Бензин, дизельное топливо и сжиженный газ наполняют энергией не только автомобили, но и государственный бюджет. Топливо является подакцизным товаром, и доля налогов в нем повышенная. Так, минувшей зимой в период низких цен на нефть акцизы и НДС в бензине достигали 50% от стоимости на АЗС. Но это не пугает правительство, которое, похоже, считает, что повышать налоговое давление на потребителя нефтепродуктов можно бесконечно.
Весной зазвучали инициативы заложить в стоимость нефтепродуктов налог для создания стратегического запаса нефтепродуктов (около 50 коп./л), а накануне Дня Независимости министр финансов Данилюк «порадовал» решением повысить с 2017 г. все акцизы и экологический налог на 12%. Мол, это даст дополнительные 5,2 млрд грн. Но проблема в том, что процесс начисления налогов на автомобилистов идет легко только на словах и на бумаге, ситуация же с фактическим сбором этих денег иная. Расчет на получение золотого дождя ошибочен по двум причинам: во-первых, часть рынка уйдет в «тень» и эти налоги не заплатят, во-вторых, легальный сектор будет вынужден повысить цены, а это приведет к снижению продаж и, опять-таки, к снижению налоговых отчислений.
Как бы неожиданно для отечественных покупателей это ни звучало, но в Украине налоги и цены на топливо невысокие. Рекордные они в Европе. Еще выше — в Турции. Например, если сегодня акциз на бензин в Германии составляет 670 евро за 1000 л, то в Турции — 885 евро. В Украине же акциз равен 171,5 евро за 1000 л. Поскольку во всех вышеназванных странах нетто-стоимость нефтепродуктов примерно одинакова, то разницу в конечных ценах на АЗС формирует именно акциз. Если в Германии бензин с октаном 95 сегодня стоит 1,27 евро/л, то в Турции — 1,33, а в Украине — 0,78 евро/л.
Низкий акцизный налог в Украине оправдан с точки зрения низкой платежеспособности населения. На свою зарплату турок или немец может купить намного больше своего весьма дорогого бензина, чем украинец своего дешевого. Но проблема Украины не в размерах акцизов, а в неспособности их собирать.
Акцизная кость
Проблему налогового администрирования наглядно иллюстрирует следующий пример. В январе 2015 г. владельцы АЗС с удивлением узнали, что в стране появился новый налог — сбор с розничного оборота подакцизных товаров, установленный в размере 5% от розничной цены. Он целевым образом был адресован местным громадам, на территории которых расположены точки по продаже сигарет, алкоголя и нефтепродуктов. Сбор добавил розничным ценам на нефтепродукты более 1 грн/л.
Но практика быстро вскрыла тщетность надежд на новые поступления. Норму закона о «местном» акцизе в Минфине писали в такой спешке, что формулировки позволили большинству компаний быстро опротестовать уплату этого налога с так называемых корпоративных продаж, на которые приходится до 50% реализации через АЗС.
Разумеется, местные бюджеты вместо «косточки» получили лишь ее половину (хотя для изголодавшихся от безденежья громад и это за счастье). Но многие не получили и этого! Заправки есть далеко не во всех населенных пунктах, особенно сельских, поэтому в каждой области сразу появились богатые и бедные районы.
В 2016 г. ряд недочетов постарались исправить. Вместо процентной ставки законодатели ввели фиксированную — 4,2 евроцента/л (на второй квартал 2016 г. — 1,27 грн/л) и обязали уплачивать налог с каждого литра, отпущенного на АЗС, — будь то продажа «частнику» или «промышленности».
Однако положительного результата это не дало, если не считать того, что стали понятны масштабы бедствия. Ответом рынка стал быстрый уход в «тень», а именно — отпуск нефтепродуктов без кассового чека. Особенно четко это проявилось на точках отпуска сжиженного газа: на абсолютном их большинстве чеки не выдают, но если попросить, то могут выдать чек на любую сумму.
Очевидно, если бы с каждого такого чека автоматически уплачивался розничный налог, подобная раздача чеков была невозможна. На уход в «тень» указывает также непропорциональное падение реализации за наличные у многих владельцев АЗС. Причина одна — торговля в обход кассы.
Говорят об этом и цифры Государственной фискальной службы. Так, согласно данным ГФС, в первом квартале 2016 г. поступления «розничного» акциза составили 1,4 млрд грн. В то же время, по оценке «Консалтинговой группы А-95», за этот же период в Украине было продано 1,77 млрд л топлива, соответственно, поступления акцизного налога должны были составить около 1,9 млрд грн.
Таким образом, бюджет недополучил около 500 млн грн (26%). При этом, отмечают эксперты, есть все признаки усиления данной тенденции, что позволяет ожидать недостачу по итогам года в размере около 3 млрд. В частности, в «тени» будет находиться более 50% розничных продаж бензина и дизтоплива. Сжиженный газ, утверждают эксперты и участники рынка, уже в «тени» более чем на 75%.
Необходимо отметить, что местные власти, которые так жаждали «косточки» из центра, не особо горят рвением бороться за свои деньги. Массовыми стали случаи подкупа местных руководителей владельцами АЗС и АГЗС в обмен на отсутствие внимания к их «шалостям». А кое-где, говорят, главам сельрад и городов просто посулили «спалить хату» в случае настойчивости при требовании уплаты «розничного» акциза. На том и порешили…
Несмотря на это, а также на снижающийся объем выплат, Ассоциация мэров городов не желает даже слушать о перспективах пересмотра механизма сбора и распределения этого налога. Аргумент, что вскоре они вообще останутся с носом, никто слышать не желает.
И эксперты, и участники рынка, а с недавнего времени и налоговики солидарны в том, что розничный акциз надо перемещать «с пистолета» в места производства и ввоза топлива с последующим распределением по местным бюджетам.
«Сейчас существует немало проблем с его (розничного акциза. — С.К.) администрированием. Так, в бизнесе АЗС нет 5-процентной маржи, наценка обычно устанавливается на уровне 2%. Поэтому 5% розничного акциза для компаний — это огромные деньги, и, естественно, бизнес пытается этот налог обходить», — говорит глава ГФС Роман Насиров. По его словам, фискальная служба предлагает перенести 5% розничного налога на продажу топлива на заправках (около 40 евро/т) в основную ставку акциза. А дальше государство будет распределять эти деньги в местные бюджеты, исходя из объема проданного топлива в том или ином регионе. Насиров резюмировал, что такой шаг, с одной стороны, значительно упростил бы администрирование этого налога, а с другой — способствовал бы увеличению поступлений в бюджет от акцизного налога на нефтепродукты на 25–30%.
А что Минфин? Там проблему вроде бы видят, но что-то делать не спешат. В рамках бюджетного процесса ведомство «спромоглося» на уточнения в ряде формулировок, которые, по мнению чиновников, должны перекрыть возможности для неуплаты розничного акциза.
Но что делать с элементарной торговлей мимо кассы? Обсуждение же вопроса радикальной реформы налога с его распределением через центральный бюджет уперлось в смешную проблему: Минфин и казначейство не знают, как взаимодействовать с местными бюджетами.
Убиваешь — плати
Многие полагают, что за счет автомобилистов и уплачиваемых ими акцизов в Украине строят и ремонтируют дороги. Это не совсем так, хотя принцип «кто использует (читай — разрушает) дороги, тот и должен платить» во многом справедлив. На этом основании несколько лет назад был отменен ежегодный транспортный сбор. Одновременно Кабмин сформировал в госбюджете дорожный фонд, наполнявшийся исключительно «топливными» акцизами. Но ведь проблема не в самом наличии фонда, а в том, насколько он наполняется? Например, такой фонд существовал до 2014 г., но он никогда и близко не видел всей причитающейся суммы. Общеизвестными уже стали схемы группы ВЕТЭК, занимавшей до 30% рынка бензина, который завозился без уплаты налогов.
После Революции достоинства схема контрабанды сменилась засильем фальсификата — кустарного бензина, весь смысл производства которого заключается в уходе от уплаты акциза. Как и схема Курченко, наиболее массовые производители фальсификата тоже были известны. После пожара на Васильковской нефтебазе БРСМ летом 2015 г. налоговики открыли уголовное производство по подозрению в неуплате около 200 млн грн налогов. Облавы на БРСМ перманентно продолжаются по сей день, однако сеть продолжает работу.
В 2015–2016 гг. ситуация с уплатой акциза начала выравниваться. В 2015-м было введено электронное администрирование НДС, а с апреля 2016-го — электронное администрирование акцизного сбора на нефтепродукты. Фактически создана система сквозного контроля оборота нефтепродуктов начиная от НПЗ или границы и заканчивая АЗС.
Хороший эффект принесло и увеличение акцизов на компоненты топлив, что сделало производство «бодяги» экономически невыгодным. По данным «Консалтинговой группы А-95», поставки таких компонентов в первом полугодии 2016-го составили 42,5 тыс. т, что на 58% меньше, чем в
2015 г. Но говорить о победе над теневым рынком пока рано, хотя доля фальсификата заметно снизилась. «Те, кто работал «в серую», теперь работает «в черную» — за кэш», — говорит участник рынка, пожелавший остаться неизвестным.
Сегодня снова звучит идея возврата к дорожному фонду за счет целевого использования топливных акцизов. Цифры сопоставимы: по оценкам экс-министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, на ремонт всей поверхности общегосударственных дорог необходимо около 30 млрд грн в год. В свою очередь, объем акциза с бензина, дизтоплива и сжиженного газа в 2016 г. составит как раз около 30 млрд грн. Но пока правительство собирается потратить на эти цели 14,6 млрд грн (19 млрд в 2015-м).
Если на дороги топливных денег еще может хватить, то хватит ли запаса прочности у потребителей заплатить за новые проекты Кабмина? В частности уже оглашено намерение ввести новый налог в размере 40–50 коп./л на создание стратегического резерва нефтепродуктов. Теперь уже заявлено о 12-процентном повышении акцизов на топливо, что приведет к увеличению конечной цены на 70 коп./л, ДТ — на 40, сжиженный газ — на 20 коп./л. И да, это при текущем курсе евро, который недавно снова двинулся вверх.
Удивляет позиция Минфина, который объясняет увеличение акцизов, установленных в евро, ростом потребительских цен… в гривне. Судя по всему, в Кабмине не сильно заморачиваются вопросом, как выдержит растущий налоговый пресс потребитель? Если кто-то думает, что «бензин покупали и будут покупать», то сильно ошибается. За последние два года потребление нефтепродуктов рухнуло на 30%, так что предел прочности существует. И он намного ниже, чем кому-то кажется. Соответственно, не надо удивляться, почему цены растут, а ожидаемых поступлений нет.