Нынешняя предвыборная осень богата на круглые даты, связанные со Второй мировой войной, вызывающие противоречивые чувства у украинцев, декларирующих свой патриотизм. С одной стороны, это отмеченное две недели назад на должном государственном уровне 70-летие создания подпольной организации «Молодая гвардия», чему были посвящены не только торжественные мероприятия в Краснодоне, но и премьеры мультфильма «Наши» и рок-оперы «Распятая юность». С другой стороны, в ближайшее воскресенье на Покрову Пресвятой Богородицы исполняется 70 лет со дня создания другой антифашисткой организации — Украинской повстанческой армии. Нелюбовь к УПА Партии регионов общеизвестна, особенно в разгар избирательных кампаний. Единственное, чем власть может «помочь» в этом деле (опять же, в интересах собственной предвыборной гонки), так это содействием в организации беспорядков 14 октября для дискредитации оппозиции.

Впрочем, возрождение советских ценностей, в том числе и в вопросах патриотизма, для нынешних власть имущих — не более чем удобная ширма. Да, многие из них действительно ярые приверженцы позднего Совка и ничего в плане патриотического воспитания, кроме ДОСААФ, дружинников и «Зарницы», в своей комсомольско-хозяйственной карьере не видевшие. Однако советский опыт «регионалы» пытаются перенять преимущественно в способах сохранения собственной власти. И этой главной задаче фактически подчинена вся их псевдопатриотическая риторика.

Выступая 29 сентября на торжествах в Краснодоне, посвященных юбилею «Молодой гвардии», Николай Азаров призвал помнить не только героизм молодогвардейцев, но и предательство пособников нацистов, которым, по мнению премьера, необходимо выделить в экспозиции краснодонского музея отдельный «стенд позора». Глава Кабмина и лидер правящей Партии регионов тут же объяснил, для чего важен такой подход в современном укреплении патриотизма: оказывается, предатели оставили потомков, а те сегодня активно критикуют власть.

«Рано или поздно наступает в истории любого государства, любого народа такой момент, когда именно такие люди — герои — определяют будущее страны. Не предатели, не малодушные, которых полным полно и сейчас у нас, которые не верят в нашу страну. Они предрекают нам крах, провал. Посмотрите наше телевидение, наши передачи — сплошной негатив. Это в тот момент, когда страна строится, напрягая все силы, пытается выйти из разрухи, которая в стране была. Так за кем будущее, я вас спрашиваю? За малодушными предателями или героями?», — вопрошал Азаров у собравшихся пяти тысяч людей, съехавшихся в Краснодон не только из Луганска и других украинских городов, но и Москвы, Минска и Кишинева. Таким образом, Николай Янович доработал хрестоматийное определение спикера Литвина, что критика — это рабская привычка. По мнению Азарова, критика — удел предателей Родины. И этой фразой раскрыта вся концепция патриотического воспитания в представлении нынешней украинской власти.

Безусловно, такой концептуальный подход ложится на весьма благодатную почву общественной незрелости украинцев, в головах которых царит настоящая «патриотическая какофония». Если проанализировать результаты социологических исследований на тему патриотизма, может сложиться впечатление, что многие украинские граждане, декларирующие любовь к Родине (а делают это украинцы поголовно), вообще не понимают смысла понятия патриотизм, особенно в части готовности подчинить интересам этого социального чувства собственные частные интересы. А как иначе можно трактовать тот факт, что 54% украинцев по результатам исследования, проведенного социологической группой «Рейтинг» в августе 2012 года, были не готовы отстоять территориальную целостность Украины с оружием в руках в случае возникновения соответствующей угрозы. При этом патриотами себя считают не только 97% избирателей «Свободы», но и 88% тех, кто в конце этого месяца намерен голосовать за КПУ. Целиком очевидно, что в понятие патриотизм они вкладывают совершенно разный, а зачастую диаметрально противоположный смысл.

Казалось бы, с целью искоренить лишние поводы для социального напряжения власть должна продвигать универсальную для всех идеологию украинского патриотизма. Благо, примеров внедрения подобных успешных «универсалов» в мире предостаточно. Но власть продолжает гнуть свою, исключительно просоветскую линию, вызывая этим восторг среди ядерного электората ПР и КПУ. А также доброжелательные кивки Кремля, что, впрочем, ни к какому ощутимому результату в деле украинско-российских отношений не ведет — Москва неоднократно объясняла Киеву, что всем этим «матрешкам» в исполнении нынешних украинских чиновников давно уже не верит. Однако главная проблема в бесконечном сокращении в украинском обществе целевой аудитории для пропаганды советских ценностей. Группа «Рейтинг» в августе и Research&Branding Group в сентябре получили идентичный результат — сегодня только каждый десятый житель Украины ассоциирует себя с советским человеком. Поэтому со стратегической точки зрения опора партии власти на homo sovieticus совершенно бесперспективна. Но это если не жить одним днем.