Достаточно болезненная, сложная и глубоко въевшаяся в современный украинский бизнес тема — выплаты зарплат в конвертах. Проблема, вызывающая одинаково негативную реакцию со стороны как представителей власти, так и бизнеса, порождающая широкие дискуссии, настолько же радикальные, насколько и популистские законодательные инициативы, в последнее время была определена основной причиной несостоятельности украинской налоговой системы, если не экономических проблем государства в целом. Соответственно на борьбу с ней были брошены лучшие умы Министерства социальной политики, разродившегося, мягко говоря, неоднозначными законопроектами в апреле текущего года, а также специалисты ГНА, которые предусмотрели в Налоговом кодексе дополнительные меры по противодействию этому пагубному явлению.
Увы, в данном случае государство лечит последствие, симптом, а не саму болезнь. К такому выводу приводит анализ истоков проблемы. Ведь ее суть заключается не только и не столько в массовых злоупотреблениях предпринимателей, сколько в том, что данная проблема является лишь внешним проявлением глубоких системных метастазов не только украинской налоговой системы, но и экономики государства в целом. И подобно тому, как болезнь не может быть вылечена удалением только части опухоли, проблема «черных зарплат» не может решаться отдельно от остальных социально-экономических проблем, представляющих с нею единое целое. Именно поэтому предложения Минсоцполитики, изложенные на его сайте в качестве законодательных инициатив, обречены на провал.
Просто невыгодно
Ведь, вопреки расхожему мнению, зарплаты в конвертах выгодны в не меньшей, а где-то даже и в большей степени работнику, нежели работодателю. Кто сказал, что 15 —17% налога на заработную плату сотрудника при легализации зарплаты работодатель должен будет взять на себя? Логичней и правильней удерживать данный налог непосредственно с зарплаты сотрудника, так, как это предписывает закон. В таком случае наемный работник будет недополучать 15 —17% своих кровных, что для многих ой как существенно. Особенно для молодежи, которая вряд ли воспримет в качестве адекватной компенсации те отчисления в Пенсионный фонд от ее зарплаты, которые, бесспорно, увеличатся при легализации таковой. И дело здесь даже не в том, что молодежь против собственной обеспеченной старости. Просто в условиях перманентного экономического кризиса, не прекращающейся последние 20 лет пенсионной реформы вряд ли кто-то вполне трезвый и здравомыслящий сможет не только провести, но и, самое главное, гарантировать четкую причинно-следственную связь между сегодняшними отчислениями и обеспеченной старостью. Поэтому любой прагматично мыслящий молодой человек выберет синицу в руке...
Конечно, самым заинтересованным в существовании черных зарплатных схем является работодатель, экономия которого на едином социальном взносе составляет от 36,76% до 49,7% от фонда оплаты труда в зависимости от вида деятельности предприятия. Однако, рискну предположить, что работодателем и работником не ограничивается круг лиц, заинтересованных в соблюдении статус–кво с выплатой зарплат «вчерную». Выгодна существующая ситуация и некоторой части действующей власти, точнее, тем ее представителям, которые покровительствуют конвертационному бизнесу. Боже меня упаси от подобных подозрений в адрес высшего руководства страны. На самом деле активное противодействие выплате зарплат в конвертах со стороны Николая Яновича или, скажем, Сергея Леонидовича убеждают в их искренности. Однако, с другой стороны, каким образом может существовать хорошо налаженная и широко распространенная сеть конвертационных центров с набором универсальных и жестко тарифицированных услуг, предоставляемых предпринимателям? И это при значительно расширенных полномочиях налогового ведомства в Налоговом кодексе! Почему, скажем, стоимость таких услуг значительно увеличилась с лета прошлого года? Т.е. деятельность не остановили, а просто удорожили? Навели «порядок»? Повторюсь, вопрос абсолютно не к упомянутым выше борцам с зарплатами в конвертах. Но, возможно, они знают, кому задать подобные вопросы? Ведь без конвертационных схем невозможны были бы и черные зарплаты как таковые.
Существование черных зарплат питает целый ряд взаимосвязанных обстоятельств, корни которых в несовершенстве существующей налоговой и финансовой системы, коррупции в государственном аппарате. Но самым главным фактором, обуславливающим бесперспективность противодействия этому явлению репрессивными мерами, является то, что существующее состояние дел устраивает все стороны отношений, связанных с этим явлением. Зарплаты в конвертах это же одно из проявлений коррупционности не только нашего государства, но и общества, за которую несет в равной степени ответственность и тот, кто дает взятку, и тот, кто ее берет.
Ситуация с зарплатой в конвертах устраивает всех — граждан, экономящих на налогах сегодня, бизнес, который просто экономит на налогах, и власть, отдельные представители которой прикрывают или даже принимают участие в организации конвертационного бизнеса. Проигрывают только последующие поколения — им уже сегодня, с самого рождения навязывается философия двойных стандартов, начиная с бытового уровня. Хотя, кто сказал, что это не наш путь?
Репрессивные методы
Каким образом предлагает побороть зарплаты в конвертах государство? Начнем с предложений Минсоцполитики, изложенных в опубликованных на сайте министерства законопроектах. Суть трех предлагаемых законопроектов сводится к введению гарантированных зарплат. Их величина устанавливается КМ Украины для профессионально-квалификационных групп работников, ниже которой зарплата работнику не может выплачиваться, а также некоторыми нормами, обеспечивающими выплату минимальных зарплат. Нововведение основательно подкреплено расширенными почти до уровня налоговой службы полномочиями Госинспекции по вопросам труда и существенным увеличением санкций за нарушение законодательства об оплате труда как по отношению к юридическим, так и к их должностным лицам.
Возможно, выполняя соответствующее поручение президента о разработке законопроектов, С.Тигипко не принял во внимание свой предыдущий бизнес-опыт, возможно, просто смолчал — не хотел расстраивать шефа. Но представить себе, чтобы человек его уровня в здравой памяти и трезвом уме поверил в то, что подобными репрессивными методами возможно решить проблему «выплаты зарплат по теневым схемам», как об этом говорится в пояснительной записке, я отказываюсь. И это даже не говоря о невразумительных механизмах реализации предлагаемых норм. Для их реализации как минимум надо привести в соответствие название профессий (должностей) в каждой коммерческой фирме с существующими государственными классификаторами, что на сегодня, не секрет, отсутствует. Но это мелочи. Самое главное, возможно, Сергей Леонидович нам, как людям несведущим, приведет хотя бы один положительный пример достижения позитивного экономического результата репрессивными административными мерами?
И еще один нюанс. Почему, собственно, Минсоцполитики инициирует подготовку документа, регулирующего чисто налоговую проблему? Где здесь компетенция министерства — социальная защита трудящихся, если даже в пояснительной записке речь идет исключительно о недопоступлениях в государственный бюджет и Пенсионный фонд? Возможно, господина Тигипко назначили крайним за все непопулярные законопроекты?
Еще один метод противодействия теневым зарплатам содержится в Налоговом кодексе. Получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) зарплаты является основанием для проведения сразу двух видов проверок налогоплательщика — документальной выездной внеплановой и фактической (п. 78.1.13, п. 80.2.7 НК). При этом из сути закона не следует, что проведение одной проверки исключает проведение другой. Не определен и статус информации, не требуются доказательства соответствия ее действительности (в отличие, скажем, от аналогичных проверок по налогу на прибыль или НДС). Таким образом законодатель, борясь с теневыми зарплатами, наделил обиженных работников универсальным оружием против бывшего работодателя — подарить ему под занавес своего ухода внеплановую налоговую проверку.
Однако, как и в случае с апрельскими инициативами С.Тигипко, данный административный механизм вряд ли приведет к ощутимому результату. Рискну предположить, что разрешение проблемы теневых зарплат лежит несколько в другой плоскости. Экономической. Более того, гордиев узел этой проблемы не удастся разрубить в одночасье. Теневые зарплаты относятся к той категории проблем, которые разрешаются эволюционно, постепенно, с развитием экономических отношений. Разрешение проблемы возможно ускорить путем создания необходимых экономических условий. Думаю, в этом Сергей Леонидович как экономист не может меня не поддержать.
Основной стимул конвертации
Простой пример. Сегодня относительно безопасная «конвертация» денежных средств, по свидетельствам бизнесменов, на рынке стоит значительно меньше выгоды предпринимателя, получаемой не только от экономии на налогах с зарплаты, но и на уплате НДС и налога на прибыль. Но, конечно, единый социальный взнос является одним из основных стимулом для использования системы конвертации. Уменьшите его до 15—17% (с одновременным поднятием планки максимально облагаемой ЕСВ зарплаты), и предприниматели с огромным удовольствием будут платить зарплату «по-белому». Они, а не государство, станут той движущей силой, которая будет удерживать с граждан подоходный налог, кстати, без согласия последних. Предложение, конечно, нуждается в экономических расчетах. Однако именно в плоскости встречного движения государства и бизнеса лежит решение подобных проблем.
Увы, с точки зрения государства, похоже, не все так просто. Вероятно, замораживание проблемы после принятия некоторых неэффективных репрессивных норм и показательная порка нескольких предпринимателей являются более выгодными для власти, чем простой и открытый диалог с бизнесом…