Январь — традиционно довольно неперспективный месяц для приватизации. Инвесторы отходят от многодневных отмечаний Нового года… Однако в текущем году именно в его начале происходил кардинальный передел украинской энергетики.
Сначала Фонд государственного имущества юридически признал ДТЭК Рината Ахметова победителем еще ноябрьского конкурса по продаже 45% энергогенерирующей компании «Западэнерго». Точнее говоря, была завершена оценка стоимости пакета акций компаний. Несмелые ожидания, что по ее итогам цену пакета хоть немного поднимут, не оправдались — оказалось, что в своем предложении Ринат Леонидович был даже избыточно щедр.
Название оценщика звучало крайне символично — ООО «Спецоценка». В общем, за 1,932 млрд. грн. «Западэнерго» перешло в руки нового хозяина. Теперь экспорт электроэнергии с Бурштынского острова окончательно перешел в частные руки.
Ну а 11 января завершилась многолетняя эпопея с переходом «Днепрэнерго» к тому же Ринату Леонидовичу. ФГИ провел конкурс по продаже 25% его акций. Как и в случае с «Западэнерго», единственную заявку практически по стартовой цене 1,174 млрд. грн. подал ДТЭК Holdings Ltd.
Структуры г-на Ахметова упорно боролись за компанию несколько лет, начиная еще с легендарной дополнительной эмиссии акций, которую так и не смогла отменить в бытность премьером даже госпожа Тимошенко… Юридически сделка еще не закрыта — предстоит оценка пакета, но по опыту «Западэнерго» в ее итогах уже никто не сомневается.
Так что теперь из пяти крупнейших теплоэнергетических компаний страны («Восток-», «Днепр-», «Запад-» и «Центрэнерго» вместе с остатками «Донбассэнерго») у государства остался контрольный пакет только в двух последних. И в планах текущего года их приватизация пока не фигурирует. В остальных случаях у государства остался практически ни на что не влияющий госпакет.
Конкурсы без конкурсантов?..
Собственно, для первых четырех энергокомпаний энергораспродажи («Западэнерго», «Днепрэнерго» вместе с «Киевэнерго» и «Донецкоблэнерго») будущий победитель — Донбасская топливно-энергетическая компания (или ее «дочки») безошибочно предсказывался экспертами за месяцы до начала торгов.
Легкой неожиданностью стало разве что вялое участие в двух конкурсах по «Киевэнерго» и «Донецкоблэнерго» еще и других участников.
При продаже «Киевэнерго» за победу при прoдаже 25-процентного пакета немного поборолось «Полтаваоблэнерго» (Константин Григоришин и Игорь Коломойский). Это привело к конфликту с Антимонопольным комитетом, переносу конкурса на две недели и даже довольно существенному поднятию цены. Вместо исходных 432 млн. грн. государство получило на целых 18 млн. больше. На днях в столичной энергокомпании уже состоялось первое постприватизационное собрание акционеров, где структуры ДТЭК голосовали почти 72% акций. Произошла смена руководства (впрочем, оно и раньше уже было «ахметовским»).
Генеральным директором ПАО «Киевэнерго» назначили Александра Фоменко, еще недавно возглавлявшего «Днепроблэнерго» (до этого он руководил принадлежащим Ахметову «ПЭС-Энергоуголь»).
Но основной неожиданностью стало назначение на должность председателя наблюдательного совета компании ее руководителя в конце 1990-х годов и бывшего министра энергетики Ивана Плачкова. Его назначение многие эксперты связывают с попыткой поиска компромисса с киевскими депутатскими группами (Иван Васильевич входил во фракцию Виталия Кличко).
Можно вспомнить, что еще года четыре назад 12,73% акций принадлежали городской общине, а затем были достаточно нагло «оприходованы» молодой командой Черновецкого. Еще весной прошлого года Киевсовет принимал решение обратиться в Генпрокуратуру для проверки законности их отчуждения...
Кроме того, предстоит увлекательная история по передаче компании «Киевэнерго» в концессию городских ТЭЦ. «Киевэнерго» сейчас арендует их до 2017 года, а хочет получить, по возможности дешево, в концессию на 49 лет.
В отличие от Киева, где при приватизации все-таки наблюдалась интрига, борьба за «Донецкоблэнерго» была вялой. Некоторое удивление вызвал тот факт, что на компанию, где 30,8% уже принадлежит структурам ДТЭК, нашелся конкурент. Им оказалось «Луганское энергетическое объединение» того же Григоришина. Хотя участие ЛЭО в донецком конкурсе большинство экспертов вообще связывали с его раскруткой для участия в последующих продажах. Оно, таким образом, получило своеобразную аккредитацию в ФГИ, и снять его с конкурса стало заметно сложнее. Это предположение косвенно подтвердилось, когда ЛЭО заявило об участии в конкурсе «Закарпатьеоблэнерго».
А за «Донецкоблэнерго» серьезной борьбы не случилось. После четырех шагов аукциона цена поднялась с 450 до 467 млн. грн., на чем все и завершилось победой ДТЭК.
В общем, последняя почти выполнила анонсированную «программу-минимум» («Западэнерго», «Днепрэнерго», «Киевэнерго» и «Донецкоблэнерго»). Причем уровень переплаты от стартовой цены не дотянул даже до одного процента.
Из заявленных приоритетных остались только «Крымэнерго» и «Днепроблэнерго». Хотя приоритеты Ринат Леонидович может и изменить. Вопрос, скорее, в деньгах. Официально четыре энергокомпании обошлись ему в 4,6 млрд. грн. Это не очень большая плата за четыре крупные компании в ключевых регионах страны. Но со свободными деньгами у группы есть некоторые проблемы. И накануне торгов она открывала кредитную линию на 2,6 млрд. грн. у структур российского Внешторгбанка.
При этом средства шли в том числе и на «финансирование программы приобретения активов». Предстоят и существенные вложения в купленные активы. Так, в «Западэнерго» ДТЭК обещала вложить в ближайшие пять лет около 6 млрд. грн. Примерно такие же расходы ожидаются и по «Днепрэнерго». Часть денег, несомненно, удастся заложить в тариф, но придется и искать ресурсы на стороне. Так что слухи, что Ахметов купит все, немного преувеличены. Только то, что ему нужно…
Третий раунд — фальстарт…
Собственно, главной особенностью планирующейся продажи третьей группы облэнерго — «Закарпатьеоблэнерго» (21 января), «Винницаоблэнерго» (3 февраля) и «Черновцыоблэнерго» (7февраля) и являлось отсутствие в числе ожидаемых претендентов структур Рината Ахметова. То есть нет той гнетущей предопределенности относительно будущего покупателя.
Первой шла самая западная энергораспределяющая компания Украины. Она очень небольшая, и все ее энергопотребление чуть больше объемов производства пары блоков Бурштынской ТЭС или того же «Западэнерго» (около 450 МВт), а оборот продаж — порядка 700 млн. грн.Своей генерации у «Закарпатьеоблэнерго» почти нет, исключая тройку гидростанций на реке Тисе. Это довольно крупная Теребля-Рикская (27 МВт) и две небольшие — Ужгородская и Оноковская. Интересно, что они были введены в эксплуатацию еще в период оккупации края венграми, в 1942 году. Ежегодно гидростанции производят всего около 6% общего потребления электроэнергии в области. Так что и стартовая цена контрольного пакета не сильно кусалась — 135 млн. грн. Для сравнения, это в 13 раз меньше стоимости легендарного пентхауза Рината Леонидовича в Лондоне (тот обошелся ему в ту же сумму, но... в фунтах стерлингов).
В декабре 2011-го ФГИ заявил, что пять компаний взяли документы для изучения. Традиционный интерес к региону проявляет российская группа Воеводина—Бабакова (так называемые словаки). Они через нидерландскую VS Energy International N.V. уже приобрели около 10,5% акций «Закарпатьеоблэнерго». Интересно, что в январе стало известно, что VS Energy вышла из состава акционеров «Закарпатьеоблэнерго». Но интриги не случилось — речь шла о передаче акций другой своей компании. Именно от «словаков» подал заявку один из двух участников конкурса — ООО «Энергетическая Украина ТВ» (г. Киев). В конце декабря прошлого года Антимонопольный комитет Украины разрешил «Житомироблэнерго» купить контрольный пакет долей в уставном капитале этого ООО. В свою очередь, «Житомироблэнерго» было куплено VS Energy еще в 2001 году. Сейчас у них там почти 92% акций.
Само ООО «Энергетическая Украина ТВ» по статусу «занимается распределением и поставкой электроэнергии». Купив 50% акций, «словаки» получили бы более 60%, то есть возможность кворума на собрании. Интересно, но юридически все претенденты (включая бывшего запорожца Константина Григоришина) имеют российское гражданство.
Григоришину же даже в случае победы пришлось бы договариваться с другими акционерами. В общем, в результате торгов на Западе Украины могло появиться частное облэнерго новой группы. До этого в регионе контрольными пакетами владели только братья Григорий и Игорь Суркисы («Львов-» и «Прикарпатьеоблэнерго» из Ивано-Фраковска). Однако участники рынка слегка поторопились с появлением нового частного облэнерго. Торги по «Закарпатьеоблэнерго» неожиданно были сорваны. Причем по дивной причине.
ФГИ не смог собрать конкурсную комиссию… Такого в многолетней истории приватизации украинской энергетики, кажется, еще не было. По заявлению фонда, комиссия, в которую входят представители профильных министерств и спецслужб, «не смогла начать свою работу в связи с отсутствием кворума». Так что журналисты зря ждали открытия торгов, не началась и их интернет-трансляция… Один из экспертов иронически посоветовал ждать вороха больничных от не явившихся членов комиссии.
В итоге Фонд госимущества ограничился заявлением, что «о следующем заседании конкурсной комиссии будет сообщено дополнительно». Пока никаких заявлений не появилось. Нет даже комментариев по поводу произошедшего. Эксперты туманно намекают, что на Банковой «не договорились».
Между тем уже 3 февраля должен состояться конкурс по продаже контрольного пакета (50%) «Винницаоблэнерго». На этой неделе завершается прием заявок. За ее более чем 700 тыс. потребителей хотят не слишком много — 167,5 млн. грн. В этой энергокомпании крупный пакет, более 20%, уже принадлежит Константину Григоришину, и его шансы на победу оцениваются как достаточно высокие.
А 7 февраля планируется конкурс еще по одному ОАО «Черновцыоблэнерго». Цена
вообще смешная — 65 млн. грн. за 45% акций. Это за компанию, которая обслуживает треть миллиона потребителей. Причем почти 22% акций принадлежат тем же «словакам». Правда, возможно, VS Energy его тоже переоформит на другую компанию…
Вообще, по данным ФГИ, сейчас заявки на изучение документации для участия в конкурсе по «Черновцыоблэнерго» подали две компании, а на «Винницаоблэнерго» — уже четыре. Впрочем, на «Закарпатьеоблэнерго» интересующихся было вообще пять, а в итоге участников конкурса осталось всего двое.
Если суммировать, что наше государство просит за эти три энергокомпаниии около 45 млн. долл., то становится грустно. Уже упомянутая лондонская квартирка Рината Леонидовича или персональный самолет Игоря Валерьевича стоят в несколько раз дороже.
Но пока не разрулят ситуацию вокруг конкурса по Закарпатью, причем не на улице Кутузова, где находится офис ФГИ, а совсем в другом месте — на Банковой, все эти планы под большим вопросом… Теоретически скандал может (по крайней мере, неявно) выйти на межгосударственный уровень. Поскольку г-н Бабаков, бывший вице-спикер российской Госдумы, до сих пор имеет там некоторое влияние.
Между тем Фонд госимущества анонсировал следующие шаги в сфере энергетики. В «Ведомостях приватизации» появился ориентировочный перечень предприятий, которые предложат к продаже в 2012 году.
Наиболее интересен 50-процентный пакет «Днепроблэнерго» (тут может развернуться борьба между Ахметовым и Коломойским). Собственно, Игорь Валерьевич еще в прошлом году обозначил свой интерес к нему, заявив, что интересуется «Днепроблэнерго» (где у него с Григоришиным до 16% акций) и «Запорожьеоблэнерго» (там блокирующий пакет у братьев Суркисов и того же Григоришина). Правда, запорожская энергокомпания на торги пока не вышла.
При этом Коломойский уклончиво отметил: «Все зависит, какие будут условия. Если непрозрачные, есть другие страны, в которых более прозрачные условия». Тем не менее компания, снабжающая электроэнергией ключевой ферросплавный завод группы «Приват» (Никопольский), ему интересна по-любому.
Серьезный интерес вызывает и 45-процентный пакет «Крымэнерго». В этой компании значительные пакеты есть и у ДТЭК, и у Григоришина. Кстати, она традиционно привлекает и россиян. ФГИ уже получил этот пакет от НАК «Энергетическая компания Украины».
Еще по 45% продадут в «Хмельницкоблэнерго», где большой пакет (почти 20% акций) у VSE Воеводина—Ба-бакова, и «Николаевоблэнерго» (блокирующий пакет у нее же).
Самым забавным выглядит стремление государства сбыть 25% многострадального пакета «Сумыоблэнерго». Точнее говоря, его безуспешно продают господам Григоришину и Коломойскому уже давно. Но тех не устраивает цена. Сначала за блокирующий пакет просили 209 млн. грн., потом опустились до 108 млн., но его так никто и не купил. Осталось посмотреть на нынешнюю цену.
Но в любом случае государство совершенно не пугает «потеря контроля». Именно под этим соусом у государства оставили сейчас блокирующие пакеты, что привело как к резкому снижению стоимости акций, так и к падению интереса практически до нуля у «ненаших» инвесторов. Реально все понимают, что корпоративное влияние государства будет околонулевым. Благо, опыт такого управления накоплен.
Пока в списке нет и акций «Черкассыоблэнерго», которое ранее предполагалось продать то ли через биржу, то ли на конкурсе. Впрочем, в ФГИ заявили, что список предварительный и может еще измениться.
Возможно, начнется завершение эпопеи с контролем над «Тернопольоблэнерго» — предполагается и там продать 26-процентный пакет акций. Юридически контрольный пакет компании принадлежит государству, но родная держава в нем не у дел уже тринадцатый год. Ни одного собрания акционеров за это время так и не удалось провести.
Впрочем, в Тернополе не повезло и Григоришину. Несмотря на его крупный пакет в облэнерго, с 2002 года компанией успешно управляют Суркисы. Судя по происходящему, сейчас там с братьями мирно контактирует Игорь Коломойский.
После конкурса понадобится «утряска» позиций. Собственно говоря, аналогичная процедура происходила после продажи «Кировоградоблэнерго» в начале 2000-х годов. Там тоже для получения доступа к реальному управлению пришлось долго торговаться.
Впрочем, опыт таких торгов есть. В 2010-м Григоришин, Коломойский, братья Суркисы уже делили энергетику. Тогда они закончили многолетнее перетягивание каната (доходившее временами до вооруженного захвата облэнерго) и разделили облэнерго почти пополам. Суркисам отошел контроль над западными (львовским и ивано-франковским) облэнерго, а компании Игоря Коломойского и Константина Григоришина получили полтавскую, сумскую и черниговскую энергокомпании.
Тернополь тогда в пакетную сделку не попал. Торги за окончательный передел контроля над ним еще предстоят. И можно смело прогнозировать — цены будут заметно выше государственных.
Ну а в Фонде госимущества заявили, что анализ предварительной стоимости энергокомпаний пока не проводился. Иными словами, мы снова увидим привязку к котировкам рахитичного и безденежного украинского фондового рынка.
Хотя один из экспертов риторически заметил, что с нынешним уровнем государственного управления в отрасли «ужасный конец часто лучше, чем ужас без конца».
Звучит несколько цинично, но логика в этом, несомненно, есть.