Как говаривал Михал Михалыч Жванецкий: "продолжаем разговор". Проблемы с финансированием фонда дорожного строительства, которые этой зимой стали очевидны как никогда раньше, вызваны снижением уплаты акцизного сбора с нефтепродуктов. Такое падение связано с увеличением доли теневого рынка нефтепродуктов — контрабанды и кустарного производства, о чем ZN.UA и поведало в прошлом номере в статье "Кто украл дороги". Как нам удалось выяснить в первой части расследования, ведущую роль в этом играет контрабанда. В свою очередь, внутри страны подозрительные объемы топлива реализуются компанией "Газ Украина 2020" с разбросанных по всей стране таможенных лицензионных складов (ТЛС).
Это ООО входит в одноименную группу компаний, возглавляемых Сергеем Курченко и называющих себя "динамично развивающимся энергетическим холдингом". Говоря о своих широких международных связях в России, Казахстане и Беларуси, компания в то же время заявляет, что напрямую нефтепродукты не импортирует, а перекупает на внутреннем рынке. Зачем такие сложности и почему остальные работают напрямую? Стремящийся к публичности холдинг не спешит об этом распространяться. И есть растущее понимание, почему.
По итогам 2012 г. Минфин констатировал "дыру" в размере 4 млрд грн., образовавшуюся в результате безналоговых поставок почти 1 млн т бензина. Этот объем был куплен автомобилистами по рыночной цене, в которой заложены налоги, однако в итоге до бюджета, а следовательно, и до "Укравтодора" эти деньги не дошли. Из этой колоссальной суммы основная часть, а именно — около 3 млрд грн., растворилась в результате контрабанды. Ее размеры нам удалось подсчитать благодаря совету бывшего главы таможни Игоря Калетника — путем сопоставления данных "Укрзалізниці" о физическом поступлении нефтепродуктов на рынок и Минфина о сумме уплаченного с топлива акциза. Нерастаможенными оказались 700 тыс. т нефтепродуктов, которые прошли через несколько нефтебаз, работающих в режиме таможенных лицензионных складов и начавших свою бурную деятельность в марте-апреле 2012 г. (см. табл. 1). В дальнейшем, по данным участников рынка и отраслевой прессы, эксклюзивным реализатором этого продукта выступает ООО "Газ Украина 2020". До последнего времени такая хлипкая связь базировалась исключительно на такого рода данных. В распоряжении ZN.UA появились первые серьезные факты, позволяющие составить конфигурацию масштабной схемы контрабанды в лицах.
Пятилетка за три года
С помощью источников в налоговой службе нам удалось ознакомиться с бухгалтерской отчетностью ООО "Газ Украина 2020". Согласной ей, оборот компании в 2012 г. составил 8,35 млрд грн, или более 1 млрд долл. Иными словами, на такую сумму фирма продала товаров и услуг, т.е. в нашем случае — бензина и дизтоплива. Нетрудно подсчитать, что при среднегодовой оптовой цене бензина А-92, А-95 и ДТ на уровне 13000 грн/т объем продаж "Газ Украина 2020" за год составил 640 тыс. т. Это фактически отвечает объему, пропущенному через перечисленные нефтебазы, — 608,3 тыс. т высокооктановых бензинов и почти 80 тыс. т дизтоплива. Как видим, погрешность между расчетным объемом продаж и прошедшим через ТЛС составляет около 6%, что можно списать на колебания цен реализации.
Это позволяет утверждать, что компания "Газ Украина 2020" была распорядителем всего объема, поступившего в 2012 г. на ТЛС. О том, что "Газ Украина 2020" имеет непосредственное отношение к работе с таможенными терминалами, говорит и тот факт, что, согласно бухотчетности, трейдер связан финансовыми отношениями с ЧП "Фирма "Армада-Плюс" и ДП "Петрол-Форвардинг" — операторами ТЛС в Кировоградской и Одесской областях. Через эти два терминала в 2012-м прошло 90% топлива, впоследствии оказавшегося в распоряжении на редкость успешного трейдера. Таким образом, мы имеем 680 тыс. т топлива, вышедшего на рынок с ТЛС, и такой же объем, реализованный ООО "Газ Украина 2020". Еще есть сомнения в связи между этими двумя звеньями? Но остается главный вопрос: а были ли уплачены с этих объемов акциз и НДС? Похоже, что нет.
Скажи мне, кто твой друг…
Больше всего усиливает ощущение исключительно "прозрачной" схемы портрет ключевых партнеров — поставщиков неизвестных товаров и услуг, которыми в 2012 г. пользовалось ООО "Газ Украина 2020". С ними, а также с их краткой (в прямом смысле слова) биографией можно познакомиться в табл. 2.
Без малого 6 млрд грн. из восьми получили от "Газ Украина 2020" две фирмы — ООО "Летавица" и ООО "Гатиора", зарегистрированные в Киеве в мае прошлого года с разрывом буквально в неделю, поэтому у них даже коды ОКПО отличаются только двумя последними цифрами. Но самое поразительное сходство в том, что уставный фонд у обеих компаний-миллиардеров одинаковый — 1000 грн. (одна тысяча гривен). Зачем респектабельному холдингу с международными связями понадобилось проводить основную часть денег через фирмы, которые по всем признакам являются фиктивными?
Предположим, что им перечисляются средства за топливо, т.е. эти структуры должны его у кого-то купить на внутреннем рынке или за рубежом. Но по-прежнему не видим мы этих загадочных имен в базе таможенной статистики. Может, они также покупают нефтепродукты далее по цепочке у кого-то внутри страны? Тогда вопрос: а почему "Газ Украина 2020" не может обойтись без этих посредников? Похоже, мы имеем дело с самой элементарной схемой обналичивания средств. (Здесь, пользуясь случаем, хотим передать привет Александру Викторовичу Клименко.)
Но тогда возникает вопрос: если импортера топлива с таможенных складов нет, то как эти нефтепродукты выходят на внутренний рынок? Как происходит передача прав на товар от нерезидента, доставившего топливо на таможенный склад, к резиденту, который должен уплатить все налоги? Кто оформляет грузовые таможенные декларации? Кто приходует эти нефтепродукты? Ведь речь не об иголке в стоге сена, а почти о 300 железнодорожных составах или 15 тыс. цистерн! (Здесь, пользуясь случаем, позвольте передать привет главе Гостаможслужбы А. Дороховскому, его заместителю С. Дериволкову.)
Не менее интересны и другие контрагенты ООО "Газ Украина 2020". Например, в 2012 г. компания заплатила за услуги ООО "СТ" и ООО "Охранная фирма "Богатырь", которые согласно уставным документам занимаются расследованиями и безопасностью, почти 1 млрд грн.! Для сравнения, такую же сумму в 2013 г. собирается потратить Минобороны на закупку вооружения и техники для всей украинской армии. Похоже, у "Газ Украина 2020" на содержании своя армия. Хотя, согласно имеющейся у нас госстатистике, в уважаемом ООО "СТ", принявшем от щедрого энергетического холдинга 864 млн грн., в штате числятся аж два сотрудника.
Напоследок обратим внимание на 350 млн грн., которые "Газ Украина 2020" заплатила ООО "6 континентов", основным видом деятельности которого значится организация путешествий. По официальным данным, на фирме трудится… один человек. Явно кто-то путешествовал вместе с армией…
И еще одна очень характерная деталь. У "Летавицы" (злой дух в виде летящей звезды, принимающей на Земле образ человека, который чарует волшебными прелестями — из мифологии), "Гатиоры", самой "Газ Украина 2020", "Аставии", неизвестно что обозначающей, но получившей, между прочим, 350 млн. грн., "Охранной фирмы "Богатырь", "Газ Украина 2009" и десятков других ОООшек, собственно, и формирующих "динамично развивающийся энергетический холдинг", большинство учредителей прописаны в Харькове и Харьковской области. Напомним, что из тамошнего Чугуева и лидер группы "Газ Украина" Сергей Курченко — большой патриот Харькова, доказавший это недавним приобретением "Металлиста".
За этой плотной паутиной из таможенных складов, фирм и фирмочек с "уставняками" в 1000 грн. трудно рассмотреть, где деваются миллиарды налогов с нефтепродуктов. Понятно одно — идут они не в бюджет, вернее, не в государственный. Как показывает практика, распутать кокон все же возможно, было бы желание у соответствующих структур (привет им всем, пользуясь случаем). Тем более что все происходит у них в буквальном смысле под самым носом.