Автомобили – больная тема для нынешнего главы правительства Николая Азарова. Все началось с того, что только Николай Янович торжественно появился на Грушевского 12/2 в качестве главы Кабмина, как оказалось, что его премьерский автомобиль не заводится. «Основной служебный автомобиль премьер-министра неисправен. Какой порядок может быть в стране, если автомобиль премьер-министра неисправен?», - возмущался тогда во время общения с журналистами Азаров.
Теперь Mercedes главы правительства работает безотказно, но автомобильная тематика продолжает добавлять премьеру головной боли. Так, глава Кабмина уже несколько раз озвучивал постановления о запрете чиновникам тратить деньги на ремонты офисов, мобильные телефоны, ноутбуки и автомобили премиум-класса, аппетиты подчиненных Азарова не изменились. «Комментарии» уже писали о том, какие машины пользовались наибольшим спросом у чиновников в период «жесткой экономии». Но провал админреформы (когда вместо сокращения, траты на чиновничий аппарат только выросли) заставил Кабмин снова поднять тему под лозунгом: «будут наказаны все, кто не хочет экономить». В первую очередь под раздачу попали региональные чиновники – любители дорогих авто. Правда, улов был весьма скуден: уволили в Днепропетровске чиновника за Lexus RX450h High Luxury, в Харькове его коллегу за BMW X5, поругали мэра Житомира. А первый вице-премьер Андрей Клюев под конец года пообещал передать в ГПУ еще десятки дел, заведенных на транжир.
Правда, такая активность руководства Кабмина для чиновников просто послужила сигналом о необходимости смены тактики в автомобильном вопросе. Суть ее состоит в том, что теперь вместо покупки новых авто бюджетные средства тратятся на аренду автомобилей. И зачастую сумму за год проката машины не уступает ее стоимости в автосалоне.
Еще в конце прошлого года журналисты обратили внимание, что государственные органы и ведомства зачастили с объявлением тендеров по аренде авто в 2012 году. Известен случай, когда Фонд госимущества в «Вестнике государственных закупок» высказал пожелание взять напрокат Audi А8L, Nissan Maxima и Opel Omega. Ту же Audi А8L предполагалось оплачивать с расчета 250 грн. за час аренды.
Когда журналисты в Facebook спросили Азарова, почему его распоряжения снова игнорируются, Николай Янович разразился угрозами запретить подчиненным не только покупать машины, но и арендовать. А так, как диалог произошел аккурат перед новогодними праздниками, то об обещаниях премьера быстро все забыли. Кроме, естественно, самих чиновников. С начала года была проведена целая волна тендеров по аренде машин.
По данным издания «Наші Гроші», в начале января чиновники в Кривом Роге арендовали автомобили (с двигателем не выше 1,8 куб м) по средней цене эксплуатации – 171 грн/час Правда, в эту сумму включены услуги водителя. А вот Харьковский горсовет на тендере 10 января арендовал для себя (в том числе) Toyota corolla по цене 763 грн. за день со средним пробегом в 140 км в указанный промежуток времени. Получилось, конечно, дороже чем услуги такси. Более того, стоимость новой Toyota corolla как минимум сопоставима с годичными затратами на аренду. И это не редкость, когда аренда автомобиля для услуг чиновника равноценна (а то и превышает) стоимость машины в автосалоне.
Правда, харьковские расценки смогли превзойти в Киевской горгосадминистрации. Там цена дня аренды авто с водителем для чиновника КГГА, по данным «Наші Гроші», составило 970 грн. О таких расценках многие столичные прокатчики авто могли только мечтать.
Как рассказали «Комментариям» в киевских компаниях, аренда седана Skoda Оctavia или «харьковской» Toyota Corolla обойдется в 1200 евро в месяц. Правда, это без водителя. Но даже с его услугами получается несколько дешевле заявленных в тендерах сумм. Тем более, можно получить значительные скидки.
«Если у вас заказ для фирмы, тем более оптом 5-10 машин, мы подбираем максимально удобные варианты, но все в индивидуальном порядке, при заключении договора, мы выставим вам скидку и оговорим бонусы», - рассказал «Комментариям» менеджер одной из компании по аренде авто.
«Скандалы с покупкой дорогих автомобилей были в Украине всегда, но ездить чиновнику на чем-то нужно. Более того, все эти заявления Азарова только мешают проведения планового обновления автопарка тех же министерств. А схемы, кстати, практикуются разные, бывают даже случаи, когда чиновник сдает свой личный автомобиль в аренду ведомству, за минимальную сумму, в 1 гривню, при этом продолжает им пользоваться и дальше. Но так как теперь он уже пользуется ведомственной машиной, расходы на топливо и обслуживание берет на себя государство», - рассказал «Комментариям» Сергей Терехин, замглавы парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности.
Кстати, в конце года в правительстве также пообещали вдвое сократить чиновничий автопарк. Однако, бюджет содержания ни правительства, ни Президента не предусматривает сокращения расходов. Даже наоборот. При этом после очередного обещания Азарова «сэкономить» на автомобилях, стоимость их ремонта за бюджетные средства тоже, почему-то, значительно повысилась.