Еще 2010 года в одном из украинских журналов появилась статья с точным названием "Госкомобнал". Тогда в ней речь шла о плане своеобразной "монополизации" одного из самых больших теневых бизнесов - "обнального"рынка. Как отмечалось, вместо борьбы с этим явлением, вследствие которого бюджет недополучает миллиарды, власть решила его возглавить.

До смены власти обналом занимались банки разного размера, но преимущественно небольшие. За такой специфический вид деятельности их назвали "помойки". Но после смены власти ситуация изменилась. Долго страной ходили слухи, что рынок "обнала" отдалили под контроль левой руки президента - "Юры Енакиевского". Однако в конце прошлого года позиции этой полулегендарной личности покачнулись. Более того, компании, которые могут быть связаны с ним, стали предметом внимания Государственной налоговой службы. Последнюю к тому времени уже возглавлял Александр Клименко, которого считают близким к старшему сыну президента Александра Януковича. Кто сейчас руководит этим рынком - можно лишь догадываться. "Экономическая правда" уже писала, что  в Украине работает так называемая "госпрограмма", в которой своих "операторов" имеет не только Государственная налоговая служба, а и, например, Генпрокуратура и МВД. Программа сводится к тому, что обнальные конторы берут за свои услуги 8%. Из них 6,5% идут в бюджет. Поэтому это и носит название "государственная".

Интересно, что для государственных учреждений "плата" за обнал намного выше - 14%. Оно и понятно: вывод государственных денег всегда вызывает немалое внимание правоохранителей. С ними нужно делиться. Кто же "крышует" "госпрограмму»? Некоторые участники рынка задаются вопросами: не Клименко ли это, вместе с бывшим сборщиком налогов, а теперь министром внутренних дел Виталием Захарченко? Иногда также называют очень влиятельных донецких бизнесменов. А иногда звучит и другой вопрос: не является ли "крышей" обнальных схем "отец" налоговой - премьер Николай Азаров? Дескать, он стоял у истоков налоговой системы и в течение многих лет сумел сохранить над ней контроль. Однако, все это - лишь слухи и предположения. Возможно, кому-то в самом деле выгодно, чтобы все думали на Клименко, Захарченко или Азарова. Дескать, он эту систему создал, и в течение многих лет сумел сохранить над ней контроль. Однако, все это - лишь слухи. Возможно, кому-то в самом деле выгодно, чтобы все думали на Клименко, Захарченка или Азарова.

"Экономическая правда" сделала попытку разобраться, как функционирует "обнальный" рынок, каковы масштабы этого явления, и справедливые ли утверждения о том, что он контролируется непосредственно теми людьми, которые должны бороться с уклонением от уплаты налогов.

Схемы

Если предприниматель не желает отдавать государству почти половину своих прибылей в виде налога на прибыль и на добавленную стоимость, он идет к "обнальщикам". Все происходит просто. С "конвертом" составляется фиктивное соглашение, например, об аренде оборудования для производства гвоздей. На счет нужной фирмы перечисляется сумма денег, которую надо перевести в "кэш". Спустя некоторое время предприниматель забирает "котлету" денег. Выгода в том, что предприниматель платит от своего заработка не более 40% налогов, а 8% "обнальной" комиссии.

Откуда берется "кэш"? Как правило, "конверты" работают в тесной связи с организациями, которые имеют большие объемы денежной наличности. В первую очередь - это банки. На рынке рассказывают, что широко применяется схема по обналичиванню векселей. Также популярна схема с нерезидентами. В этом случае составляется контракт с фирмой-нерезидентом, которая уже через иностранный банк перечисляет деньги, например, на карточные счета нерезидентов, с которых снимается "кэш" и передается заказчику.

Еще одна составляющая "обнального" бизнеса - формирование налогового кредита. Ведь при составлении фиктивных соглашений в суммах "сидит" НДС. На сумму этого НДС конечный "выгодоприобретатель" может завысить свой налоговый кредит, который позволит ему заплатить в бюджет меньше необходимого. Вот здесь уже начинается "любопытное". Ведь при предоставлении предпринимателями отчетности в Государственную налоговую службу, а именно деклараций НДС, должны указываться номер как налогового кредита, так и налогового обязательства по заключенным соглашениям.

Итак, при заключении ряда соглашений через несколько фирм от выгодоприобретателя до "налоговой ямы" через отчетность сборщики налогов могут проследить всех контрагентов и происхождение налогового кредита. Так или иначе, даже очень длинная цепочка "прогонки" приведет к фирме, на которой он оборвется. И, скорее всего, у такой конечной фирмы в декларации с НДС будут указаны идентичные номера налогового кредита и налогового обязательства. Из этого можно сделать однозначный вывод - сборщики налогов не могут не знать о фиктивных операциях. Конечно, может получиться, что конечной будет фирма-однодневка, которая просто не представит налоговую отчетность. Но это сборщикам налогов установить не менее легко.

Кто контролирует?

Дальше будем руководствоваться простой логикой. Оценить масштабы "обнала" в стране не берется никто - цифры почти космические. Существует мысль, что едва не каждая третья гривна - "черная". Сборщики налогов отчитываются о выявлении "конвертационных центров" с миллионными, а иногда и миллиардными оборотами. Но явление не исчезает. Хотя, повторимся, сборщики налогов не могут не знать о тех, кто помогает избегать платежей в бюджет. В частности, не может не знать об этом аналитический департамент Налоговой, который составляет перечни самых больших финансово-промышленных групп. Банкир и оппозиционер Андрей Пышный в комментарии "Экономической правде" целиком категорически заявил, что схемы "обнала" покрываются налоговой.

"Когда предприниматель желает занизить видимую сборщикам налогов прибыль, он идет на прямой "коррупциогенный" контакт между бизнесом и налоговой, со взаимным интересом коррупционера и бизнесмена. То же и с проблемой с НДС", - отмечает банкир. По его словам, стремление владельцев максимально снизить базу налогообложения по налогу на прибыль и обеспечить возвращение НДС толкает бизнес к переводу в денежную наличность. " Фирмы-однодневки при банках так же не могли бы существовать в нынешних объемах без содействия госорганов, в первую очередь налоговых. Ну а банки (и особенно те, кто стоят за ними) у нас, как правило, не бедные, не обидят сборщиков налогов", - подчеркивает Пышный. "Ведь и взятки не через безналичные платежи осуществляются. Да и зарплата в конвертах, если она осуществляется на больших предприятиях и продолжительное время, также практически невозможная без "закрывания глаз" налоговой", - считает он. Банкир утверждает: в нашей "полутеневой" экономике спрос на неучтенные наличные деньги колоссальный, и понятно, что с существующим уровнем коррупции в стране будет и предложение".

Но с чем связанная такая популярность "конвертов"? Не все же предприниматели Украины преступники, которые не желают платить в бюджет. В частных разговорах они объясняют это очень просто - если не минимизировать налоги, станет невозможно работать. Украинская налоговая система просто уничтожит их бизнес непомерными нагрузками. Поэтому уплата "обнальних" 8% - это не только вопрос выгоды, а и вопрос выживания бизнеса.

"Украинская налоговая система сознательно создана крайне запутанной и непрозрачной, с множеством коррупциогенных "окон", которые позволяют получать хорошие деньги на взаимной договоренности бизнеса и сборщиков налогов. Собственно, для этого она и создана. Это же в полной мере касается и деятельности в сфере переведения в денежную наличность", - говорит Пышный. То есть существует замкнутый круг: в бюджете нет денег, и для его наполнения существуют налоги; существующие налоги бизнес не в состоянии уплатить, поэтому идет в тень; сравнительно небольшой коррупционный "налог" с бизнеса берут операторы "черных схем", а бюджет опять же без денег. Наиболее интересное, что схемами "обнала" не гнушаются госструктуры и фирмы, которые выполняют государственный заказ. "Экономическая правда" неоднократно писала о возможном сотрудничестве с "обнальщиками" при закупках государственной компании "Укргаздобыча" и при реконструкции НСК "Олимпийский". "Любая теневая схема из распила бюджетных средств или фондов госмонополий рано или поздно требует выхода "в кэш". Объем госзакупок по году составляет до 400 миллиардов гривен. Теневая составляющая от 30 до 50%. И это только часть рынка, который формирует спрос на переведение в денежную наличность", - рассказывает Пышный. По его словам, самые большие суммы "делает" большой бизнес. "А если учесть, что за последние два года практически весь большой, и не очень, бизнес подмяла Партия регионов, то и перевод в денежную наличность - это уже не просто теневой бизнес, это внутрипартийный промысел", - считает банкир.

Источник "Экономической правды", который пожелал остаться неизвестным, рассказал о существовании так называемых партизан. Эти обнальные фирмы отваживаются работать без "крыши", и не принимают участие в "госпрограмме". По обыкновению, они существуют некоторое время. Но как только они достигают оборота где-то в 10 млн. грн,, их обязательно находит налоговая милиция, со всеми негативными последствиями. Как правило, владельцев "партизан" не сажают, но им приходится уплатить немалые деньги, чтобы соскочить с крючка сборщиков налогов.

Похоже, именно о "партизанах" речь идет в ответе ГНС, в которую мы обратились с "обнальным" вопросом. В ведомстве нам сообщили, что сборщики налогов не оценивают масштабы "обналичивания" и формирования незаконного налогового кредита. Они заявили, что на протяжении 2010-2012 годов ими было разоблачено…346 " конвертационных центра". Сборщики налогов подчеркивают: "Существует проблема четкого определения сроков, которые активно применяются в правоприменительной практике, в частности, в сдерживании деятельности минимизаторов налоговых поступлений". "Вместе с тем категории "минимизации налогов" и "избежание налогов", иногда в отечественных реалиях рассматриваются как разные по своему смыслу, в то время, как по общему правилу они определяются как тождественные", - заявили в налоговой, добавив, что с целью устранения приведенного упущения следует внести соответствующие дополнения в Налоговый кодекс. И здесь снова надо подчеркнуть, что сборщикам налогов однозначно известны все "обнальные" схемы. Определенное количество конвертаторов налоговая, конечно, вылавливает. Но всех?

Логичнее было бы инициировать глобальные изменения системы налогообложения, чтобы бизнесу самому было выгодно работать "в белую". Но этого не делается. Возможно, кому-то это выгодно? Впрочем, есть более глобальный вопрос - что будет с экономикой? Ведь фактически существует подмена налога на прибыль и НДС налогом "с оборота" в 8%. Можно предположить, что что-то из "обнальной" комиссии таки доходит до бюджета. Однако представляется, что это - мизер.

Ведь бизнес, избегая платы гигантских официальных налогов, платит налог неофициальный, который идет в "зрительский зал". Учитывая размах этого явления, создается впечатление, что долго украинская экономика так не продержится.