Президент снова призвал к борьбе с коррупцией в чиновничьей среде. Первый президент Украины Леонид Кравчук даже усмотрел в президентском послании к Верховной Раде первую в истории страны попытку покончить с той системой управления, которая за два десятилетия независимости привела нас на грань политического, экономического и социального краха.
И все же борьба с коррупцией — это не перечисление чиновников, задержанных за взятки в своих рабочих кабинетах. И даже не упреки в адрес граждан, которые вынуждены эти взятки давать. Это действительно системные изменения, связанные прежде всего с созданием в обществе реальной конкуренции, обеспечивающие возможность появления настоящего среднего класса. Можно ли сказать, что сегодня в стране этого среднего класса нет? Он как раз есть, но основу его составляют те самые чиновники, которые ежемесячно, ежегодно, ежечасно улучшают свое благосостояние за счет создания невыносимых условий для жизни своим соотечественникам. И еще те, кто работает, обеспечивая потребности этих чиновников. Ну хорошо, еще определенная часть предпринимателей, вынужденных давать деньги, чтобы открыть и поддерживать на плаву свой бизнес. Ведь вряд ли кто-то может привести пример честного и быстрого открытия бизнеса.
Я нередко упоминаю шведскую компанию IKEA. Эта фирма, специализирующаяся как раз на производстве недорогой сборной мебели для среднего класса, категорически отказывается от взяток чиновникам в странах, где она начинает бизнес. В России ей пришлось пройти сквозь все круги бюрократического ада и чиновничьего противодействия, а один из ее ведущих менеджеров был уволен после того, как отчаялся договориться с чиновниками с помощью цивилизованных правил и решился «дать на лапу». В Украине никакой шведской мебельной фирмы нет и быть не может. Мы прекрасно это знаем. И еще мы знаем, что нами управляют нечестные, лживые люди. Люди, которые считают нас полными идиотами. Люди, живущие в роскошных поместьях, которые мы можем увидеть только с помощью аэрофотосъемки. Люди, проводящие вечера в фешенебельных ресторанах, — тут они не стесняются, сидят за стеклами, как в витринах алчности, на виду у всего Киева. Люди, которые обучают своих детей в самых дорогих учебных заведениях западных стран, а сами лечатся в самых благоустроенных клиниках. При этом только немногие из них — бизнесмены или хотя бы бывшие бизнесмены. Большая часть — профессиональные чиновники, у них и денег никаких нет: вся собственность традиционно записана даже не на членов семьи, а на подставных лиц, закреплена на какие-нибудь благотворительные фонды, которые традиционно благотворят миллиардеров и миллионеров, а вовсе не каких-нибудь обездоленных. Именно потому эти люди так держатся за свои должности и кресла — единственный понятный им источник дохода.
Президент хочет изменить эту печальную реальность? Но тогда нужно начинать с первой семьи государства — президентской и с первого клана государства — донецкого. Сверху должны раздаваться не обвинения в саботаже, а жесткое и точное заявление: мы больше не занимаемся бизнесом. Мы сами. И мы не позволим никому использовать власть или родство с властью для неуемного обогащения. Мы перестаем бороться с отставными оппозиционерами и начинаем серьезнейшую чистку в собственных рядах. Мы отправляем в отставку бездарных чиновников с советским и постсоветским прошлым и приглашаем к сотрудничеству молодых людей с западными дипломами, которые хотят работать ради страны. И президент защитит усилия этих людей своим собственным авторитетом, даже если реформы приведут к окончательному падению его рейтинга и концу политической карьеры. Потому что он работает ради будущего людей, избравших его главой государства. Работает не на словах, а по делу.
Только после этого население страны поверит в серьезность президентских намерений. Только после этого чиновники будут воспринимать президентское выступление не как попытку оправдать неудачи первого года правления Виктора Януковича, а желание коренным образом изменить правила игры в этой стране. Только после этого коррупция перестанет быть матерью украинского порядка.