Самые яркие иллюстрации социальной безответственности государства по отношению к своим гражданам за последние три года. Все пять примеров объединяет не политический подтекст, а вполне реальная угроза здоровью людей. Большинство из этих случаев становились поводом для акций протеста, которые были проигнорированы и на Банковой, и на Институтской, и на Грушевского.
Твои болезни – твои проблемы
Отсутствие в больницах медикаментов, применяемых при лечении туберкулеза, ВИЧ-инфекций, СПИДа, редких патологий крови и других смертельных заболеваний прославило Украину в мире не меньше, чем лидерство нашей страны по скорости распространения «чумы ХХ века». Причина дефицита, который может стоить жизни тысячам граждан, — проблемы с проведением тендеров на закупку препаратов. По экспертным оценкам, лекарствами против вышеперечисленных хворей в 2010 году украинцы были обеспечены в среднем на 70%, в 2011 году — на 60%, в 2012 году — на 65%.
Аналогичная ситуация с вакцинами для детей. Профильное ведомство объясняло трудности экономией: мол, вместо европейских закупаются более доступные украинские, российские и индийские вакцины. Побочные эффекты не заставили себя ждать: Гослекслужба выяснила, что Минздрав закупал у фирмы «ФармстандартБиолик» вакцины для профилактики гепатита В, которые были изготовлены с нарушениями производственных технологий. В итоге два фактора — отсутствие вакцин и сомнительное качество препаратов — сводят на нет выработку коллективного иммунитета к инфекциям. По данным Счетной палаты Украины, реальный показатель вакцинации детей до одного года составляет лишь 40–60%.
Выгоднее умирать молодым
В нынешнем году должен был начаться второй этап пенсионной реформы, стартовавшей в октябре 2011 года. Внедрение обязательной накопительной системы пенсионного страхования позволило бы избежать уравниловки в пенсиях и дать шанс на обеспеченную старость тем, кто находится сейчас на пике трудоспособности. Но первый этап реформы — повышение пенсионного возраста для женщин — вызвал массу нареканий, но не привел к сокращению дефицита Пенсионного фонда (в прошлом году — 27,2 млрд. грн., в этом году запланирован на уровне 21,8 млрд. грн). Отказаться от части поступлений в ПФ и отложить эти деньги на персональные счета физически невозможно. Все попытки сократить разрыв между минимальной и максимальной пенсией (сегодня они отличаются в 32 раза) за счет отмены привилегированных выплат наталкиваются на сопротивление народных избранников. Если второй этап пенсионной реформы не стартует, на нищенскую пенсию (на сегодня ее минимальный уровень составляет 894 грн.) обречены не только нынешние 45-летние, но и 30-летние.
Не рай в шалаше
За последние три года в стране стартовало множество программ помощи в приобретении жилья. Государство не желает признавать утопичность идеи обеспечения всех нуждающихся если и не бесплатным жильем, то на приемлемых финансовых условиях. В итоге процветают популистские прожекты: вместо раздачи жилья льготным категориям населения предлагаются нереальные варианты. К примеру, с 1 января 2010 года многодетным семьям предоставляется 50-процентная скидка на покупку жилья и льготный кредит. Но при этом люди не могут купить квартиру, площадь которой меньше установленных норм. Для семьи с тремя детьми — это 115 м2, оплатить даже половину этого метража большинству многодетных не под силу. Последняя программа доступного жилья («ипотека под 3%»), стартовавшая в мае 2012 года, тоже не стала массовой. По информации Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, в 2012 году в рамках этой госпрограммы заключено 1168 договоров на сумму в 271,4 млн. грн., в то время как планировалось потратить 1 млрд. грн.
Там люди не живут
Успехи аграрного сектора страны удивительным образом нисколько не отражаются на благосостоянии украинских крестьян. И хотя вряд ли это является исключительно проблемой властей, государство должно позаботиться хотя бы о налаживании сельского быта. Вместо этого в прошлом году было принято окончательное решение укрупнить сельские больницы и школы, закрыв приблизительно еще 15–20% «ненужных». Процесс закрытия больниц и школ идет уже второй год. В рамках стартовавшей в 2011 году медицинской реформы больницы превращаются в фельдшерские пункты. Пока экспериментом охвачены три области (Донецкая, Днепропетровская и Винницкая), в которых только в 2012 году было закрыто двадцать сельских больниц. И сразу появились проблемы — создание амбулаторий рассчитывалось в зависимости от количества населения в селах, а не от удаленности пациентов. В итоге для ряда населенных пунктов расстояние до ближайшего медучреждения составляет 50–60 км. И это при печальной статистике Минздрава — 76% больных украинцев умирают, не добравшись до больницы.
Вне Украины ты никто
«МИД по вопросам защиты прав и законных интересов наших граждан работает на круглосуточной основе», — заявил недавно представитель Департамента консульской службы МИДа Украины Олег Горбенко. Серьезные неприятности за рубежом происходят ежегодно с 350–400 тыс. украинцев. Если это связано с необходимостью получения удостоверения личности для возвращения в Украину (а таких за год выдается в среднем 15–17 тыс.), то посольства и консульства их выдают. Остальные вопросы решаются через общественные организации или с помощью частных компаний. Есть, конечно, примеры героической работы послов и консулов в нештатных ситуациях. Но единой системы нет. Еще в 2009 году МИД инициировал создание фонда экстренной помощи украинцам за границей. На тот момент планировалось в фонде аккумулировать за год $1,25 млн., а затем довести его размер до $5 млн. Однако это новшество было очень быстро забыто.