Укрзализныця (УЗ) в ноябре предложила поднять тарифы на пассажирские перевозки. Стоимость проезда в поездах «Интерсити+» с начала 2017 года компания планирует увеличить на 10%, а в остальных поездах дальнего следования — на35%. Повышение цен в этом случае предполагается провести в два этапа — в I и III кварталах следующего года. После этого цена на билеты в поездах дальнего следования вырастет в среднем на 20%, поскольку комиссионный сбор и прочие платежи останутся на нынешнем уровне.
Новые локомотивы и подушки
В УЗ необходимость повышения тарифов объясняют инфляцией, из-за чего стоимость используемых ведомством промышленных товаров за последние три года выросла практически вдвое. В то же время тарифы на проезд в поездах дальнего следования остаются неизменными с 2014года. «Запланированная в следующем году индексация — требование сегодняшнего дня, основанное на официальном уровне инфляции и уровне цен на промышленную продукцию», — говорится в официальном сообщении компании.
Кроме того, в УЗ апеллируют к необходимости привлечения дополнительных средств для ремонта изношенных пассажирских вагонов и локомотивов. Из-за высокого уровня износа количество техники «на ходу» уменьшается из года в год. «В этом году парк пассажирских вагонов уменьшился на 15%», — отметили в компании. По данным Мининфраструктуры, сейчас на балансе УЗ находится 5,3 тыс. пассажирских вагонов.
Председатель правления УЗ Войцех Балчун обещает модернизировать пассажирские составы. «В следующем году мы проведём глубокую модернизацию 200 пассажирских вагонов и планируем закупить шесть рельсовых автобусов (региональный поезд из одного или нескольких вагонов, совмещённых между собой. — Фокус). Также мы запланировали ремонт 360 и приобретение 15 новых локомотивов», — говорит менеджер. После модернизации в пассажирских вагонах появятся вакуумные туалеты, которыми можно пользоваться на станциях, и Wi-Fi. Кроме этого, в УЗ пообещали избавиться от старых подушек, матрасов и одеял, заменив их неаллергенными изделиями.
Скептики
Балчун — далеко не первый руководитель УЗ, который пообещал пассажирам поднять не только цены на билеты, но и уровень сервиса. Тем не менее на протяжении последних десяти лет цены на билеты постоянно росли, в то время как количество поездов сокращалось, а сервис оставался прежним. Возможно, поэтому министр инфраструктуры Владимир Омелян скептически относится к предложению поднять тарифы. «Позиция министерства очень простая: какое-либо повышение тарифов должно быть обоснованным и осуществляться только после того, как УЗ покажет эффективность антикоррупционных мероприятий, воплощение реформ, объяснит структуру тарифов, — сказал чиновник. — В контексте пассажирских перевозок вопрос очень чувствительный. Не может быть прямого ответа, дескать, у нас такое финансовое состояние, поэтому мы повышаем тарифы. Я хочу, чтобы монополия предоставляла качественный продукт и за это получала больше денег, а не просто поднимала тарифы».
С точкой зрения Омеляна соглашается и глава Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. «Сложно сказать, насколько сейчас оправдано повышение тарифов. Хотелось бы для начала понять тактику УЗ, увидеть её финансовый план на 2017 год. По этому году мы видим, что программа капитальных инвестиций не выполняется. На капитальные инвестиции по финплану заложено около 11 млрд грн. На данный момент освоено меньше 4 млрд грн. Естественно, за оставшийся месяц компания не сможет использовать 7 млрд грн. Зато расходы на оплату труда и другие операционные затраты увеличились более чем на 30% и как раз составили эти 7 млрд грн. Одним словом, деньги, полученные от повышения тарифов на грузовые перевозки в этом году, попросту проедаются», — поясняет эксперт.
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава уверен: чтобы в обозримом будущем достичь на железной дороге уровня сервиса, сопоставимого со странами ЕС, необходимо повысить тарифы на пассажирские перевозки в 4–5 раз. Но этого делать нельзя, поскольку железнодорожные перевозки станут недоступными большинству украинцев. Повышение тарифов на 35%, как предлагает УЗ, по мнению Кавы, позволит отремонтировать некоторые поезда, но кардинально проблему уровня сервиса не решит. Как уверяет эксперт, единственный реальный путь кардинально улучшить качество обслуживания — выделять на модернизацию составов государственные дотации.
«Нам очень нравятся поезда в Германии. Но мало кто знает, что даже при уровне тарифов в разы выше украинских государственному бюджету ФРГ пассажирские перевозки обходятся в 10 млрд евро в год в виде прямых дотаций. Из них 5,7 млрд евро идут на покрытие прямых убытков от перевозки пассажиров и 4,3 млрд евро направляются на содержание линий и их модернизацию», — уверяет эксперт.
Он считает, что правительство Украины должно обеспечить поддержку отрасли. На протяжении 25 лет оно не хотело замечать проблемы железной дороги и относилось к ней исключительно с позиции наполнения государственного бюджета, а не развития. Если правительство свои подходы не изменит, украинские железные дороги повторят судьбу железных дорог стран Латинской Америки, где из-за безответственной политики властей почти полностью прекратились пассажирские перевозки даже в больших странах, например, Мексике и Бразилии.