В проведении реформы Минфин абсолютно открыт к предложениям, новым идеям и рекомендациям по улучшению работы таможенных органов. Именно по этой причине неоднократно проводились консультации с международными партнерами из ЕС и США, делившимися своим опытом наведения порядка в таможенной системе.
Безусловно, единой и универсальной модели реформы таможни не существует, поэтому в процессе внедрения международного опыта и лучших мировых практик Минфин прислушивался к представителям украинского бизнеса, общественным экспертам в таможенном деле, народным депутатам, а также ко всем заинтересованным лицам, выразившим желание приобщиться к работе над Планом действий по реформированию таможни — стратегическим документом, содержащим детальный перечень мероприятий по 19 направлениям развития таможенного дела. Это и законодательство, и организация и управление таможней, кадровые вопросы, развитие инфраструктуры и оборудования, содействие торговле, безопасность цепочек снабжения, внедрение посттаможенного контроля и аудита, управление рисками и многое другое.
Остановлюсь детальнее на одном из важнейших направлений реформы таможни — это содействие торговле.
Казалось бы, вполне логично, что таможня должна работать как сервисный орган, который обеспечивает благоприятный бизнес-климат, облегчает ведение бизнеса и содействует экспорту, вместе с тем четко защищая таможенные интересы и безопасность государства.
Но что мы слышим от бизнеса? Сложность, чрезмерная забюрократизированность и коррупционная уязвимость процедур проведения таможенного контроля, а также разрешительная система, предполагающая необходимость получения большого количества согласований и печатей.
Для решения этих проблем Минфин осуществит полный пересмотр таможенных процедур и процессов по автоматизации и уменьшению влияния человеческого фактора там, где это возможно, с помощью информационных технологий и детализации правил поведения таможенника. Вместе с тем будет внедрена эффективная система мониторинга и контроля и обеспечена неотвратимость наказания за неправомерное поведение.
Для автоматизации таможенных формальностей будет изменено законодательство с целью предоставления права автоматизированным таможенным системам самостоятельно, без участия человека, выполнять большинство таможенных формальностей — оформление экспорта, транзита, части импорта.
В этом случае важно также сделать доступной для бизнеса информацию о временных нормативах выполнения таможенных формальностей. Для этого будут определены объем и методика измерения среднего времени выпуска, с использованием опыта и наработок Всемирной таможенной организации.
Кроме того, для ускорения выполнения таможенных процедур будет пересмотрен график работы смежных органов. Где это возможно, надо синхронизировать графики работы таможни и других контролирующих служб, внедрить процедуру выполнения контрольных функций смежными службами во внерабочее время, а также передать таможне и пограничной службе отдельные функции — экологический и радиологический контроль.
Еще одной проблемой, с которой сталкивается бизнес, является продолжительная процедура пересечения границы автомобильным транспортом из-за двойной остановки для контроля в стране экспорта и в стране импорта. Для этого Минфин продолжит развивать международную договорную правовую базу с целью проведения совместного таможенного контроля и взаимного признания результатов такого контроля.
Что же касается упрощения процедур прохождения через государственную границу, то некоторые шаги в этом направлении Минфин уже сделал. В частности, реализован первый этап единого окна на таможне, внедрены фото- и видеофиксация, автоматическое распределение таможенных деклараций и т.п. Преимущества и положительный эффект всех этих инициатив уже смог почувствовать на себе бизнес, тратя на таможне меньше времени.
Но впереди еще много работы, которая должна полностью обновить и перезагрузить таможню. Убежден, что прохождение границы должно быть легким, быстрым, без лишних остановок, очередей, бумаг, беготни между будками и т.п. Здесь нет места чрезмерной бюрократии или коррупции.
Реформа таможни позволит сформировать концептуально новый порядок взаимодействия таможенных и контролирующих органов с субъектами внешнеэкономической деятельности. Это будет качественная, модернизованная и прозрачная сервисная служба для бизнеса и граждан, которая создаст благоприятные условия для облегчения торговли, будет содействовать транзиту, увеличению товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины.