприкосновенными, а «Оппозиционный блок» Бойко успешно прошел боевое крещение в новую партийную систему Украины, нередко выручая президентскую фракцию голосами в парламенте. Поэтому прочность политических и экономических связей в треугольнике Порошенко – Ахметов – Бойко достаточно высока.
Вернуть вотчину
Что касается самих потенциальных руководителей оккупированных территорий на востоке страны, то в их действиях во многом превалируют реваншистские мотивы экономического толка. Ахметов за последние два года оказался полностью вытеснен из Донбасса и, хотя и договорился о неприкосновенности своих активов с ЛДНР, все равно продолжает нести убытки. Это привело к тому, что за два года из одного из самых богатых олигархов Европы Ринат Леонидович превратился в заурядного миллиардера второго эшелона. От $15,4 млрд состояния Рината Ахметова в 2013 году, по итогам 2015-го осталось лишь $6,9 млрд. А в глобальном рейтинге миллиардеров американский Forbes и вовсе оценил состояние украинского олигарха в «жалкие» $2,3 млрд. Вместе с деньгами было утрачено и политическое влияние.
Зато на территории ЛДНР у Рината Леонидовича остались стратегические для его бизнес-империи предприятия. Это, в первую очередь, Енакиевский и Макеевский метзаводы, Енакиевский коксохим, Донецкий энергозавод, «Горловский машиностроитель», а также многочисленные активы в угольной промышленности. В лучшие времена капитализация активов Рината Ахметова доходила до $22 млрд, а доходность – почти до $13 млрд. Естественно, сегодня эти предприятия потеряли всяческую ликвидность, но это вовсе не говорит о том, что если Ахметов получит контроль над Донбассом, он не сможет наверстать упущенное. Особый статус позволит восстановить старые связи с Россией, а официальная должность в Украине – вернет былой политический вес.
С Юрием Бойко работает аналогичная логика, с поправкой на бизнес-планы Дмитрия Фирташа, в интересах которого – тоже вернуть российский рынок и кооперацию важной для него химической отрасли с предприятиями Донбасса.
Переменчивое общественное мнение
В описанном сценарии главная бомба замедленного действия, которая может навредить Петру Порошенко – падение рейтинга и рост протестных настроений. Но и этот фактор весьма условный. В частности, одним из механизмов «страховки» может послужить всенародный референдум, который позволит президенту уйти от ответственности (напомним, совсем недавно аналогичное предложение премьера Арсения Яценюка подвергалось жесткой критике).
Любые проблемы на этом пути могут легко решиться посредством международного консенсуса по украинскому вопросу. После договоренностей по Сирии, вероятность подобного существенно возрастает. Последняя встреча «нормандской четверки» показала, что европейцы серьезно нацелены на завершение минского процесса, как и американцы, против которых работает обратный отсчет времени для администрации Барака Обамы.
А если от выполнения политической части минских соглашений в прямую зависимость будут поставлены кредиты МВФ и получение Украиной безвизового режима, возможностей для «слива» Минска останется не так уж и много. Общество подготовят должным образом, а политические риски для Порошенко нивелируют мораторием на любые избирательные кампании до условного 2019 года. Недаром словосочетание «досрочные парламентские выборы» в Администрации президента в последний месяц стало местной страшилкой.
Обсуждению же таких персон, как Ахметов и Бойко вряд ли стоит удивляться. Связи Ахметова за рубежом достаточно обширны, комплименты в его адрес сыпала в том числе и замгоссекретаря США Виктория Нуланд, которую с украинским олигархом связывают теплые отношения еще с самого начала Майдана. Группа Фирташа – Бойко тоже не имеет особых проблем в Украине, а судя по тому, как движется уголовное дело в Вене, скоро не будет иметь их и на международной арене. С Россией тоже нет никаких проблем – украинское сырье для «Крымского титана» Дмитрия Фирташа без труда обходит заявленную блокаду полуострова и торговую войну между Киевом и Москвой. Непостоянство же украинского общественного мнения вряд ли стоит иллюстрировать конкретными примерами – политическая карьера президента Порошенко должна быть для него самого тому ярким подтверждением.