Президент Украины отменил ряд льгот бывшим высокопоставленным чиновникам, в том числе арендаторам государственной недвижимости в Конча-Заспе и Пуще Водице, пользовавшимся льготами на оплату коммунальных услуг, обслуживание и охрану, а также лишил льгот генералов в отставке.

Без "социально-бытового обеспечения" остались, в том числе, экс-спикер Владимир Литвин, нынешний советник президента Владимир Горбулин, экс-премьеры Евгений Марчук и Анатолий Кинах, экс-глава нацбанка Владимир Стельмах, Виктор Ющенко, Николай Азаров и другие. Чиновники потеряли право на специальное медицинское, бытовое, транспортное и другое обслуживание, которое по закону полагалось им пожизненно.

Кроме того, на днях парламент поддержал инициативу Кабмина об уменьшении зарплат нардепов до голого оклада 6.500 грн. Вдобавок в правительстве заговорили о сокращениях госаппарата на треть.

Подобные решения обусловлены оптимизацией государственного бюджета в условиях АТО, а также - морально-этическими соображениями.

"Больше 40 млн грн ежегодно тратилось на то, чтобы обеспечить комфортную жизнь сотне человек. Я считаю, что в условиях военных действий - это аморально", - сказал Порошенко в интервью украинским телеканалам, комментируя отмену дачных льгот высокопоставленным чиновникам.

Таким образом президент и правительство запустили маховик реформ, которых давно требовало общество. Пока эти инициативы вызывают одобрение.

"Если государство вынуждено экономить на простых украинцах, было бы несправедливо, если бы не экономили на высокопоставленных особах. Принцип справедливости - одна из причин таких действий", - говорит НВ политолог Владимир Фесенко.

Впрочем, он считает, что эти меры должны быть временными - в будущем порядок льгот все равно придется восстанавливать, поскольку во всем мире они считаются хорошим мотиватором для работников госслужб. "Во всем мире есть льготы для госслужащих и военных", - говорит Фесенко.

Предвыборного популизма в действиях Порошенко политолог не видит: слишком преждевременно, если говорить о парламентской кампании.

Позитивный сигнал в решении Порошенко видят даже традиционные борцы с бюрократией и коррупцией.

"Здорово, что президент решил идти наперекор своим друзьям, которых он знает много лет по гольф-клубам и покерным клубам, и сказал: друзья, платите из своих карманов", - говорит НВ глава украинского офиса Transparency International Украина Алексей Хмара.

В то же время эксперты называют эти меры лишь первым шагом в направлении пересмотра чиновничьих льгот.

"Льготы регулируются огромным количеством актов, и недавние решения президента покрывают максимум 30% поля всех льгот чиновникам в Украине", - поясняет Хмара.

Так, несмотря на отмену привилегий для жильцов пресловутых госдач, осталась совершенно нетронутой полукоррупционная схема, по которой чиновники оказываются, по сути, пожизненными владельцами временно выделенных государством элитных участков.

Многие высокопоставленные госслужащие вполне законным образом получили от государства дачи под Киевом, где формально каждому выделено всего 22 - 23 кв м. Однако, получив в аренду эти скромные наделы в элитном районе, они, по словам Хмары, их "реконструируют" – перестраивают на свой вкус и приватизируют всю недвижимость, за исключением тех самых 22 кв м, которые государство предоставляет им в бесплатную аренду. Бесплатную, потому что эту перестройку чиновник оформляет как "улучшение жилищных условий" и подписывает с государством договор о том, что пока не "окупятся" средства, потраченные им на это улучшение, он за жилье платить не будет.

Несколько более скептичное отношение вызвало у борцов с коррупцией временное сокращение окладов депутатов.

Активист и эксперт движения Чесно, которое занимается, в том числе, мониторингом и анализом депутатских деклараций, Вадим Гудима, считает, что необходимости уменьшать оклад депутатам нет - нужно всего лишь начать открыто контролировать их расходы.

"Проблема остается в том, что даже с тех денег, которые они получают, большая часть никак не отслеживается. Помимо зарплаты, они до сих пор получают средства на осуществление депутатской деятельности, за которые не обязаны отчитываться. А размер этих средств фактически равен депутатской зарплате", - говорит активист.

Он сетует также на то, что депутаты уклоняются от прямого требования закона публиковать свои имущественные декларации.

"Можно только приветствовать урезание абсурдных льгот, но основная проблема в том, что большинство финансовых операций в государстве – непрозрачные и непубличные", - считает Гудима.