На вопрос заглянувшего на этой неделе в нашу редакцию итальянского коллеги "Как вы оцениваете реакцию Евросоюза на события в Украине?" ответила почти честно: "С большим раздражением". Почти — потому что реальная оценка (и моя, и многих коллег, и людей на Майдане) выражается куда менее дипломатичными фразами. От европейской "глубокой обеспокоенности" на словах — уже подташнивает. Фраза о том, что в Европе» держат руку на пульсе украинских событий" вызывает саркастическую усмешку. А мантра "Соглашение об ассоциации по-прежнему на столе" — раздражение у многих даже самых искренних евроинтеграторов.
Два месяца, два зимних месяца украинцы на морозе отстаивают на Майдане свою свободу, достоинство и право на европейское будущее. Но в теплых брюссельских кабинетах на стремительно меняющуюся ситуацию в Украине реагируют, как всегда, осторожно и неторопливо, не желая вникать в нюансы и оттого не до конца понимая, что происходит, и, следовательно, сильно запаздывая как с адекватными оценками, так и действиями.
Полтора месяца Майдан мирно размахивал европейскими флагами и скандировал: "Україна — це Європа!". Сегодня европейский флаг можно обнаружить разве что на новогодней елке, а на Майдан вместо европейской символики несут каски, биты, шины и противогазы. Сегодня один из главных лозунгов — "Разом — і до кінця!". Нет, мы, безусловно, признательны европейцам, что Соглашение "все еще на столе". Вот только Янукович уже давно повернулся к этому столу спиной, а на Майдане в данный момент актуальнее те столы, которые можно использовать для постройки баррикад или разжигания костров.
Нет, мы не отказались от своей европейской мечты. И мы все ждем, когда же от выражения "глубокой обеспокоенности" Европа перейдет к выполнению своих антикоррупционных законов и реальной защите фундаментальных европейских ценностей в Украине. А если уж заглядывать в будущее (если, конечно, оно окажется светлым), то мы еще и опасаемся, что после восторгов по поводу "силы европейских устремлений миллионов украинцев" все снова ограничится лишь "признанием европейского выбора Украины"…
Евросоюз должен осознать: в том, что происходит сегодня в нашей стране, есть и его доля вины. На украинском направлении европейцы наделали немало ошибок, в чем сами полушепотом подчас признаются за чашкой кофе. В Украине однажды уже был невероятный общественный подъем, в 2004-м мы отстояли свой выбор и с огромной надеждой наивно смотрели в сторону Европы. Та громко аплодировала мужеству украинцев, но в брюссельских кабинетах украинским эмиссарам тихо и жестко давали понять: только не вздумайте подавать заявку на членство в ЕС! От Украины Евросоюз тогда отделался десятью мало что значащими пунктами, дописанными к ранее подготовленному с правительством Януковича Плану действий. История не терпит сослагательного наклонения, но кто знает, как бы развивалась наша страна, если бы тогда, после Оранжевой революции, она получила перспективу членства в ЕС — общепризнанный самый мощный фактор европейских преобразований, доказавший свою эффективность в полутора десятка государств… Европе все время было не до Украины. На многие вещи здесь она закрывала глаза. "Проглотила" неконституционный возврат к Конституции 1996 г., цунамиобразную коррупцию, проигнорировала появление и размножение "тушек" в парламенте, на нарушения во время парламентских выборов-2012 реагировала достаточно вяло. Ожесточилась только после ареста Тимошенко. И снова наделала ошибок, не услышав массовые призывы украинских экспертов, журналистов, дипломатов, убеждавших, что нельзя делать заложником судьбы одного человека судьбу целой страны, не увидев миллионы украинцев, стремящихся к европейскому будущему. Европа упорно не хотела учитывать "фактор Януковича", ей лень было разбираться в фобиях украинского президента, она не понимала, что, ставя условием подписания Соглашения об ассоциации освобождение Тимошенко, она ставит крест на этом документе. О "российской угрозе" слышать тоже никто не желал, а предупреждения украинской стороны воспринимались лишь как шантаж и желание получить послабления при оценке достижений Украины на пути к подписанию. "Россия возражает только против членства вашей страны в НАТО, а сближение Украины с ЕС — для нее не угроза", — слышали мы неоднократно, недоумевая при этом, существует ли в европейских странах какая-то разведка или хотя бы вменяемые аналитики. Опять же, кто знает, случились ли бы нынешние события, подпиши ЕС Соглашение с Украиной, ну, скажем, прошлой весной?
Что ж, европейцы, теперь вы видите миллионы лиц вместо одного? Теперь заметили ту самую "руку Москвы", на которую вам так долго указывали из Киева? А в августе-сентябре ее было еще плохо видно? Теперь вот даже генсек НАТО узрел "российский след" в срыве ассоциации. Так почему же только теперь Берлин и Варшава собираются "по-мужски" говорить с Москвой? Наконец-то поверили в возможность югославского сценария?
Лет десять назад один известный украинский дипломат с горечью сказал мне: "Европа всерьез обратит на нас внимание лишь тогда, когда здесь случится вторая Югославия…". Сегодня Украина оказалась на пороге гражданской войны. И это уже не "страшилки", не фантазии, это реальность. Это реальность для Евросоюза получить хаос на его восточной границе и тысячи украинских беженцев в своих странах. Но что кроме "глубокой обеспокоенности" может продуцировать сегодня Европа? Кто из европейских лидеров реально оценивает ситуацию, видит ее дальше своих ног и способен просчитывать хотя бы на пару шагов вперед?
Да, риторика в последние дни несколько изменилась. Слово "санкции" не сходят с уст европейских политиков. Но боится ли Янукович слов? Его уже пугали неподписанием Соглашения… А после 27 визитов в Украину Кокса и Квасьневского его мнение о европейцах, как о юродивых слабаках, вряд ли изменилось. Наверное, он страшно перепугался, когда Парламентская ассамблея Совета Европы позавчера пригрозила лишить украинскую делегацию в ПАСЕ права голоса. В апреле. Может быть…
Мы очень признательны некоторым европейским странам за искреннее участие и гуманитарную помощь: Литва уже приняла в своих больницах нескольких раненых активистов Евромайдана, ее примеру готова последовать Польша (причем, как утверждают, даже прислать за больными майдановцами правительственный самолет). Премьеры "Вышеградской четверки" призвали Евросоюз как можно скорее отменить визы для украинских граждан и выделить стипендии нашим студентам для обучения в странах V-4. Это трогает и вызывает уважение. Но этого, увы, недостаточно, чтобы сегодня спасти Украину.
У нас в стране продолжают хватать людей прямо на улицах, банды "титушек" по-прежнему безнаказанно орудуют по всей стране, активистов избивают и калечат, уничтожают их имущество, задержанным в судах выносят безумные приговоры, десятки людей пропали без вести, а найденные рассказывают о примененных к ним изощренных пытках. И при этом до сих пор не наказан ни один человек в форме (невозможно называть их правоохранителями!), ни один чиновник или политик, отдававший приказ или распоряжение о применении силы. В стране продолжается террор. Но Евросоюз по-прежнему мямлит и говорит об осторожности в применении санкций, несмотря на призывы тысяч украинцев, пытающихся убедить Брюссель и столицы: Янукович понимает лишь язык силы.
Свое первое слово на этом языке сказали пока только американцы и канадцы. На прошлой неделе первые визовые санкции против некоторых украинских чиновников и политиков ввели США, в минувший вторник аналогичные меры приняла и Канада, пообещав "наращивать действия в этом направлении, если потребуется". Кроме того, по информации ZN.UA, в конце прошлой недели в Киеве открылось "единое окно", к которому американский посол Д.Пайетт пригласил… нет, не Януковича, а Р.Ахметова, чтобы сообщить ему примерно следующее: США и ЕС готовы выступить единым фронтом, и в случае, если украинской властью будет осуществлен силовой вариант; если не будут отменены "диктаторские" законы; если не будет принят закон "об амнистии", то Америка и Евросоюз не только введут масштабные визовые ограничения, они также применят финансовые санкции, предполагающие арест счетов и всех активов на территории США и ЕС, принадлежащих персоналиям, включенным в "черный список" (в этом списке Р.Ахметов числится вторым — между двумя Януковичами). Официальный повод для санкций — "применение насилия и сворачивание демократии". В качестве же "пряника", утверждают наши источники, было обещание транша МВФ сразу же после формирования коалиционного правительства.
Похоже, именно после этой беседы и появилось в прошлую субботу, 25 января, "миротворческое" заявление компании СКМ о недопустимости "любого силового варианта" и "любого применения оружия". А группа Ахметова в парламенте включилась в разрушение схемы внесения поправок в "диктаторские законы" и выступила за их полную отмену, а также голосовала за закон "об амнистии", что также было одним из условий, высказанных американцами. В конце этой недели "в джинсы облачились самые отсталые слои населения", и заявлением о необходимости "мирного урегулирования конфликта в Украине" наконец-то разродился и Д.Фирташ. А Виктор Янукович, после того, как Ахметов донес переданный ему Пайеттом месседж до первых ушей государства, выполнял обещанное Байдену, чуть ли не сверяясь с почасовым графиком…
По некоторым данным, во время встречи с Ахметовым обсуждались и такие вопросы, как недопустимость снятия Кличко с регистрации во время президентских выборов; конституционная реформа; коалиционное правительство. Переданный месседж Ахметов оперативно передал Януковичу и… обсудил в своей донецкой резиденции с В.Кличко. Они уже говорят о том, как жить дальше. При этом еще не зная, как жить сегодня.
Что дальше? Запад настаивает: "Переговоры. Создание правительства. Честные президентские выборы". Майдан вопрошает: "Переговоры — о чем? Правительство — какое? Президентские выборы — когда?". На двадцатиградусном морозе люди ждут не только освобождения всех заложников и наказания всех виновных. Без полной перезагрузки власти они расходиться не собираются. Вот только понимают ли это Европа и США?