Коррупцию побороть очень сложно, но можно хотя бы попытаться ее минимизировать.Это доказали правительства многих стран. Главное, как оказалось, в этом процессе иметь политическое желание руководства страны заставить свое чиновничество жить по законам. При этом самому руководству эти же законы чтить. Пути войны с коррупционерами различны. От радикальных чисток примера Румынии декабря 1989, когда вслед за Чаушеску лишились постов (иногда и жизни) добрая сотня руководителей РКП. До деликатно-поглощающих мероприятий, примера Германии октября 1990, когда госчиновники ФРГ плавно и тихо заменили собой бюрократический аппарат ГДР.

В Украине коррупцию не смогли победить ни ликвидации политических систем, ни смены политических команд. И проблема, скорее всего в том, что никому из нового руководства страны, получившего власть, не хотелось менять давно устоявшиеся правила игры. Доминанта которой – игра без всяких правил, а точнее использование только тех систем координат, которые выгодны в данную минуту.

Причем чиновники раньше других интуитивно понимают настроение нового руководства в желании-нежелании реально менять эти правила жизнеустройства. Когда же к этому чиновничеству непосредственно обращается представитель новой политической власти, с просьбой решить вопрос, используя правовое разночтение конкретной ситуации, а проще говоря "в рамках закона обойти закон" – это уже прямая команда каждому из великой армии бюрократов: "рубить капусту в четко выделенном огороде в строго предоставленное должностью время".

Для видимости борьбы с коррупцией власть периодически объявляет операции с символическим названием "чистые руки", в ходе которых еще более чистые руки проверяющих становятся "позолоченными". В этой связи борьба с коррупцией наших правоохранителей выглядит более чем "убедительно".

Тем более, если учесть, что коррупционеров в правоохранительной системе значительно больше, чем среди любой другой отрасли госсслужащих . Дело не в том, что правоохранители более аморальны в своем большинстве, просто у них возможностей для "решения вопроса" значительно больше, чем у их коллег по бюрократическому цеху из других ведомств.

По этой же причине коррупционеры-силовики опаснее остальных государственных мздоимцев. Когда же коррупционер – судья, и подобные случаи не единичны, на правоохранительной системе можно ставить крест. В прошлом году против судей было возбуждено 47 уголовных дел. В суды направлено 20 уголовных дел о коррупционных деяниях, совершенных непосредственно судьями. Однако за весь 2008 год в отношении судей, их коллегами по Фемиде вынесено всего 4 обвинительных приговора.

Для иллюстрации этой ситуации наиболее удачно подойдут народные высказывания про "глаз ворона" и "мытье рук". Узко корпоративная судебная система не дает в обиду своих членов в мантиях: судами отменено 17 постановлений прокуратуры о возбуждении уголовных дел против судей.

Власть сама спровоцировала коррупционизацию всей судебной системы , давая ей поручения решать свои отдельные вопросы (политические, госустройства, хозяйственные), которые явно выходили за границы правового поля. Судьи поняли свою исключительность. Поэтому не стоит демонстрировать такое удивление "колядныком" Зварычем, скорее, его пример – исключение из правил, когда замкнутая коррупционная система государства дала сбой на уровне отдельной области. И опять же, на то была конкретно сформулированная воля, в данном случае Президента.

Порядок в судебной системе наводить никто не собирается. Поэтому и лежат в парламенте с позапрошлого года Законы "О судоустройсве" и "О статусе судей", которые хоть как-то могли конкретизировать функции и полномочия каждой судебной институции, а главное их апеляционности и подотчетности.

Самое интересное, но коррумпированность власти, уже устраивает население. По данным исследований, проведенным Киевским институтом управления им. Горшенина, в этом году, 59.5 % респондентов говорят о возможности покупки за деньги нужного вердикта суда, 52.4 % – "решения" вопроса об освобождении от уголовной ответственности, 39.7 % людей верят, что в суде можно "добиться" правды, но это будет дорого стоить.

От судей не сильно отстают и другие категории "слуг" народа. С начала года всеми силовиками, ведущими борьбу с коррупцией, а эта миссия возложена практически на всех правоохранителей – ГПУ, СБУ, МВД, ГНАУ составлено и направлено в суд 4060 протоколов о коррупционных деяниях, кстати, это на 14 процентов меньше прошлогоднего показателя. При этом в поле зрения правоохранителей перестали попадать чиновники среднего и высшего звена, материалы готовятся в основном по мелким районным чиновникам, которые самостоятельно ничего решить не могут. Не поверите, но число привлеченных к ответственности госчиновников 3-4 категории уменьшилось на 91.4 %, и только 2 госслужащих-коррупционера 1-2 категории выявлены в этом году. При этом надо уточнить, что выявление коррупционности чиновников согласно нашего законодательства абсолютно не означает снятие их с работы или же начало уголовного преследования. В большинстве случаев, заплатив штраф, они продолжают дальше трудиться на наше благо.

Как с судьями, так и со своими чиновниками-коррупционерами власть даже формально бороться не собирается. Законопроект "О добросовестном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления" в конце марта этого года депутаты продинамили, в том числе и члены проправительственной коалиции.

Хотя такой "теоретико-законодательный" подход тоже не панацея в борьбе с коррупцией. Эксперты утверждают: как только повысится ответственность за совершенное чиновником преступление либо уголовная, либо материальная – сразу же прямо пропорционально ей увеличатся суммы взяток. Вспомните, как после увеличение штрафов за нарушение ПДД, гаишники тут же подняли планку своих поборов вполовину. "За рызык", – говорили виновато улыбаясь госавтоинспекторы, объясняя причину повышения дорожных "тарифов".

Пока не будут приняты основные законы по борьбе с коррупцией, можно обойтись более простыми в методике принятия, но довольно действенными в практическом плане инициативами. Одна из них – процедура корпоративного поручительства. Она довольно широко развита в США, и суть ее очень простая. Прежде чем чиновнику получить должность, за него должны поручиться двое старших товарищей, которые в ведомстве, куда он идет работать, занимают руководящие должности. "Наставники" письменно подтверждают гарантии профессиональных и моральных качеств кандидата. Если принятый на работу чиновник не оправдал доверия, дисциплинарную ответственность вместе с ним несут и его поручители.

Когда в Америке, я спрашивал у полицейских, как сильно развита у них внутриведомственная коррупция, мне отвечали – бывает, но редко. А в пример приводили железное правило. Документы абитуриента в полицейскую академию будут рассматривать только тогда, когда в его личном деле будет рекомендация начальника полиции города или шерифа района, откуда родом будущий кадет. После полицейской академии офицер полиции возвращается служить домой, поэтому, давая ему рекомендацию – начальник полиции уже уверен в своем протеже. И рисковать руководитель полицейского участка не будет, так как должность его выборная, а зарплата даже по американским мерках очень большая.