Важным событием стало сообщение отом, что Еврокомиссия констатировала завершение выполнение Молдовой первой законодательной фазы Плана действий повизовой либерализации (ПДВЛ), целью которого является отмена виз ЕСдля краткосрочных поездок. Одновременно были подписаны дополнения кдействующему Соглашению обупрощении визового режима. Доотмены виз молдаванам остался второй ипоследний шаг— качественная имплементация принятых законов. Украина также имеет аналогичный документ, иполучен онраньше Молдовы. Вот только парламенту, сголовой занятому стравливанием людей «языком» иусовершенствованием коррупционных схем вгосзакупках, совершенно нет дела досползания страны внишу круглого двоечника Европы, неспособного даже наэлементарные, часто сугубо технические реформы ради собственного же блага.
«Европрагматиками» нынешняя власть нарекла себя сама— наантитезе с«евроромантиками» оранжевой эпохи. Недавно многим казалось, втом числе ивЕС, что дисциплинированная инастроенная нарезультат команда Януковича может добиться большего эффекта, чем погрязшие всамоедстве наследники оранжевой революции.
Политическую смерть данной иллюзии обозначило впрошлом году дело Тимошенко. Сознательный подрыв Киевом конструктивных идоверительных отношений, существовавших доавгуста 2011 года между Киевом иБрюсселем, без получения каких-либо соизмеримых альтернативных выгод совсем невписывался вевропейское понимание прагматизма.
С тех пор как большие амбициозные проекты, такие как Соглашение обассоциации, оказались подвешенными нанеопределенный срок, оставалась надежда лишь натактическое продвижение вперед потем уже обкатанным направлениям, где цели были взаимно обозначены, признаны взаимовыгодными, арезультаты могли быть достижимыми вкороткой перспективе ивполне осязаемыми.
Среди таких прагматичных направлений, секторальных итематических блоков интеграции назывались институциональное развитие (Евросоюз готов серьезно помогать вукреплении работоспособности отечественной управленческой машины), реализация разнообразных проектов технической помощи, энергетическое сотрудничество (врамках Европейского энергетического сообщества,— его членом Украина является сфевраля 2011 г.), атакже процесс визовой либерализации. Четко обозначенной целью этого процесса является отмена виз— тоесть исключение Украины изсписка государств, граждане которых обязаны иметь визы для въезда натерриторию Европейского Союза.
Однако кризис отношений стал постепенно проникать ивэти направления. Техническая помощь иинституциональная поддержка стали жертвой желания отечественных лоббистов делить государственные средства согласно собственным представлениям оправилах. Законодательство огосзакупках было неоднократно пересмотрено вкоррупционную сторону (последний раз напрошедшей неделе) дотакой степени, что наиболее важные линии технической помощи состороны ЕСбыли приостановлены. Энергетическое сотрудничество, хоть ипродвигалось, несмотря накризис газовых отношений сРоссией, все жепроизводило впечатление некоей вспомогательной площадки, где Киев пытался выстроить дополнительные аргументы для торга сМосквой.
Все большей неопределенностью обрастала итема безвизового режима. Все реже навысшем уровне звучали четкие установки навыполнение критериев ПДВЛ, все меньше энтузиазма проявлял парламент, накоторый впервой фазе Плана возложена ключевая миссия. Если раньше мыкритиковали высших должностных лиц зато, что они публично озвучивали нереальные сроки выполнения ПДВЛ, тотеперь возникла иная крайность— тишина.
Оказалось, что некоторые сугубо «технические» составляющие ПДВЛ оказались для Украины неменее трудными висполнении, чем построение зрелой демократии. Для дальнейшего продвижения, необходимо, чтобы через Верховную Раду прошел и«закон опаспортах», иразработанные Минюстом при участии независимых экспертов изменения кзакону озащите персональных данных, инуждающийся вдоработке законопроект опротиводействии дискриминации. Вероятно, потребуется также решение осоздании вУкраине независимого антикоррупционного органа (или онаделении дополнительными функциями существующих структур). Для этого необходима политическая воля, неподверженная конъюнктуре предвыборной кампании так же, как илоббистским интересам.
В текущем году создается впечатление (хотелось бы, чтобы ошибочное), что интерес котмене виз утратил сам президент Янукович. Тот самый, который вноябре 2010 года обещал выполнить ПДВЛ заполгода. Вчастности, без отмашки президента, или как минимум без его самоустранения, небыло быстоль откровенных шагов парламентского большинства посаботированию абсолютно необходимого, ноявно несчастливого правительственного законопроекта «Одокументах, удостоверяющих личность…».
Этот закон, разработанный Минюстом, был внесен вповестку дня совторой попытки исогромным трудом, иуже дважды его рассмотрение переносилось без объявления каких-либо причин. Глава фракции регионалов Ефремов просто рутинно объявлял отом, что законопроект «неготов», ирассмотрение отодвигалось нанеопределенную перспективу— так было 22мая и19июня. При этом каждому изтаких переносов предшествовала ураганная активность депутатов, «поддерживающих технологии» знаменитых отечественных производителей документов, которым правительственный законопроект сулит слишком малую прибыль всилу того, что предусматривает «биометризацию» лишь паспортов для выезда заграницу, аневсех документов сразу.
Между тем альтернативные законодательные инициативы всфере персональных документов стремительно множились, врезультате чего вВерховной Раде насегодня имеется пять (!) зарегистрированных проектов наодну тему— биометрических документов, правда, сразными названиями. Вот ужгде «единство власти» проявляет себя вовесь рост. Среди авторов депутаты Коновалюк, Рыбаков, Грицак идругие— все представляют парламентское большинство. При этом есть еще правительственный законопроект №10036-1 иего клон №10381, внесенный депутатом Толстенко (попросьбе товарищей) сцелью спасти «заваленный» большинством продукт Минюста.
При этом оппозиция самоустранилась полностью— ейнет дела до«борьбы кланов Лавриновича иГрицака», как они выражаются, азначит, увы, идосвободного въезда вЕвропу для собственных граждан. Несмотря напризывы проевропейской общественности, проевропейская якобы оппозиция сзавидной последовательностью игнорирует почти все (!) законодательные инициативы, направленные навыполнение Украиной Плана действий повизовой либерализации.
На этом грустном фоне для многих неожиданную симпатию вызывают одинокие старания профильного первого вице-премьера Хорошковского, который 22июня выступал вРаде, пытаясь убедить парламентариев извлечь лоббистские палки из«безвизового» пакета законопроектов, анакануне общался севрокомиссаром Фюле, объясняя ему, почему Украина неждет наданном этапе нового отчета Еврокомиссии о«безвизовом прогрессе»— лучше ничего, чем публичная констатация провала нафоне триумфа молдован. Ноодин вполе невоин: похоже, энтузиазм первого вице-премьера, ожидавшего вэтом вопросе куда большей исполнительской дисциплины изаинтересованности, может вскоре иссякнуть.
По состоянию назавершение текущей парламентской сессии законопроекты опаспортах нерассмотрены, авуспешное разрешение коллизии наосенней сессии Рады верят только оптимисты. Большие оптимисты. Украина останется впервой фазе ПДВЛ минимум доконца года, втовремя как Молдова поставила перед собой цель доконца 2013-го пройти вторую иполучить признание успеха реформ отЕвропы— ввиде безвизового режима. Ивполне может это сделать— учитывая проявляемую Кишиневом степень мобилизации иполитической воли.
Кроме Еврокомиссии, успех наших южных соседей подтверждают иданные независимого мониторинга: подготовленный под патронатом Международного фонда «Відродження» ипрезентованный виюне Индекс европейской интеграции стран Восточного партнерства также свидетельствует оботставании Украины вадаптации европейских стандартов отМолдовы, атакже, понекоторым параметрам, отГрузии идаже Армении.
В результате вУкраине вскоре может возникнуть спрос намолдовские паспорта: зачем стоять вочередях завизами, если бывает гражданство попрестижнее исовсем рядом? Тем более что конституция Молдовы двойного гражданства незапрещает, ивыхода изиного гражданства нетребует. Охотно представляем себе тревожные заголовки вукраинских медиа через два-три года типа: «Молдова раздает паспорта украинцам», «Очереди кпосольству Молдовы» ипрочее. Апочему инет? Ведь даже всамых верхах украинской властной элиты есть немало видных деятелей, которые могут вспомнить освоих молдовских корнях…
Это ведь легче, чем проявить волю креформам усебя дома. Скорее всего, политики найдут оправдание втрадиционном для себя русле: Молдова— страна маленькая, ейпроще, ее«тянут»… Когда-то эта мантра началась среакции науспех стран Балтии. Стех пор мыпостепенно привыкали кжизни позади всех, ивот наконец-то вотрыв уходит самая бедная, расколотая территориальным конфликтом страна Европы. Дальше сползать некуда. Поздравим соседей, конечно. Нонестыдно ли?