21 февраля в Брюсселе накануне саммита Украина—ЕС министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий пообещал комиссару ЕС по вопросам энергетики Гюнтеру Г. Оттингеру "провести обсуждение деталей" создания трехстороннего консорциума по модернизации украинской ГТС "в самое ближайшее время", а точнее, в течение четырех недель. Для этого предполагалось провести круглый стол высокого уровня по вопросам развития украинского газового рынка с привлечением стран ЕС, европейских газовых компаний и международных финансовых институтов.
Но, похоже, украинская сторона все это время обсуждала нюансы и условия создания газотранспортного консорциума только с российской стороной — на самом высоком уровне.
Почему Виктору Януковичу интересен именно двухсторонний газотранспортный консорциум — без участия европейцев?
Во-первых, потому, что он может быть создан намного быстрее, чем с участием европейцев. Фактор времени для украинского президента сейчас весьма значим. Во-вторых, консорциум только с "Газпромом" по определению будет менее прозрачен. В-третьих, потому что это позволяет получить в бюджет около 4 млрд долл. в год, поскольку оценка "бизнеса на трубе" составила 7,5 млрд долл. в год (при неоглашаемой оценочной стоимости только "железа" — ГТС — около 20 млрд долл.). В-четвертых, обещаемая россиянами ежегодная экономия только на цене газа составит 8 млрд долл., что тоже неплохо для бюджета. В-пятых, "Газпром" обещает транспортировать по украинской ГТС не менее 60 млрд кубометров газа в год. В-шестых, Украина будет закупать 40 млрд кубометров газпромовского газа, но получит право реэкспорта (пополам с "Газпромом"), что, учитывая кочующую пока из проекта в проект цену в 258 долл. за тысячу кубометров, позволяет надеяться на создание регионального хаба на базе украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и тоже неплохо заработать причастным сторонам. В-седьмых, в случае нахождения приемлемого для обеих сторон варианта по Таможенному союзу для Януковича открывается прямой путь к вожделенным 15 млрд долл. (которые он до сих пор безуспешно пытается "найти" в закромах МВФ и Китая), так необходимым для обеспечения социальных программ перед президентскими выборами.
Но есть минимум одно условие, которое касается всей этой лепоты, — выход из Договора о присоединении к Энергетическому сообществу…
Последний визит Виктора Януковича в Москву, в ходе которого он планировал окончательно договориться о комплексе взаимоинтересующих и взаимонервирующих вопросов, продемонстрировал, среди прочего, чего на самом деле россияне хотят в газовом вопросе. Статья 7 Закона Украины "О трубопроводном транспорте" запрещает передачу газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг, но "Газпром" потребовал, чтобы этот закон был изменен парламентом. Но, как выясняется, это были только цветочки…
По данным ZN.UA, для создания проговариваемой схемы двустороннего консорциума с "Газпромом" только на законодательном уровне необходимо срочно принять пять законов, включая изменения в Закон "О трубопроводном транспорте" и закон о денонсации Договора о присоединении к Энергетическому сообществу.
19 марта премьер-министр Украины Николай Азаров на пресс-конференции в Киеве заявил, что создание трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС зависит от европейских партнеров. На что Европейская комиссия сразу же ответила: "Мы можем только повторить то, что мы уже говорили много раз. ЕС желает, если того желают Украина и Россия, вступить в трехсторонние консультации по газовому транзиту в любое время. Комиссия также много раз сказала, что готова играть содействующую роль в возможном трехстороннем консорциуме".
В результате 21 марта премьер РФ Дмитрий Медведев заявил: "Что касается темы консорциума, то здесь сами украинцы должны понять, что им надо. Если им этот консорциум нужен — двусторонний или трехсторонний, они должны нас заинтересовать, чтобы мы в нем участвовали". По словам Медведева, участие РФ возможно, "если мы будем понимать, что наши интересы — "Газпрома" и государства в целом — там (в консорциуме) гарантированы". "Мы не попадем в ситуацию, когда нас при определенных событиях просто выставят из этого консорциума или признают его несоответствующим тем или иным европейским правилам или условиям договора, который оформляет отношения (Украины) с Энергохартией" — добавил он.
"Альянс между Россией и Украиной может быть только при условии выхода Украины из целого ряда институтов, включающих Договор присоединения к Энергетическому союзу", — заявил российский премьер.
Вот такие "незатейливые" условия россиян: либо альянс с РФ (включая график сползания Украины в Таможенный союз), либо участие в европейском Энергосообществе, но без российских предвыборных коврижек для Януковича.
Отмечу, что Украина присоединилась к Договору об учреждении Энергетического сообщества в феврале 2011 г. И действующая власть Украины достаточно долго козыряла этим фактом. Дальше этого дело не пошло, так как документы Энергосообщества, кроме прав, содержат и строгие обязательства, большую часть которых Украина либо вообще не выполнила, либо выполнила лишь формально.
Тем не менее Еврокомиссия не оставила без внимания ультиматум Медведева: "ЕС неизменно верит, что это в суверенных интересах Украины, чтобы любое соглашение соответствовало обязательствам, взятым Украиной в рамках Энергосообщества". ЕК отмечает, что членство Украины в Энергосообществе является инструментом сотрудничества с целью "продолжать работу в направлении экономической жизнедеятельности, конкурентоспособности, прозрачности, устойчивости и интегрированного энергетического рынка".
"Это также позволяет защитить украинскую энергобезопасность от последствий антиконкурентного энергетического рынка, который зависит от одного главного внешнего поставщика, работа по реверсным поставкам газа из ЕС в Украину является этому ярким примером", — поясняет свою позицию Еврокомиссия.
Так что же может произойти и что может потерять Украина, если выполнит требование РФ о выходе из целого ряда институтов, включая Договор присоединения к Энергетическому сообществу? Попробую объяснить так же прямо, как это делают россияне.
1. Украина однозначно потеряет право управлять собственной ГТС, так как без участия ЕС это право очевидно отвоюет РФ (через газотранспортное СП, через аренду или лизинг — это уже не суть важно). Практика показала: менеджмента 50 на 50 не бывает, кто-то кого-то покупает. И традиционно "Газпром" в своих интересах покупает "Нафтогаз".
2. Украина вряд ли получит кредит на сравнительно льготных условиях от ЕБРР, ЕИБ и других финансовых институтов Европы для реконструкции своей ГТС. А это значит, что, попользовавшись ею до введения в строй своих потоков, "Газпром" оставит Украину со ржавой трубой.
3. Украина потеряет возможность стать полноправным и полноценным участником европейского энергорынка. В частности, вряд ли "Газпром", теряющий рынок ЕС, добровольно подвинется, чтобы дать возможность Украине продать излишки газа даже на паях с ним.
4. Украинские ПХГ будут за бесценок эксплуатироваться "Газпромом" для поддержания его статуса надежного газотранспортного партнера ЕС.
5. Украина утратит право реверсных поставок газа, т.к. газотранспортной системой управлять фактически будет не она. А "Газпрому" газ из Европы не нужен.
6. О конкуренции газопоставщиков на украинском газовом рынке придется забыть. Ну, разве что какую-то долю "Газпром" оставит на откуп своему давнему партнеру по "РосУкрЭнерго" Д.Фирташу.
7. Рассчитывать на снижение цены монопольным газопоставщиком — "Газпромом" не придется даже после окончания действия кабального газового контракта от
19 января 2009 г. Монополист и впредь будет диктовать свои ценовые условия всем украинским газопотребителям.
8. Об Инициативе прозрачности добывающих отраслей тоже придется забыть. Мы вообще никогда ничего не будем знать о реальных доходах нефтегазовых компаний и их платежах в бюджет.
9. Альтернативный сланцевый газ так и не появится, так как Shell и Chevron просто свернут свои проекты: некому будет продавать газ в Украине по рыночной цене, нечем будет доставить его в ЕС (доступ третьих сторон к трубе, что является обязательным условием Второго и Третього энергопакетов ЕК, — для "Газпрома" как красная тряпка для быка; даже российских производителей газа он не пускает в экспортную трубу).
Это касается и перспектив LNG — он будет неконкурентным.
10. Придется забыть об инвестициях в нефтегазодобычу Украины, в том числе для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Черного моря, куда устремляет взгляды ExxonMobil.
11. Энергосбережение останется "неспетой песней", равно как и модернизация энергоемких производств страны, толчком к которой послужила высокая цена газа как основного энергоносителя.
12. Развитие проектов добычи и производства альтернативных газу энергоносителей станет нерентабельным, а потому будет свернуто.
13. На энергонезависимости Украины, как и на ассоциированном членстве в ЕС можно будет ставить жирный крест.
Вот, собственно, и все.