Его покупали. Запугивали. Травили газом. Судили. Да мы сами заранее записали его в будущий избирательный трофей Банковой. Поводов-то было достаточно. Начиная от роста рейтингов одиозных ставленников власти, еще с весны массово окучивавших округа, и заканчивая провалом переговоров о согласовании единых кандидатов между ОО «Батьківщина» и УДАРом.
Однако Киев, несмотря на еще продолжающийся «подсчет» голосов в 211-м и 223-м округах (и это на пятые сутки после выборов!), может смело примерять лавры героя. Не продался. Не испугался. Победил. В каком-то смысле самого себя. Повергнув в шок довгих, супруненко, пабатов… И власть.
Итак, уже можно констатировать, что:
во-первых, по партийным спискам оппозиция в Киеве получила 73% голосов (ОО «Батьківщина» — 30,9%, УДАР — 25,4%, «Свобода» — 17,3%). Власти и ее сателлитам пришлось довольствоваться малым (ПР — 12,6%, КПУ — 7,2%). Из тринадцати мажоритарных округов столицы оппозиция взяла все тринадцать! Оставив позади как засвеченных регионалов Лысова (этот кандидат, правда, еще «решает» вопрос в судах), Борисова и Луцкого, так и прикрытых широкой спиной Банковой самовыдвиженцев из команды Черновецкого. Лицемерие власти разоблачено. Команда оппозиции (напомним, не раз бросавшая Киев на произвол судьбы) получила большую фору, Януковича — красную карточку;
во-вторых, победа оппозиции (что особенно видно на мажоритарных округах) стала победой ОО «Батьківщина» и «Свободы» и провалом партии Виталия Кличко УДАР. Которая, в силу стабильной оппозиционной роли в Киевсовете, могла претендовать на более высокий результат. Однако Кличко завис с позицией (иду в мэры — не иду, снимаю кандидатов — не снимаю, подписываю коалиционное соглашение — не подписываю…) и технологически просчитался, выстраивая избирательную кампанию не только в еще непонятной ему стране, но и в материнском Киеве;
в-третьих, ребром встал вопрос проведения выборов мэра столицы и Киевсовета. По сути, власть, долго и тщательно лепившая образ «просто хозяйственника» Александра Попова, лишилась шанса на победу в оппозиционном Киеве. Потому будет делать все возможное (а прогнозируемое наличие провластного большинства в парламенте это обеспечит), чтобы отсрочить или максимально смягчить свой окончательный уход из Киева. Столичная кампания обещает быть еще более грязной. Более того, Кличко если и не потерял возможность баллотироваться в мэры самостоятельно, то лишился приоритетного права выдвижения единого оппозиционного кандидата от собственной партии.
Однако обо всем по порядку.
Победа оппозиции
Если Янукович свято верил в деньги, то выборы в Киеве сделали из него атеиста. Люди просто пришли на участки и сказали: «Эй, президент, ради собственного самосохранения меняй политику… Не всё покупается, и не все — продаются». Иначе почему Киев голосует за оппозиционного кандидата Терехина, который в округе-то всего пару раз появился, и игнорирует повсеместную «заботу» регионала Лысова? Почему столичные пассажиры не оценили скоростной трамвай от Валерия Борисова, хорошо, кстати, потратившегося на его запуск, а отдали предпочтение «придворному» кандидату-бессребренику Владимиру Яворивскому, агитировавшему во дворах без подарков и пряников? Почему голосуют за ох какого неоднозначного Ярему, оставляя главу «Фуршета» Игоря Баленко доедать свои «тормозки»? Арьев с тремя копейками побеждает. На каких таких основаниях дают отставку надрывающемуся от работы в округе Довгому в пользу малоизвестного ударовца Чумака? Переборщили? Закормили? Так, что даже «бабушкам Черновецкого» захотелось послать всех к черту?!
Эксперты наперебой выдвигают версии. Кто-то даже удачно назвал победу оппозиционных партий в Киеве электоральным майданом. Кто-то безапелляционно констатировал, что Киев голосовал, скорее, против власти, чем за оппозицию, выбирая лучшее из худшего. Где-то в другом сообществе вспоминают о феномене избирателя «Батьківщини», который традиционно игнорирует социологов, но стоит горой за своего лидера и его команду. А сегодня лидер — в тюрьме. Поэтому команде плюс 7—10% ко всем прогнозам. Безусловно, каждая из этих версий имеет право на жизнь. В целом или отчасти. Впрочем, как и мнение о том, что у золотой медали оппозиции есть обратная сторона. Судите сами.
40 (!) тысяч договоров с киевлянами о помощи в кампании заключил кандидат-самовыдвиженец 219-го столичного округа Александр Пабат. При этом прикрытый со всех сторон властью Пабат не вел разноплановую, в том числе и медийную, кампанию, как Довгий. И что?.. Второе место и 31 тысяча голосов в копилке. Скажите, не удачный проект? А если на перспективу, на выборах в Киевсовет, к примеру? А Александр Супруненко — модератор сети Черновецкого, буквально до четверга нахраписто вырывающий голоса в ОИК у представителя «Батьківщини» Ксении Ляпиной? Также никакой публичной кампании и 25 (!) тысяч голосов. Всего на тысячу меньше, чем у победившей Ляпиной… Так что, отдавая дань заслуженного уважения тем киевлянам, кто сделал осознанный выбор (насколько его оправдают оппозиционеры — тема не этого разговора), есть повод сказать свои слова тем, кто таки попал в разряд «продажно-порядочных»: честно заплативших голосом за ремонт подъезда, лавочку во дворе, лампочку на этаже и 100—400 полученных гривен…
Что касается власти, то, помимо ключевых причин поражения Банковой в Киеве — перебора с подкупом, заключения Тимошенко, закона о языках, пенсионной реформы, провала политики в сфере ЖКХ, откровенного затягивания с выборами мэра, лицемерия с подставными кандидатами (особенно бьет по глазам история с секретарем Киевсовета Галиной Герегой. Если от Пилипишина, Довгого, Супруненко с большой натяжкой и можно дистанцироваться, то открещиваться от проблем в округе Гереги, параллельно занимая очередь к ней в кабинет по шкурному вопросу, как-то неловко) — налицо провал штабной работы.
Общеизвестно, что глава столичного штаба ПР Валерий Борисов вел в Киеве сразу две кампании — партии и свою личную. Что вышло из этой классической погони за двумя зайцами, мы уже выяснили.
Добавим только, что достаточно сильно осложнила задачи Борисова и Ко также жесткая внутривидовая борьба регионалов за куски электората. В итоге дошло до абсурда. В округе того же Борисова под патронатом Андрея Клюева баллотировался некий Александр Лищенко (держатель Троещинского рынка столицы). Тот самый Лищенко, с которым Борисов кропотливо строил в округе социальные сети…
В итоге Лищенко второй, а всемогущий глава штаба регионалов Борисов лишь четвертый.
Округ 217. Сегодня сами регионалы говорят, что собственными руками сделали победу оппозиционеру Александру Бригинцу: «Четыре кандидата от ПР в одном округе (тайных или явных не суть важно) — это уж слишком. Голоса Ю.Годунова и И.Вильдмана могли обеспечить победу В.Столару. Та же ситуация в округе Гереги. Если уж так ценна владелица «Эпицентра» для партии, то почему не снять в ее пользу регионалку В.Рыжову, которая вообще не вела кампанию. Ее полторы тысячи голосов — это победа Гереги».
И, правда, почему не снять? Ну, нельзя же ставить только на зеленые.
Провал УДАРа
Второе место по одномандатному округу и один ударовец — Виктор Чумак — из 13-и по мажоритарке в Киеве — не абы какой успех для партии, пятый год работающей в столице. Особенно в ситуации, когда в округах из двух оппозиционных кандидатов от УДАРа (самой стойкой оппозиционной фракции в Киевсовете) и «Батьківщины» (развалившейся там же на многочисленные фракции-тушки) побеждает представитель последней. Что ж, пилюля от головокружения от успехов командой Кличко выпита. Теперь стоит извлечь серьезные уроки из прошедшей кампании. А их несколько:
1. Партия УДАР изначально отказалась от активного позиционирования собственного бренда в Киеве. Команда Кличко не сумела (или не захотела?) системно и заблаговременно — а не только в период выборов, информировать избирателя о своих шагах и позиции в Киевсовете. Канула в небытие даже газета Кличко;
2. На время избирательной кампании УДАР также отказался как от создания отдельного избирательного штаба столицы (В.Ковальчук курировал и страну, и Киев), так и от ведения эксклюзивной кампании в Киеве. Но ведь, если в стране рейтинг Кличко мог держаться и держался исключительно на его раскрученном спортивном бренде, то в Киеве были конкретные дела, результаты, а главное, люди, которые их добивались даже тогда, когда лидер готовился к очередному бою на ринге;
3. В силу вышеуказанного, а также явного нежелания раскручивать в столице не только Кличко и его партию, а также и конкретных членов его команды, УДАР не выставил в мажоритарные округа подготовленных и рейтинговых кандидатов. Если не сказать, что выставил заведомо слабых.
4. Срыв переговоров с «Батьківщиной» о выдвижении единых кандидатов в мажоритарных округах. Здесь же — непонятная социология, «благодаря» результатам которой УДАР уверовал в собственное величие. Однако уже сегодня есть информация, что в ряде округов рейтинги своих кандидатов партия дотягивала путем привлечения социологов, которые ставили заоблачные проценты ударовцам. Поэтому при сведении общих данных, ударовцы оказывались впереди. Однако выборы подтвердили правильность позиции «Батьківщини». И, кстати, в контексте произошедшего, принципиальная для Кличко победа Виктора Чумака в округе Довгого могла также не состояться, если бы представитель «Батьківщини» Юрий Ганущак, не снял свою кандидатуру.
5. Отказ подписывать коалиционное соглашение со «Свободой» и «Батьківщиной». Невнятная оппозиционность Кличко стала бо-о-ольшим бонусом для «Свободы».
Безусловно, свою роль в истории этого поражения сыграла и предвосхитившая выборы в ВР туманность позиции Кличко по выборам мэра. Когда люди вместо честного ответа сильного лидера о планах на будущее получили технологичное заговаривание темы. Вообще отсутствие у Кличко четкой и внятной позиции по ключевым вопросам, которые, понятно, возникали и будут возникать в ходе развития политической ситуации в стране, похоже, стали его основной глубинной проблемой.
И здесь еще один парадокс: имея позитивный образ сильного и волевого революционера (чего не скажешь о том же Арсении Яценюке), Кличко избегает не только решительных действий, но и заявлений. Кличко вообще не произносит фамилию Янукович. Заменяя ее обтекаемым — «власть». У него в партии говорят, что Кличко «просто не научился врать», а вот у людей складывается впечатление, что лидер УДАРа научился недоговаривать. В этой реперной точке можно искать подтверждение версий о зависимости этого политика не только от обстоятельств, но и конкретных лиц во власти.
Выборы мэра
Итак, ясно, что сюжет долгоиграющей пьесы «А не избрать ли столице мэра», третий год продюсируемый властью, будет изменен. Завершая тему Кличко, отметим, что представители «Батьківщини» уже сегодня в разговорах с корреспондентом ZN.UA заявляют о том, что «теперь в мэры может баллотироваться или сам Кличко, или представитель „Батьківщини". Категорично. Однако в силу всего вышесказанного, справедливо. Ну а последние заявления лидера УДАРа о „срочных выборах мэра в мае", а также о том, „что я никогда не оставлю киевлян", выглядят, мягко говоря, запоздалыми.
Не менее удивляют и оперативно появившиеся на улицах столицы билборды с Александром Поповым.
«По-человечески жить в родном городе» хочет глава КГГА. А почему бы и нет? В Комсомольске. А если уж совсем серьезно, то регионалам не до шуток. Команда технологов Юрия Левинца, курируемая главой АП Сергеем Левочкиным, ушла с киевского поля еще в мае. Лоцманы Левинца успешно довели до бухты ВР десятки мажоритарщиков. Проект «Рада-2012» закрыт. Что, однако, не гарантирует возвращения технолога №1 в Киев. Слишком грязная ожидается кампания. Слишком мало шансов и много желающих довести начатое до логического конца.
Сроки? По закону не позднее мая. Будут ли соблюдены? Оппозиция, безусловно, заинтересованная провести выборы на победной волне, уже заявила о начале сбора подписей для проведения референдума. Понятно, на будущее парламентское большинство надежд никаких. Возможно, будут манипуляции со статусом — очередные-внеочередные. Более того, от больших регионалов уже звучали заявления о 2015-м как способе привести местные выборы к единому знаменателю. То ли еще будет.
… Но как бы ни развивалась ситуация далее, какие бы способы и методы ни применяла власть для удержания своих позиций, для взявших столицу оппозиционеров это всего лишь дополнительный шанс доказать, что: а) работа над ошибками проведена, б) выводы сделаны, в) есть желание формировать политику нового качества. В районе, городе, стране. «Батьківщині», УДАРу и «Свободе» важно помнить: заработанного своим трудом крайне мало. Это власть проиграла, а не вы выиграли. Пока власть своими действиями, в том числе и в скандальных округах по всей стране, где еще «считают» голоса, складывает дополнительные очки в копилку оппозиции. Попробуйте их не растерять в своих вполне возможных ссорах, дрязгах и гетманстве…