Ловкость рук и дисциплинированность — принцип, по которому среди украинских парламентариев выбирают хранителей фракционных карточек. Несмотря на ряд нововведений, отказываться от подобных специалистов парламент не спешит.

Примерно без четверти десять в сессионном зале украинского парламента можно наблюдать интересную картину. Между депутатскими рядами снуют несколько сонных парламентариев с невзрачными коробочками — у одного темно-синий пенал, у другого — коробка для хранения трехдюймовых дискет или вовсе упаковка из-под клубничного чая. Эти народные избранники отвечают во фракциях за сбор и хранение персональных карточек своих коллег. Таких в парламенте в общей сложности около десяти. Депутат Арнольд Радовец из группы «Реформы ради будущего» коробками не пользуется, а просто носит в руках стопочку из 20 пластиковых карт, скрепленных обычной цветной резиночкой «для денег». Но занят он тем же, чем и его коллеги с «коробочками» — раскладыванием депутатских карточек по гнездам электронной системы «Рада». Справившись с задачей и проверив результаты своей «работы» на табло по окончанию электронной регистрации, нардепы могут расслабиться до вечернего сбора карточек.

Теория и практика

Теоретически каждый парламентарий должен голосовать лично и, соответственно, карточку хранить также лично. В ст. 26 Регламента Верховной Рады прямо сказано, что электронную регистрацию депутаты должны осуществлять самостоятельно. Однако в реальности для некоторых депутатов появление их карточки в гнезде для регистрации сродни полтергейсту. «Я приходил — карточку вставляли, уходил — карточку забирали. Я знаю, что раньше карточки сдавались в секретариат, но кто этим занимался, мне не известно», — развел руками нардеп-бютовец Валерий Кальченко.
«Никто, кроме самого депутата, не отвечает за его карточку», — категорически заявил «ВД» Валерий Камчатный, член депутатской группы «Реформы ради будущего». Но чуть позже признал: «Все карточки хранятся в секретариатах, это касается любой фракции. Утром перед заседанием коммунистам, регионалам, бютовцам и всем остальным карточки приносят». Между секретариатом и большинством народных избранников возникают нардепы-посредники, отвечающие за то, чтобы получить карточки в секретариате фракции, раздать их коллегам в зале (вставить в гнезда для голосования), а затем собрать и снова передать секретариату.
«Технически у нас есть шесть групп (фракция ведь большая) приблизительно по 30 человек. У каждого такого подразделения свой руководитель. Каждое утро руководитель группы или другой народный депутат из группы подходит и расставляет карточки, — иллюстрирует Владимир Макеенко, глава комитета Верховной Рады по вопросам регламента и депутатской этики (Партия регионов). — В конце дня руководитель группы карточки собирает и относит в секретариат фракции в Верховной Раде. Ведь мало ли что с ним лично может произойти на следующий день, в конце концов, он элементарно может застрять в пробке». Политик признает, что с юридической точки зрения карточка должна находиться у каждого нардепа, но считает, что отказаться от практики их «изымания» при партийной системе невозможно. «Ну, разве что на один день. Существует партийная дисциплина. Собирает всех лидер фракции и говорит, что такой-то вопрос выносится на голосование и он просит всех голосовать как надо, а карточки сдать вот туда», — без тени смущения поясняет он логику руководства фракций.
Похожим образом выстраивали систему хранения и раздачи карточек в БЮТ. С той разницей, что координаторов мини-групп здесь условно именуют «десятниками». Объем подопечных «десятников» зависит от длины ряда. Шефство давалось над одним-двумя рядами (в среднем по 10-15 депутатов). Но после того, как фракция приняла решение о том, что каждый депутат голосует в зале лично, услуги «хранителей» стали менее популярны. «Сейчас в БЮТ по сути этой практики нет. Каждый свою карточку взял, каждый свою карточку унес, — говорит глава бело-сердечной фракции Иван Кириленко. — Возможно, кто-то по собственной инициативе хранит карточку в секретариате, чтобы быть уверенным в том, что утром она будет у него, что он ее нигде не забудет и не потеряет. А раньше каждый день было утреннее заседание фракции, и тот нардеп, который сидит в ряду крайним, эти карточки брал и ребятам раздавал. Или сам ставил карточки в гнезда в каких-то крайних случаях. Это технический вопрос. Была такая организация работы».
Проще к выбору ответственных за фракционные карточки подошли в Коммунистической партии. По словам Евгения Царькова, народного избранника от КПУ, в их небольшой фракции эту функцию исполняет самый «незанятый» в данный момент депутат. «Утром технический работник парламента приносит и раздает карточки нам в руки. Если заседание фракции затягивается, тот депутат, чей законопроект не обсуждается на фракции (то есть это каждый раз другой человек), идет в зал, проверяет, чтобы карточки были в гнездах и прошла регистрация. Вечером ответственный за сдачу на хранение проходит по ряду, собирает карточки, складывает их в коробку и отдает в секретариат. Обычно это Евгений Волынец. Если его нет, кто-то другой, кто помоложе», — шутит коммунист.

 

 

Будни «десятников»

У всех хранителей депутатской «колоды» — вне зависимости от ее масти — есть общие черты: пунктуальность и ответственность. Регионал Григорий Маньковский живет в гостинице «Киев» напротив Верховной Рады и приходит за 10-15 минут до начала заседания, чтобы обеспечить коллегам по фракции возможность голосовать. «Я отвечаю на добровольных началах за карточки определенной группы, помогаю регулировать этот вопрос, чтобы их могли своевременно собрать и раздать, — поясняет регионал-волонтер. — Кто-то сам зарегистрируется, за кого-то я это сделаю. Если я по каким-то причинам не могу утром приехать, раздает депутатские карточки кто-то другой, несмотря на чины и тому подобное. Хранить же в Верховной Раде удобно для работы: кто-то не доехал или застрял в пробке, у кого-то еще что-то случилось». Стоит отметить, что в беседе с «ВД» нардеп скромно умолчал о том, что несет ответственность за все шесть коробок депутатских карточек Партии регионов.
На дисциплинированность и ответственность «хранителей карточек» делает упор и одна из бютовских «десятников» Ульяна Мостипан. «Да, я сижу с краю и часто расставляла карточки в своем ряду. Я это делаю с тех пор, как избрана в Раду, — призналась нардеп. — Поручалось это самым ответственным людям. Тем, кто не опаздывает, кто знает, что такое порядочность и дисциплина». При этом украинские парламентарии, похоже, отнюдь не считают непорядочным голосование за своих коллег, хотя Закон «О статусе народного депутата» обязывает каждого народного избранника нажимать кнопку лично. Больше того, «хранители карточек» искренне негодуют, когда кто-то из нардепов забирает этот «реквизит» с собой, не предупредив «куратора». «Бывает, в конце дня обнаруживается, что не хватает одной-двух карточек. Депутат уехал и забрал с собой. Тогда перезваниваем, уточняем, где она. Если депутат подтверждает, что у него, мы спокойны», — посетовал на забывчивость нардепов Маньковский.
Судя по всему, работы у «хранителя» с недавних пор прибавилось. Ведь, кроме злостного прогульщика Юрия Иванющенко, недавно группе, которой помогает Григорий Маньковский, «по наследству» от БЮТ достался еще один депутат-«призрак». В ряд, за который он ответственен, «пересадили» экс-бютовца Андрея Веревского, посещающего законодательный орган не чаще, чем его коллеги Константин Жеваго и Ринат Ахметов. К слову, оба депутата — Иванющенко и Веревский — согласно электронной регистрации активно посещали парламент всю прошлую неделю и голосовали синхронно с большинством, даже на вечерних заседаниях, без малого в девять вечера. Однако у стола регистрации народных депутатов не были замечены ни разу.

Не судьба

Попытка парламентариев из «оранжевых» фракций отказаться от «хранителей карточек» привела к еще большей путанице. Часть карточек по-прежнему регистрируют негласные «хранители», часть находится в карманах у народных избранников. «Наша фракция сейчас настолько недружна, что депутаты в основном носят карточки с собой. В начале созыва, когда фракция только была сформирована, вот тогда в конце дня приходил технический работник фракции, мы отдавали все карточки ему, — говорит Андрей Парубий, фракция НУ-НС. — Но этого давно нет. Уже около года, наверное».
Тем не менее, между рядами депутатских кресел по-прежнему можно заметить нашеукраинцев-«хранителей», привычно раскладывающих карточки в соответствующие отверстия. Еще бльшая неразбериха с карточками внефракционных нардепов. Народный депутат Валерий Шаманов заявил «ВД», что свою карточку он забыл в один из пленарных дней в зале. Кто ее забрал и всю прошлую пленарную неделю регистрировал (да, разумеется, и голосовал ею) ему якобы неизвестно.По всей видимости, ответ на этот вопрос г-ну Шаманову мог бы дать народный депутат Юрий Бут. Выходец из НУ-НС, присоединившийся к Партии регионов, на своем официально закрепленном месте практически не находится. По словам нескольких наблюдательных коллег Бута, основное место дислокации некогда «оранжевого» депутата — «галерка», где, теоретически, располагаются нефракционные нардепы и несколько членов провластного большинства. Чем занимается народный депутат не на своем рабочем месте, парламентарии однозначно затруднились ответить. Впрочем, журналисты «ВД» лично видели, как в один из сессионных дней Юрий Бут регистрировал карточки той самой «галерки». Сотрудница секретариата Верховной Рады отказалась пояснить, с какой целью выдала нардепу-регионалу чужие карточки.
С недавних пор на сайте ВР появились результаты не только электронной, но и письменной регистрации народных избранников. Теперь каждый желающий может сравнить их и убедиться, как часто нардепы присутствуют в парламенте лишь «виртуально». Впрочем, парламентарии не очень-то испугались публичного оглашения прогулов и чаще посещать Верховную Раду не стали. И от услуг «карточных мастеров» не отказались. «Хранители» по-прежнему приходят в сессионный зал чуть раньше 10:00 и регистрируют отсутствующих. В первую неделю нововведения на утренней части заседания электронным способом регистрировались в среднем на 30 депутатов больше, чем методом личной подписи. А на вечернем заседании 7 апреля с. г. из 378 зарегистрировавшихся с помощью карточек нардепов письменно подтвердили свое присутствие лишь 252 депутата.
 Параллельно попытки БЮТ и НУ-НС раздать карточки депутатам и перестать контролировать процесс голосования отрицательно сказываются на дисциплине фракций. Все это говорит о том, что в обозримом будущем украинский парламент вряд ли откажется от практики сбора депутатских карточек в картонные коробки. Так что по условной должности «хранитель карточек» еще рано исполнять реквием.