Янукович забыл написать в своей программе, как он собирается бороться с коррупцией, а Тимошенко не объяснила, как сделает Украину членом ЕС. К 7 февраля избирателям нужно определиться, чьи взгляды им ближе.
Украина стала членом ЕС. За коррупцию дают пожизненное заключение, а судей избирает и увольняет народ. $50 млрд. прямых иностранных инвестиций спровоцировали промышленный бум, и наша страна ворвалась в «Большую двадцатку». Малый бизнес процветает: пять лет налоговых каникул не прошли даром. 10% ВВП тратится на медицину. Украинские университеты конкурируют с Гарвардом, Оксфордом и Сорбонной. И что самое приятное — на днях закрылся последний детский дом. Все сироты обрели свои семьи.
Это не сон и не галлюцинации. Это — обещания, которыми осыпали нас два самых влиятельных политика в стране. Один из них в феврале станет президентом.
«Золотые» горы от будущего президента
В своих программах Виктор Янукович и Юлия Тимошенко не поскупились на щедрые слова. Налоговые льготы, социальные выплаты, инновационная экономика и качественное образование — таков стандартный кандидатский набор. И Янукович, и Тимошенко гарантируют возобновление ипотечного кредитования. Плюс к этому лидер «регионалов» обещает госзаказ на 1 млн. квартир. Правда, предусмотрительный Янукович обещает реализовать это за 10 лет. То есть за два президентских срока.
В программе Юлии Тимошенко также есть свои «изюминки». Премьер-министр гарантирует, что, став президентом, она предоставит собственникам мелких пакетов акций право на ежеквартальное получение дивидендов. Тимошенко также намерена снять страну с газовой иглы. Главным энергоресурсом она обещает сделать уголь. Апофеозом программы кандидата является заявление, что «Украина станет членом ЕС». Заветный момент наступит, но лишь тогда, «когда мы построим Европу в Украине».
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, считает, что программы кандидатов к реальности не имеют никакого отношения. «Программы по большому счету являются продуктом литературного творчества», — уверен эксперт. Обещаемый, например, Тимошенко, уровень пенсий (не менее 60% от средней зарплаты гражданина. — «ДЕЛО»), по мнению Пасхавера, заведомо нереализуем. «Почему тогда не пообещать 80% или 100%? Налоговые каникулы на 10 лет в депрессивных регионах — это тоже из области литературы», — заключает Пасхавер.
Доктор экономических наук Игорь Бураковский добавляет, что в этой избирательной кампании не нашлось места обсуждению действительно важных вопросов развития страны. «Мне хотелось бы услышать от кандидатов, какую модель государства мы строим. Как будут решаться вопросы льгот, будем ли мы отказываться от госсектора в экономике», — отмечает экономист. По его мнению, количество конкретных цифр не является показателем качества предвыборных программ. «Например, закрепление ставок ипотечного кредитования (2-4% — Юлия Тимошенко, 7% — Виктор Янукович. — «ДЕЛО») нецелесообразно. Ведь такие показатели нужно устанавливать, ориентируясь на рынок, а он меняется», — говорит он. Бураковский констатирует, что ни один из кандидатов не сумел прописать в своей программе реальные сроки и пути решения актуальных проблем.
Политолог Владимир Фесенко не исключает: расплывчатость обещаний кандидатов обусловлена тем, что размер предвыборных программ ограничен. «Поэтому многим вопросам посвящено, в лучшем случае, несколько предложений», — отмечает он.
Мало места для конкретики
Например, Виктор Янукович «верит, что народ очистит власть от популистов, авантюристов и коррупционеров». От себя кандидат обещает лишь то, что он будет «продолжать борьбу с коррупцией и теневой экономикой». Каким образом и за счет чего это будет сделано, не уточняется.
Соратник Януковича, народный депутат Анна Герман такую поверхностность объясняет тем, что «программа — это сокращенный вариант стратегии кандидата, и все расширенные ответы можно найти в других документах».
Та же ситуация и со свободой слова. В программе Виктора Януковича о ней — ни строчки. Герман считает: достаточно того, что ее лидер постоянно говорит об этом в публичных выступлениях.
Зеркальная ситуация — в программе Юлии Тимошенко по вопросу языка. В своих выступлениях, особенно на западе и в центре страны, премьер заверяет, что украинский останется единственным государственным. Но почему-то зафиксировать на бумаге этот момент кандидат не захотела. Скорее всего, кандидат не хотела разочаровывать пророссийский электорат.
Депутат от БЮТ Сергей Соболев уверен, что необходимости в пункте о языке не было. Он считает: вопросы второго языка остались только у некоторых маргинальных политиков и у Виктора Януковича.
Правда, сам Янукович и в этом вопросе проявил предусмотрительность. В своей программе кандидат в очередной раз лишь заверил, что он «выступает за предоставление русскому языку статуса государственного». А вот гарантий, что это будет точно сделано, Янукович никому не дает.