Депутат Кирилл Куликов, руководивший в 2005-2007 годах Национальным бюро Интерпола в Украине, рассказал, за какие преступления люди попадают в розыск.

- Сразу говорю: почему задержали Авакова, я не знаю.

- Тогда ответьте: почему Авакова задержали, а, допустим, Калиновского и Супруненко – нет?

- Достойный вопрос. Наверное, так ищут. К сожалению. Хотя я не сомневаюсь в компетентности сегодняшнего руководства Интерпола. Но, по сути, Интерпол розыском и не занимается. Он только уведомляет о розыске, а ищут совсем другие организации. Если говорить о Калиновском, то и журналистам, и всем остальным хорошо известно, что он живет в Москве и приезжает сюда. Он – убийца, и никаких сложностей с его задержанием быть не должно. Здесь нет противоречий с российскими властями. Если бы была экономическая подоплека или политическая, тогда могли возникать сложности. А так – чистый криминал. И милиционеры в таких случаях охотно оказывают содействие друг другу. Было бы желание. Насчет Супруненко, я думаю, что он просто не является приоритетом. Вот будут киевские выборы, он снова станет приоритетом. Опять-таки, вопрос желания плюс чуть-чуть везения. Мы в свое время полтора года ловили мошенника, связанного с «Элита-центр» - Волконского. А он ведь умело скрывался, и пластические операции делал. Мы по крупицам искали, и все же нашли. Значит, можно найти? Так что нужна установка. Дадут установку – будут рыть, искать и в конце-концов обязательно задержат!

- Ели говорить о политическом убежище, то правда ли, что предоставление такового не означает, что фамилия человека исчезает из списка разыскиваемых Интерполом?

- Чистая правда. Приведем пример. В моей практике был человек, который баллотировался на пост президента Азербайджана – некто Гулиев. Это было достаточно громкое дело: он занимал серьезный государственный пост в стране, но обвинялся в финансовых махинациях и попал в розыск. Он уехал в Америку, где получил статус беженца. Но в розыске он все равно остался. И когда он прилетел в Крым, мне позвонил генерал Москаль, и спросил, что делать. Я ему ответил, что мы обязаны выполнять международные обязательства, и соответствующее постановление должна выдать прокуратура. Его задержали, направили в суд. Он показал паспорт беженца Соединенных штатов. Поскольку Украина является членом Европейской конвенции по правам беженцев, мы обязаны их отпускать. Вопрос серьезный: это ж не  мелкий жулик Супруненко, а кандидат в президенты. Тогда мы направили запрос в посольство США: что означает их статус беженца и как он кореллируется с Европейской конвенцией. И пришел ответ, что их конвенция соответствует европейской конвенции. Эти документы пришли в суд, и суд Гулиева отпустил. Но, повторяю, он и после получения статуса продолжал пребывать в международном розыске, потому мы его и задержали. Никуда не денешься: Украина является частью европейской правовой системы. Почему,  например, задержали Авакова? Ведь изначально было понятно, что здесь – не совсем криминальное преследование. Суть дела я не знаю, но по всем внешним признакам его преследование совсем не криминальное. К слову, ему вменяют какие-то гектары земли, а у нас Черновецкий с Олесиком разворовали тысячи гектаров, но их ведь никто не ищет!

Италия выполняет международные обязательства: арестовывает человека после того, как Украина как член международной организации Интерпол выставила его в розыск. Снять с розыска  Генеральный Секретариат Интерпол уже не может. Разве что предупредить, что у него есть сомнения по поводу Авакова, что дело имеет политическую подоплеку. Потому что в соответствии со статьей 3 Конституции Интерпола, он не разыскивает людей по расовым, политическим и религиозным причинам. Вообще, в этом вопросе Авакову сильно навредили его же соратники: «видные политические ньюсмейкеры» создавали слишком много шума, вместо того, чтобы заниматься делом. Причем заметьте, руководство партии от комментариев воздерживалось. Например, сначала начали отрицать: мол, мы на сайте Интерпола смотрели, его нет в розыске. Но в открытом доступе такой информации и не найти. Зачем громкие  заявления мол  «мы обратимся к генеральному секретарю Интерпола». Почему бы не обратиться с Кофи Аннану? Тоже хороший человек, Сирией занимается. Есть четкая, понятная правовая процедура, отработанная на тысячах подобных случаев, и Генсек тут ни при чем!

- Как вы думаете, получит ли Аваков политическое убежище в Италии?

 - Я судебную систему  Италии знаю только по фильму «La piovra» («Спрут» - Ред.). Мафия, суды, коррупция… Могу сказать одно: Италия сложная страна, но их  система  существует десятки лет и карает всех, невзирая на то, кто совершил  правонарушение Берлускони или рядовой гражданин.

Что касается Авакова, то о нем как о политическом беженце мы еще не говорим. Сам Аваков, насколько я знаю, об этом не заявлял. Потому что даже если бы он об этом хотя бы задумался, у меня такое впечатление, что в Украине уже нашлись бы пару товарищей, которые бы в мановение ока растиражировали  бы эту информацию. Пока что идет процедура экстрадиции. А данная процедура по международному праву  является исключительно компетенцией прокуратуры. В течение 40 дней Генеральная прокуратура Украины должна собрать все материалы, связанные с делом Авакова, перевести их на итальянский язык, нотариально заверить, апостилировать и отправить в местный суд. И уже суд будет решать, есть ли правовые основания для экстрадиции Авакова. И тогда будет выступать другая сторона – в свою защиту. Это очень долгий процесс. И только после этого может  рассматриваться вопрос о предоставлении политического убежища и это будет только выбор Арсена Авакова.  Причем любой ответ итальянских властей – как положительный, так и отрицательный, можно будет обжаловать.

- И все это время Аваков будет находиться в Италии?

- Да и достаточно долго. Эта тема успеет потерять свою остроту, уж поверьте мне.

- Позвольте сделать экскурс в прошлое, в те времена, когда вы сами возглавляли украинский Интерпол. Перед Оранжевой революцией, и, особенно, после, из Украины выехало масса представителей «преступного режима». Тот же Бакай, Щербань… Их искали через Интерпол?

- Не просто искали, их задерживали. Вот именно тех, что вы назвали. А вообще их было много. Ну, вот, меня спрашивали, когда задержат Белоконя? (экс-министр МВД – Ред.). Я говорил: у нас нет постановления следователя прокуратуры  о его розыске. Вот когда будет, будем решать. А те, кого вы назвали, были задержаны. Бакая привезли в Кунцевское УВД города Москвы, там показали указ президента Российской Федерации с буквой «С» о предоставлении ему российского гражданства. После этого речь об экстрадиции не шла ибо РФ, как в прочем то  и мы, своих граждан не выдает. Щербаня задержали в Америке. Он согласился на добровольную депортацию, и уехал оттуда. А в Украине доблестная прокуратура сказала: Владимир  Петрович, извините, погорячились. И отпустили. Хотя именно они издали постановление о его розыске!

- Как быть, если преступника ловят на территории той страны, с которой у Украины нет договора об экстрадиции?

- Ну вот, Америка, например. В этом случае все зависит от доброй воли полицейских, которые работают в этой стране. У нас был случай, мы задержали преступника, который в Америке убил известного боксера. Поскольку у нас нет двустороннего договора со Штатами, американцы нервничали, переживали. Но он совершил какое-то правонарушение в Польше, и мы его выдали Польше, а вот у нее с Америкой есть соглашение об экстрадиции.

- Есть ли какая-то статистика, сколько людей ежегодно попадают в розыск Интерпола, и за какие преступления?

- С моей стороны не совсем корректно знать эту статистику сейчас. Это десятки людей, которые попадают в розыск по совершенно разным преступлениям. Просто эти преступления не так интересны вам, журналистам. Допустим, человека разыскивают за изнасилование. Это может вызвать интерес, когда публичное изнасилование: изнасиловал, попытался задушить, сжег. Вообще, через Интерпол ищут убийц, насильников, алиментщиков… Бывает, бухгалтеров разыскивают, директоров фирм, банковских клерков. Тысячи всех рас и национальностей  людей разыскиваются по всему миру.

- А есть ли какой-то список стран, которые особенно «любимы» преступниками из Украины?

- Нет, я бы так вопрос не ставил. Одни страны, в силу внутренней бюрократической традиции, сложнее выдают преступников, другие проще. Есть какие-то двусторонние конфликты. Например, между Арменией и Азербайджаном. Или между Россией и Великобританией: все российские герои осаживаются в Лондоне, и Британия жестко действует в этом плане – никого не выдает. Но такого, чтобы преступники чувствовали где-то свою полную безнаказанность, нет. Сложно было работать со Швейцарией по коммерческим преступлениям. Как с этим автором аферы «Элита-Центр», Волконским,  долго тянули. Но ведь выдали, потому что сочли его действия мошенничеством. Теперь он сидит, и я бы водил туда представителей правоохранительных органов, чтобы они посмотрели, что такое настоящий криминальный талант.

-  Как бы вы оценили работу нынешнего руководства Интерпола? В тех рамках, которые позволяет профессиональная этика?

- Если бы оппозиционный народный депутат Куликов похвалил кого-то из власти, это была бы им медвежья услуга.  В этом ключе особенно хочу отметить достижения правительства Азарова в экономической и социальной областях! Но одного у правоохранительной системы не отнимешь: они работают слажено. Посмотрите, как повел себя Интерпол. Он не орал, не комментировал. Авакова задержала дорожная полиция, и в тот момент, когда итальянский полицейский взял в руки его права, дежурный Интерпола в Киеве уже  об этом докладывал начальнику. И они взяли паузу, и совершенно спокойно ее выдержали. Вообще, в случае с Аваковым сработали очень быстро. Это куда круче, чем когда я работал. Необходимо содействие со стороны спецслужб. Да, собственно, и всей правоохранительной системы.  А мы тогда, зачастую работали хорошо, если в разнобой, а не друг против друга: МВД, СБУ И прокуратура.

- Если власть снова поменяется…

- Я в Интерпол не вернусь. Я свою миссию выполнил. Пришел к министру – Василию Петровичу Цушко (у меня с ним были хорошие отношения), и сказал: Василий Петрович, я знаю, что тебе нельзя будет меня удержать. Да я и не хочу. Но вот две вещи. Первая – Курочкин, и ты должен его в рамках договора о международно-правовой помощи отправить его обратно в Россию ибо будут проблемы.  И вторая – деятель, который сейчас в «Карибиан-Клаб» сальсу отплясывает, а на суде умирал - Рудьковский, как-то привез на пресс-конференцию в Киеве лидеров туркменской оппозиции, находившихся в международном розыске, потому что ему, видите ли, скважинку хотелось там получить. Но ведь это могло поставить крест на отношениях двух стран. Мы должны срочно решать с ними вопрос в рамках обязательств Украины. Так что я свои обязательства выполнил. Цушко, правда, с трибуны Верховной Рады заявил, что у меня нашли нарушения, но после нескольких проверок КРУ он вынужден был извиниться, и теперь у нас снова хорошие отношения. Но я написал рапорт, и ушел даже не в резерв, я просто ушел из МВД. И, надеюсь, что не вернусь туда никогда. На том уровне все, что я мог, я сделал.