Россия рассчитывала развязать в Крыму вооруженный конфликт. По замыслу Кремля, украинские военнослужащие должны были оказать вооруженное сопротивление вторжению «зеленых человечков», выдаваемых за «крымскую самооборону», что дало бы россиянам основания официально выступить в роли «миротворцев». Этот сценарий событий, похоже, должен был быть воплощен и в Юго-Восточной части Украины. Но план в полноте своей не сработал. На то есть несколько причин. Действия Москвы вызвали беспрецедентно жесткую реакцию Запада, граждане Украины массово выразили готовность защищать страну, а украинские военные в Крыму не ввязались в кровавое противоборство, хотя и не пожелали сложить оружие.
Прозвучало много критики нашего военного ведомства по поводу действий в Крыму. Точнее – бездействия. Например, бывший начальник Главного управления военной разведки полковник запаса Петр Недзельський считает, что армия и флот были обязаны в соответствии с уставами дать агрессорам вооруженный отпор. Невзирая на приказы Министра обороны не открывать огня. Но, возможно, именно сдержанность бойцов и уберегла Украину от оккупации если не всей ее территории, то значительной части.
Нынешний уровень боеготовности украинских Вооруженных Сил не позволяет эффективно противостоять российским войскам. Это фактически признали в украинском Минобороны. Об этом хорошо известно и в Москве. К тому же, Запад дал четко понять, что в данный момент не готов предоставить прямую военную помощь Украине. США и страны Европы требовали от руководства Украины всячески избегать прямого вооруженного противостояния, не дав оснований россиянам открыто войти в конфликт под миротворческим предлогом.
«Россия не хочет делать первый выстрел. В соответствии с международным правом, уставом ООН, действия российских солдат можно считать актом агрессии, но это не есть вооруженный конфликт, потому что оружие не применяется. То есть с точки зрения международного права, при всем его лицемерии, Украина технически не может самообороняться и использовать это в дальнейших переговорах с Западом»,– говорит эксперт Школы политической аналитики при Университете «Киево-Могилянская академия» Петр Бурковский.
По мнению экспертов, Россия пока что желает остаться в рамках международного права. Москва рассчитывала на добровольную сдачу украинских войск в Крыму. Как вариант – «выдавить» украинцев с территории полуострова, получив полностью контролируемый плацдарм для дальнейшего наступления. Пока этот сценарий до конца не реализован.
Но положение украинских военных в Крыму тяжелое, отмечают очевидцы. Во-первых, на них оказывается колоссальное психологическое давление. Многие части испытывают трудности от недостатка элементарных бытовых принадлежностей. Но самое неприятное, они пребывают в абсолютном неведении относительно дальнейшей своей судьбы.
«Руководство говорит: «Ждите, идут переговоры»,– коротко сообщает «Комментариям» командир батальона морской пехоты в Феодосии подполковник Дмитрий Делятицкий.
«Комментарии» пообщались с одним из предпринимателей, который перевозил для заблокированных украинских частей материальную помощь на общую сумму в несколько сотен тысяч гривен: банковские карточки с деньгами на счету, моющие средства и средства гигиены, планшетные компьютеры. Побывал в подразделениях тактической группы «Крым» в Севастополе, батальоне морской пехоты в Феодосии. Впечатления– удручающие. Люди живут, как в осажденных крепостях: окапываются, обложились мешками с песком, сутками дежурят на вышках.
«В Штабе ВМС люди по 8 дней на столах спали. Они могут выйти за территорию, а зайти– нет. Их не пускают. У служащих нет никакой информации о возможной дальнейшей их судьбе. У них приказ «стоять». Что далее– не знают. Обстановка очень напряженная. Мое мнение: Минобороны ничего не может сделать, потому что ничего не может сказать правительство. А правительство тоже не может –- ждут, как Обама договорится с Путиным».
Видео о положении дел в Первом отдельном батальоне морской пехоты ВМС Украины в Феодосиии (18+, ненормативная лексика)
В семьях военнослужащих активно обсуждается вариант эвакуации на материк. Но от правительства не слышно конкретных заявлений и обязательств по обустройству их дальнейшей судьбы.
«Если министерство обороны не может сейчас дать ответов о будущем военнослужащих в Крыму, парламенту необходимо предоставить им статус участников боевых действий. Дайте семьям гарантии, что они будут иметь жилье, в Крыму или на материке. Скажите солдатам и матросам, что они смогут без конкурса поступить в высшие учебные заведения. Бойцы будут понимать, что о них заботятся».
Нынешняя ситуация такова, что у Киева не так много рычагов влияния на положение дел в Крыму. Один из них – присутствие на оккупированных территориях украинских военнослужащих, оставшихся верными присяге. Необходимо приложить все усилия, чтобы не потерять хотя бы то, что осталось.
«Сейчас Россия пытается превратить Крым в свой тыл и плацдарм для дальнейших действий на Юго-Востоке Украины. Украинские военные на полуострове для нее– как кость в горле»,– отмечает аналитик Петр Бурковский.