Радикальные реформы, о неотвратимости которых не говорил только ленивый, наконец приобрели реальные очертания. Премьер-министру, конечно, понадобилось гораздо больше обещанных еще 2 декабря 48 часов на их разработку, но теперь план реформ готов и озвучен. Первое, что бросается в глаза, — его пожарный характер.
По большому счету, у Верховной Рады особого выбора нет — или принятие Программы правительства продавят (и под нее будет получено внешнее финансирование), или угроза дефолта станет реальностью. Впрочем, если вслушаться в предложения премьер-министра, от части обязательств перед собственными гражданами Украине придется отказаться при любых обстоятельствах: расходы госбюджета должны быть урезаны на 10%.
Лидер нации
Тактически президент несколько раз обыграл премьер-министра. Во‑первых, создание «широкой коалиции» (а иначе объединение пяти фракций не назвать) привело к размыванию влияния «Народного фронта». Во‑вторых, в самом Кабмине Арсению Яценюку досталась квота аж из четырех министров из девятнадцати. И в‑третьих, анонсировать грядущие социально-экономические перемены пришлось именно премьеру — имиджевые потери неизбежны.
Можно было бы сказать, что конкуренция между Порошенко и Яценюком за роль национального лидера убедительно выиграна президентом, если бы не одно но. Национальный лидер — не должность, а обязанность. Обязанность предложить цель — образ страны, к которому стоит стремиться, и путь к его достижению (объяснив, кстати, на какие жертвы при этом придется пойти). Но было ли предложено нечто подобное?
Но если проанализировать последние публичные выступления Петра Алексеевича (в частности, внеочередное послание парламенту), бросается в глаза увлеченность главы государства внешнеполитической проблематикой. Возможное присоединение к НАТО, заявка на вступление в ЕС в пятилетний срок — планы амбициозные, но имеющие мало общего с реальностью.
Но отдадим должное главе государства, он хотя бы упоминает о восточных регионах страны (делая упор на выполнении Минских соглашений), премьер же подобные вопросы обходит стороной.
Если судить по выступлениям Порошенко — платой за перемены к лучшему станут милитаризация и неизбежные потери в ходе продолжения АТО. В перспективе — речь о процессе, растянутом на годы, если не десятилетия: «Установление мира в Донбассе не означает избавления от военной угрозы… К сожалению, эта угроза просматривается на очень далеко идущую историческую перспективу и будет постоянно требовать больших усилий и колоссальных ресурсов».
План Яценюка
То, что правительственный план реформ эклектичен, — еще полбеды. Обращает на себя внимание тот факт, что в центре его внимания — сокращение финансирования социальной сферы. Любопытный момент: когда премьер говорит о снижении налоговой нагрузки, он использует слова «постепенно», «в перспективе». Если речь идет об уменьшении самого количества налогов и сборов (в перспективе — с 22 до 9), то под этим процессом подразумевается объединение платежей, а не их принципиальное сокращение.
При этом крупному бизнесу (читай — олигархическому) Яценюк посвящает на удивление мало внимания: мол, ждем взаимности в вопросе справедливого налогообложения. Интересно, что наемным работникам следует ожидать внесения изменений в Кодекс законов о труде — об их сути премьер не говорит, отделываясь общими фразами о повышении конкурентоспособности, но хорошо известно, что поправки в трудовое законодательство — давняя мечта Федерации работодателей Украины, возглавляемой Дмитрием Фирташем.
А в целом…
Вопрос — как правительство представляет себе образ страны, прошедшей через предлагаемые реформы? Анонсированная отмена ГОСТов и сокращение госаппарата на 28 тысяч чиновников выглядят привлекательно. Сфере образования, культуры и медицины придется, мягко говоря, несладко. Сложно сказать, в какой степени согласуются с Конституцией признания премьера, что бесплатная медицина — это фактически миф. Несложно спрогнозировать, что в этой части правительственные инициативы могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда.
Если присовокупить к предложенным реформам идеи о всеобщем декларировании доходов — не остается сомнений в том, кого именно правительство назначило в качестве оплачивающих реформы.
Такой подход имел бы право на существование, будь он основан на взаимном доверии правительства и общества. Ужесточение налогообложения и урезание социальной сферы сами по себе могут быть восприняты положительно только в том случае, если ответным шагом станет перекрытие коррупционных лазеек.
Идей нет
При внимательном рассмотрении оказывается, что идеология реформ нового Кабмина принципиально не отличается от предыдущих «программ развития», еще азаровских редакций. Крупный бизнес, как и прежде, остается священной коровой, издержки реформирования перекладываются на «пересичного украинца». От нового состава Кабмина, конечно, ожидали непопулярных мер, но в неменьшей степени осмысленности в их проведении.
Если уж исходить из того, что главной внутренней угрозой является коррупция (слово в слово об этом говорили и премьер, и президент), то как раз в сфере борьбы с этим злом ощутимо отсутствие свежих идей. Создание Национального бюро расследований (и упразднение соответствующих подразделений в системе МВД) — не более чем перераспределение чиновничьего же ресурса. Предложение премьер-министра перейти к электронному документообороту к 2016 году выглядит как утопия, не подкрепленная административной реформой. Какая, в общем-то, разница, как те же чиновники будут обмениваться «бумажками» — в натуральном или электронном виде?