Ужасный Пират Робертс (Dread Pirate Roberts) настолько озабочен своей безопасностью, что не доверяет интернет-мессенджерам. Забудьте о телефоне и Skype. Всего один раз за 8 месяцев переговоров об интервью я предложил ему встретиться в любом месте за пределами США. «Исключено, – отрезал Робертс. – Я не встречаюсь даже со своими ближайшими помощниками». Когда я задал вопрос о его настоящем имени и национальности, он отказался отвечать и на месяц прекратил общение.
Все мои коммуникации с Робертсом происходили посредством сообщений и форумов сайта, которым владеет и управляет бизнесмен, – Silk Road («Шелковый путь»). Доступ к ресурсу можно получить только через анонимную сеть Tor, которая шифрует трафик и «скрывает» данные за тремя прокси-серверами, выбранными случайным образом. Словно тебя ведет по джунглям с завязанными глазами отряд партизан – Tor идеально подходит для того, чтобы ни я, ни кто-либо другой не отследили географию серверов Silk Road или самого Робертса. «За мной идет охота на самом высоком уровне, – говорит бизнесмен. – Я не должен дать им ни одного шанса».
Может, эти слова и звучат параноидально, но сильные мира сего и правда немало отдали бы ради того, чтобы добраться до «пирата». За 2,5 года Silk Road вырос в крупнейшую интернет-площадку по торговле героином, метамфетаминами, крэком, кокаином, ЛСД и экстази. А марихуаны на сайте продается столько, что амстердамские кофешопы на фоне «Шелкового пути» выглядят невинной шалостью. Управление по борьбе с наркотиками США (DEA) отказалось сообщить, ведется ли в отношении Silk Road официальное расследование. Ведомство лишь подтвердило, что «в курсе» существования сайта и «внимательно следит» за бурным технологическим развитием цифрового подполья. Сенатор Чак Шумер потребовал закрытия Silk Road, аттестовав ресурс как «самую наглую попытку онлайн-торговли наркотиками за последние годы».
Биткоины и анонимность
Скачать и установить Tor может любой интернет-пользователь. После этого остается поменять ваши доллары или евро на цифровую криптовалюту Bitcoin и отправляться за покупками на Silk Road. Наркотики в вакуумной упаковке клиентам магазина присылают обычной почтой (USPS. — Forbes) – торговля идет полным ходом под носом у федеральных властей. По оценке преподавателя Университета Карнеги-Меллон Николаса Кристина, месячный оборот Silk Road в первой половине 2012 года составлял $1,2 млн. С тех пор ассортимент вырос вдвое, а годовая выручка, по подсчетам Forbes, увеличилась до $30-45 млн. Анализ активности пользователей Tor, проведенный в дублинском Тринити-колледже, показал, что ежедневное число визитов на Silk Road приближается к 60 000, а большая их часть приходится на продажу или покупку наркотиков, хотя некоторые пользователи «ограничиваются» контрафактными сигаретами или фальшивыми документами.
Сервис Робертса устроен по принципу eBay – площадка взимает комиссию до 10% за все транзакции (с увеличением объема сделки комиссия уменьшается). Учитывая, что все расчеты происходят в биткоинах (курс криптовалюты к доллару с момента запуска Silk Road в 2011 году вырос в 200 раз), владелец сайта и его предполагаемые партнеры, скорее всего, уже превратились в мультимиллионеров.
Биткоины – одно из главных слагаемых успеха Silk Road. «Мы выиграли войну за наркотики у государства благодаря этой валюте», – признает Ужасный Пират Робертс. Биткоины, которые получили известность примерно одновременно с созданием Silk Road, вопреки широко распространенному мнению не являются абсолютной панацеей от государства. Власти при желании могут отследить транзакции с криптовалютой теми же механизмами, что используются при расследовании фактов отмывания денег. Просто в отличие от доллара, евро или иены управление биткоинами сосредоточено в руках самих интернет-пользователей, а не центробанков или правительств. Аккуратные почитатели цифровых денег могут сделать так, чтобы их операции с криптовалютой не оставляли следов в открытом сегменте сети. Биткоин-сервисы погружаются в глубины анонимного интернета и все чаще переключаются на нелегальные бизнесы вроде организации кибератак, торговли оружием, украденными кредитками и т. п. Оплату биткоинами товаров на сайтах типа Silk Road обнаружить очень трудно. Даже ФБР признает «вызовы», которые перед властями ставит криптовалюта. Фактически это так же удобно, как PayPal, и теоретически так же анонимно, как кэш.
Если оставить в стороне этический аспект экономики «Шелкового пути», ключевой проблемой для ресурса остается невероятная волатильность биткоинов. Для стабилизации денежного потока Silk Road позволяет продавцам привязывать цены в криптовалюте к доллару. Выходит, что грамм героина на сайте стоит около $200 вне зависимости от того, обмениваются ли биткоины на биржах по 50 центов (как было в начале 2011 года) или по $266 (максимум апреля 2013). Робертс также предлагает хеджирование валютных рисков дилерам на период доставки наркотиков.
Биткоины не только сделали возможным функционирование современного «черного онлайн-рынка», но и привели в Silk Road самого Робертса. Мой собеседник не является основателем сайта, признался он в ходе интервью. Как выясняется, создал Silk Road другой, еще более законспирированный предприниматель, о котором не известно вообще ничего, кроме того, что он, по всей видимости, также называл себя «Ужасный Пират Робертс» и передал имя в наследство преемнику. Нынешний Робертс открыл для себя сайт вскоре после его запуска в начале 2011 года. По его словам, он обнаружил «дыру» в системе безопасности ресурса. Робертс мог похитить биткоины пользователей, но не стал бить в уязвимое место, а помог основателю исправить баг, завоевал его доверие и получил статус партнера по бизнесу. Позднее он полностью выкупил сайт у предыдущего хозяина. «Фактически сделка была его идеей. Он получил хорошую компенсацию», – заверяет владелец Silk Road.
Против государства
В феврале 2012 года на форумах Silk Road появился пост за подписью администратора, который назвался Ужасным Пиратом Робертсом. Это имя персонажа романа Уильяма Голдмана «Принцесса-невеста», за маской которого скрывались сразу несколько морских разбойников. Ровно так же за «пиратским» псевдонимом прячется вот уже второе поколение владельцев «Шелкового пути». Новый Робертс очень быстро сжился со своим альтер-эго: он принялся регулярно публиковать на сайте свои либертарианские манифесты и даже завел книжный клуб, где модерировал обсуждения работ экономистов Австрийской школы. Комментаторы на сайте не скупятся на похвалы в адрес главы ресурса. Его здесь характеризуют как «героя», «создателя рабочих мест» и «нашего нового Че Гевару».
Робертс позиционирует себя как радикального революционера-либертарианца, строителя анархического цифрового пространства в противовес государственному налогообложению и регулированию. «Мы не можем вечно отмалчиваться. У нас есть важное послание, и миру пришло время его услышать, – рассуждает бизнесмен. – То, чем мы занимаемся, не продажа наркотиков и создание проблем другим людям. Мы боремся за наши права, а Silk Road – механизм трансляции нашего послания. Все остальное вторично».
«Мы видим потенциал принципиально иного распределения власти, – пишет Робертс. – Люди теперь могут контролировать потоки информации и денег и их распределение. Сектор за сектором государство утрачивает роль монопольного распределителя благ. Власть возвращается к отдельному взятому человеку».
Война за рынок
Несмотря на угрозу преследования со стороны DEA и растущий интерес федералов к «темной стороне» интернета, Робертс дал Forbes первое за историю ресурса интервью по вполне определенной причине: как и в обычном наркобизнесе, в нелегальной онлайн-торговле разгорается война за доминирование на рынке.
Пока Робертс предается философским размышлениям, его конкуренты всеми силами пытаются «отъесть» у Silk Road часть доли в прибыльном сегменте онлайн-наркоторговли. 26 июня на YouTube появилась реклама амбициозного проекта Atlantis. Главным героем ролика стал карикатурный хипстер по имени Чарли. Сценарий незамысловат. Чарли, как объясняет зрителям закадровый голос под задорный музыкальный джингл, любит «покурить травку». Он переезжает в новый город по работе и не может найти марихуаны. На помощь приходит Atlantis, «виртуальный черный рынок». Чарли заказывает немного «дури» и «хорошенько накуривается».
YouTube удалил скандальное видео спустя несколько дней за нарушение правил сервиса, но трюк к тому времени уже сработал: ролик набрал под 100 000 просмотров и спровоцировал всплеск интереса аудитории к нелегальному сегменту Tor. Досталось в рекламе и Silk Road: Atlantis в ролике назывался «лучшим в мире анонимным местом для онлайн-торговли наркотиками».
На следующий день после размещения видео представитель Atlantis под именем «Гейзенберг» (альтер-эго главного героя сериала Breaking Bad – учителя химии, заболевшего раком, и начавшего производить метамфетамин. — Forbes) провел групповой чат для журналистов, тонко противопоставив Silk Road и свой сайт: «это как MySpace по сравнению с Facebook». Глава Atlantis под ником «Владимир» провел сессию ответов на вопросы пользователей популярного портала Reddit (эта сессия удалена из открытого доступа. — Forbes). Он также упирал на преимущества своей площадки в сравнении с Silk Road и обещал меньшие комиссии продавцам и покупателям. «У «Шелкового пути» больше пользователей, – писал Владимир. – Зато наш сайт лучше».
В конце апреля Silk Road на неделю ушел в офлайн, упав под мощным натиском хакеров. Все важные данные пользователей удалось сохранить в неприкосновенности, но сервера сильно пострадали. По версии Робертса, весенняя кибератака была детально проработана – оппоненты использовали неизвестные ранее слабые стороны сети Tor и умело обходили системы безопасности сайта.
Нападение случилось спустя несколько недель после запуска Atlantis. Именно амбициозные новички дирижировали атакой, полагает большинство пользователей Reddit. Всю неделю, что не работал Silk Road, продавцы и покупатели активно мигрировали на новую площадку.
«Все это слухи», – парирует глава Atlantis Владимир, когда я задаю ему прямой вопрос о причастности к киберпреступлению в нашем зашифрованном чате. Как и Робертс, лицо Atlantis не слишком охотно делится информацией о себе. Раньше он занимался разработкой софта и приторговывал марихуаной. «Я вообще сомневаюсь, что атака была. Гораздо более вероятно, что у них просто были проблемы с инфраструктурой сайта», – говорит Владимир.
Робертс тему атаки вообще не комментирует. Он говорит, что счастлив появлению конкурентов, несмотря на стремительные темпы роста Atlantis, который в июне вышел на оборот в $500 000. По словам Робертса, еще один сайт – Black Market Reloaded – долгое время копирует модель Silk Road и даже предлагает более широкий ассортимент товаров, включая нелегальное оружие, но, тем не менее, до сих пор не может собрать аудиторию, сравнимую с «Шелковым путем». «Мне нравится, когда конкуренты наступают нам на пятки, – рассуждает предприниматель. – Это дает мне мотивацию».
В комментарии о проектах-«копипастерах», опубликованном на форуме Silk Road через несколько дней после появления рекламы Atlantis, Робертс, впрочем, формулировал ответные претензии куда более конкретно: «Если вы берете чужое изобретение и чуть корректируете нюансы, а потом повсюду рассказываете, что ваш продукт «лучше», вы не заслуживаете моего уважения». И хотя формально эти слова относились к сравнению биткоинов и новой криптовалюты Litecoin, аудитория дружно интерпретировала замечание как «шпильку» в адрес дерзкого конкурента.
Silk Road, впрочем, тоже берет на вооружение некоторые элементы из маркетинговой тактики Atlantis. Помимо общения с прессой, Робертс создал сайт – своеобразный путеводитель по вопросам доступа к Silk Road и устройства бизнеса в Tor.
Попасть в Forbes
Когда я спрашиваю Робертса, как сам бизнесмен определяет свою роль в Silk Road – как CEO или как владельца, он выбирает ответ «как центр доверия» между продавцами и покупателями. Доверие в бизнес-модели сайта особенно важно, ведь все стороны в данном случае предпочитают сохранять анонимность. Постепенно Silk Road доказал аудитории, что не является ни очередной попыткой мафии быстро нажиться на наивных наркоманах, ни ловушкой спецслужб. По сути, специфический сегмент сети относится к сайту так же, как обычные интернет-пользователи относятся к eBay и Airbnb. На Silk Road тоже есть рейтинги продавцов, которые получают свои деньги лишь после доставки товара покупателям.
«Silk Road на самом деле не продает наркотики. Он продает страховку и финансовые услуги, – объясняет профессор Университета Карнеги-Меллон Николас Кристин. – Неважно, торгуете вы футболками или кокаином, бизнес-модель подобных сервисов опирается на создание удобной и безопасной площадки для всех сторон».
Денежные потоки Silk Road по большей части не «вынимаются» из оборота, а инвестируются в развитие сайта, говорит Робертс. Он отказывается обсуждать размеры своего состояния и образ жизни. Деньги предприниматель тратит осторожно, чтобы не привлекать лишнего внимания. Правда, в одном из постов на форуме он признался в пристрастии к «первоклассным развлечениям». Одно из любимых занятий Робертса – выкурить «огромный косяк индики в конце длинного дня».
«Мое личное состояние меркнет на фоне будущих перспектив Silk Road как организации. Я не продам сайт за сумму меньше 10- или даже 11-значной, – пафосно заявляет Робертс. – Когда-нибудь вам придется включить Ужасного Пирата Робертса в рейтинг миллиардеров Forbes :)».
Государство наносит ответный удар
Надо признать, что Робертс выбрал рискованное время для выхода «в люди» – давление спецслужб на Silk Road растет. В Южной Каролине и Австралии недавно были арестованы дилеры, торговавшие, в том числе, через сайт. В мае владельцам биткоин-сервиса Liberty Reserve были предъявлены обвинения в отмывании $6 млрд. Тогда же крупнейшая биткоин-биржа – токийская Mt. Gox – анонсировала требование идентификации личности всех брокеров, желающих обменять обычные деньги на цифровые. В июле ФБР пробило брешь в системе безопасности Tor, благодаря чему в Ирландии был пойман администратор сайта, распространявшего детское порно. Наконец, самый тревожный сигнал поступил из Агентства национальной безопасности США – спецслужба запустила программу кооперации по вопросам сетевой безопасности с DEA и другими правоохранительными ведомствами.
Все эти факты заставляют Робертса не доверять никаким способам коммуникации и финансовым транзакциям за пределами Silk Road и биткоинов. В 2012 году владельцы сайта-аналога Farmer’s Market были идентифицированы и арестованы сотрудниками DEA в рамках спецоперации «Бомба Адама». Хотя «фермеры» использовали Tor, между собой они общались посредством закодированной электронной почты Hushmail (этот сервис «слил» нужную информацию наркополицейским), а платежи принимали через PayPal. После того, как мы пообщались с главой Atlantis Владимиром в закодированной программе Cryptocat, стало известно о «дыре» в архитектуре сервиса – так что не исключено, что DEA доберется и до нашего диалога.
Несмотря на все меры предосторожности, безопасность Робертса остается под вопросом. Но угроза пожизненного тюремного срока не смущает владельца Silk Road. «Мы как маленькое зернышко в диких джунглях, которое дало первые ростки в почву, – писал он на одном из форумов сайта в прошлом году. – Это большие страшные джунгли со множеством опасных хищников, каждый из которых в процессе эволюции приспособился выживать во враждебном окружении человеческого общества. Но среда быстро меняется, а джунгли никогда не сталкивались с тем видом, к которому относится Silk Road».