Ежегодно народные депутаты «утрясают» бюджет, залатывая всевозможные «дыры», и в результате — хроническое недофинансирование министерств и ведомств. Но всегда ли выделенные средства расходуются с умом? К сожалению, нет. В этом мы убедились, ознакомившись с некоторыми результатами ревизий и проверок, проведенных подразделениями внутреннего финансового контроля МВД.
23,1 млн. грн. в минусе
Казалось бы, оплата труда правоохранителей — строго регламентированная статья. Однако в 569 милицейских структурах страны были выявлены нарушения на общую сумму 30,1 млн. грн
Только в государственные целевые фонды (Пенсионный и Фонд социального страхования) переплачено обязательных платежей на 23,8 млн. грн. Из-за незаконной выплаты денег в связи с неправильным установлением должностных окладов, надбавок и доплат потери составили 1,44 млн. грн. В УМВД в Херсонской обл. направо и налево раздавали надбавки за выслугу лет, в результате чего незаконно выплачено 338,5 тыс. грн.
Яркий пример того, как раздавались надбавки за особые условия службы, — кинологический центр ГУ МВД в Киевской обл. Здесь начальнику центра и его заместителю безосновательно выплачивалась надбавка за службу с собакой в размере 15% от должностного оклада, хотя эта норма предусмотрена лишь для тех милиционеров, которые непосредственно работают с собаками.
Не скупились в милиции и на выплату премий, материальной помощи и компенсаций. Итог — минус 683,9 тыс. грн. К примеру, в УМВД в Сумской обл. начальство получало куда большую зарплату, чем предусматривается нормативными документами. В результате щедрые по отношению к себе начальники потратили сверх положенного 347,6 тыс. грн.
Что касается отпусков, то в результате незаконных выплат и неверных расчетов милиция потеряла 515,5 тыс. грн. Главная причина — отсутствие контроля за дополнительными отпусками в связи с заочной учебой в вузах.
Выявлены и нарушения, связанные с выплатой выходного пособия уволенным сотрудникам ОВД на 147,5 тыс. грн. Им умудрились неправомерно включить в общий стаж службы время обучения в гражданских вузах.
Обнаружили сотрудники финансовых служб ОВД и хищения. В Управлении государственной службы охраны при ГУ МВД в Винницкой обл. подделали ведомости перечисления на специальные счета, отправляемые в банки в электронном виде, вследствие чего незаконно перечислено 138 тыс. грн. В Запорожской обл. бухгалтер незаконно перечислил на свой счет 35 тыс. грн.
Ловкие милицейские финансисты, с одной стороны, деньги переплачивали, а с другой — залезали в карман коллег. В общем сотрудникам МВД недоплатили 843,5 тыс. грн. Во-первых, занижалcя размер индексации денежных доходов (600,1 тыс. грн.), во-вторых, неправильно подсчитывался стаж службы (166,1 тыс. грн.), в-третьих, неверно или несвоевременно пересчитывались должностные оклады (130 тыс. грн.).
В итоге, констатирует Департамент контрольно-ревизионной работы (ДКРР) МВД, из 30,1 млн. грн. принятыми мерами было обеспечено возмещение 17 млн. грн. (56%). Материалы шести контрольных мероприятий на общую сумму 553,9 тыс. грн. были переданы в подразделения внутренней безопасности или в органы прокуратуры. В пяти случаях возбуждены уголовные дела, а по одному идет следствие.
Горючее «улетучилось»
Ревизоры выявили и другие вопиющие факты, о которых должна знать общественность. К примеру, в Оболонском райотделе милиции Киева обнаружена недостача 84 тыс. литров (!) ГСМ на 400 тыс. грн. Прокуратура возбудила уголовное дело.
Во Львовском линейном управлении УМВД на железнодорожном транспорте в кассе выявили недостачу 52,4 тыс. грн. Межрайонная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело против кассира.
Отдельно следует рассказать о государственном предприятии МВД — украинском авиационно-транспортном предприятии (УАТП) «Хорив-АВИА». В январе 2010 г. оно сдало в аренду и субаренду 8 вертолетов Ми-8МТВ-1. Два воздушных судна принадлежали самому ГП, а шесть были арендованы у в/ч 2269 МВД с 2002 г. Ревизоры установили, что «Хорив-АВИА» ежемесячно недополучает арендную плату в сумме 1,5 млн. грн. Кроме того, «Хорив-АВИА» не отразило в отчетности задолженность перед в/ч 2269 за аренду шести вертолетов и выделение мест для стоянки воздушных судов на 1 985,6 тыс. грн. А при осмотре вертолетов в одном из них не оказалось головного редуктора ВР-14 стоимостью 2 млн. 765 тыс. грн.
ГАИ шагает впереди
В соответствии с положением о ГАИ МВД в ее состав входят Департамент госавтоинспекции (ДГАИ) и структурные подразделения в областях. В общей сложности ревизоры выявили недополучение ресурсов, незаконные расходы, убытки и материальный ущерб, получение доходов по не предусмотренным нормативно-правовыми актами источникам поступлений, а также другие нарушения на общую сумму 112 717,64 тыс. грн.
Нарушения ДГАИ в общей сложности потянули на 80 853,3 тыс. грн. К примеру, в 2009 г. и в первом квартале 2010-го департамент не перечислил в МВД и оставил в собственном распоряжении средства специального фонда в общей сумме 35 509,2 тыс. грн. За этот же период департамент получил излишних средств 2,7 млн. грн. В качестве платы за услуги по сопровождению транспортных средств, которые им фактически не предоставлялись, а осуществлялись соответствующими территориальными подразделениями ГАИ.
С 2007 г. по первый квартал 2010-го ДГАИ провел централизованную закупку программного обеспечения и услуг на общую сумму 10 316,0 тыс. грн. При этом оплата осуществлялась за поддержку территориально-ведомственной автоматизированной финансово-экономической системы, которой не существует.
Также были обнаружены факты безосновательного расходования в 2008—2009 гг. средств на оплату услуг сопровождения, технической поддержки и консультаций системы «Парус Бюджет 8» для подразделений ГАИ в Кировоградской, Винницкой, Луганской, Хмельницкой, Черниговской, Черкасской и Херсонской областях, которые они фактически не получали, на общую сумму 902 тыс. грн. Они также не пользовались программным обеспечением, полученным от ДГАИ, а это значит, что неэффективно использовались бюджетные средства — 82,5 тыс. грн.
Найдены и нарушения законодательства по госзакупкам. Из-за завышения цены приборов измерения скорости «Визир», по сравнению с тендерными предложениями, ДГАИ безосновательно израсходовало 585,8 тыс. грн.
При имеющемся дефиците финансирования деятельности подразделений ДГАИ не обеспечило взыскание штрафных санкций на общую сумму 249,6 тыс. грн. с ООО «Ниппон Моторс», которое не выполнило условия договора по своевременности и полноте поставки товаров.
Ревизоры установили многочисленные факты неправомерного расходования ДГАИ средств спецфонда на оплату услуг по техобслуживанию и ремонту служебного автотранспорта, не предусмотренных договорными отношениями, на общую сумму 178,5 тыс. грн.
В УГАИ УМВД в Николаевской области был выявлен служебный автомобиль «Тойота Камри» с механическими повреждениями, возникшими в результате незафиксированного ДТП. Материальный ущерб государству составил 123 тыс. грн. Безосновательно за госсчет был отремонтирован после ДТП автомобиль «Фольксваген Пассат», на что ушло 32 тыс. грн. Никто даже не пытался установить виновных в этой аварии.
ДГАИ в марте 2008 г. приняло техническое задание на создание эскизного проекта и технико-экономического обоснования создания автоматизированного государственного реестра в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, разработанные ЗАО «Софтлайн», стоимостью 350 тыс. грн. При этом на протяжении двух лет ДГАИ не планировались, не заказывались и не выполнялись эти работы.
Что касается структурных подразделений ГАИ в областях, Крыму, Киеве и Севастополе, то ДКРР выявил в них нарушения бюджетного законодательства, недостатки в использовании средств и материальных ценностей на общую сумму 31 864,5 тыс. грн. В частности, переплаты и необоснованные выплаты денежного обеспечения и зарплаты составили 336,97 тыс. грн.
Были перечислены излишние средства в Пенсионный фонд и Фонд безработицы и социального страхования, безосновательно начислены и удержаны взносы из сумм индексации денежного обеспечения на общую сумму 4361,22 тыс. грн. Незаконно израсходовано на содержание сверхштатной численности работников 646,84 тыс. грн.
В то же время не были начислены и выплачены работникам индексация денежного содержания и зарплата на 1 136,7 тыс. грн. (Черновицкая, Одесская и Киевская обл.).
Также установлены факты недополучения финансовых ресурсов за предоставленные подразделениями ГАИ платные услуги и реализованную спецпродукцию на общую сумму 173,46 тыс. грн. (сопровождение патрульным транспортом Госавтоинспекции автомобилей и грузов, срочное оформление разрешения на замену номерного агрегата транспортного средства и т. д.).
Помимо этого, с граждан незаконно взыскивалась плата за услуги, которых фактически не было (706,69 тыс. грн.). Речь идет о предоставлении в пользование служебного автомобиля при сдаче экзаменов, двойной оплате за выдачу комплекта регистрационных документов, реализации бывших в использовании номерных знаков.
Выявлены факты неотражения по бухучету материальных ценностей на общую сумму 1537,2 тыс. грн. и в то же время использовались, но не были отражены в отчетности основные средства на 837,63 тыс. грн.
Ревизоры обнаружили случаи нецелевого использования средств, полученных на командировки, в сумме 166,24 тыс. грн., а также незаконные выплаты по авансовым отчетам (99,86 тыс. грн.).
В регистрационно-экзаменационных подразделениях прижилось такое нарушение, как неуплата гражданами налога с владельцев транспортных средств и сборов на обязательное пенсионное страхование. В частности, в Хмельницком МРЭО Винницкой области зарегистрировано 142 ввезенных из-за границы автомобиля, на которые основания для регистрации отсутствовали. При этом налог с владельцев этих транспортных средств при первой регистрации в бюджет не выплачивался, в результате чего в казну не поступило почти 2,9 млн. грн.
Во Львовском МРЭО УГАИ в материалах не оказалось квитанций об уплате налога с владельцев транспортных средств при первой регистрации в Украине и снятии с учета грузового транспорта на общую сумму 4,4 млн. грн. При регистрации автомобилей во Львовском МРЭО установлено 9 фактов уплаты налога с владельцев транспортных средств по заниженным расценкам, что привело к недополучению бюджетом 283,7 тыс. грн.
В Немировском МРЭО УГАИ Винницкой области к материалам регистрации подшивались фиктивные квитанции об уплате налога с владельцев транспортных средств на общую сумму 187,02 тыс. грн.
Зафиксированы факты регистрации транспортных средств без уплаты их владельцами необходимых сумм сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, из-за чего Пенсионный фонд недополучил 367,50 тыс. грн.
Подчеркнем: все вышеперечисленные цифры — лишь небольшая часть безвозвратно канувших в «пучину» бюджетных денег, выявленных подразделениями внутреннего финансового контроля МВД в результате ревизий и проверок. На самом деле речь идет о громадных средствах, в прошлые годы либо неэффективно использованных, либо похищенных. Стоит ли в таком случае удивляться, что из милиции уходят наиболее квалифицированные сотрудники, без которых качество следственной и оперативной работы, мягко говоря, оставляет желать лучшего?