Незрячие работники УТОС говорят: им стыдно озвучивать размер зарплаты — это может быть 250-300 гривен в месяц. Получить тысячу-полторы гривен для незрячего — это большое счастье... Ни супермаркеты, ни банки для незрячих недоступны, машины давят слепых, а «безбарьерное пространство» существует только в чиновничьих отчетах.
Незрячие украинцы вынуждены выживать на пенсию, а более активные борются за право работать в фирмах и серьезных компаниях переводчиками, юристами — на равных со зрячими специалистами.
Сегодня закрыты двери большинства производственных предприятий Украинского общества слепых. Специальные заводы, где людям могут обеспечить работу, а значит, платить деньги, сами незрячие перечисляют по пальцам. Молодежь в черных очках уже и не надеется на поддержку некогда мощной общественной организации УТОС («Українське товариство сліпих» — А). Люди с проблемами зрения реализуют свои амбиции, работая массажистами, юристами, учителями, а также в интернет-бизнесе, они объединяются в общественные организации, чтобы бороться за свои права.
По информации главного офтальмолога Министерства здравоохранения Украины Сергея Рыкова, в Украине более 50 тысяч незрячих, и более 10 тысяч — это дети. Но эксперты осторожно относятся к официальной статистике, потому что точных данных о количестве незрячих в Украине не сообщает ни одно министерство или социальное ведомство. Поэтому тех, кто имеет серьезные нарушения зрения, в Украине может быть от 70 000 до 100 000. Также нет никакой статистики по трудоустроенным и безработным слепым.
«В УТОСе работает примерно 5-5,5 тысяч человек. У нас 72 предприятия», — рассказал Радіо Свобода заместитель председателя центрального правления Украинского общества слепых Александр Осадчий.
УТОС — эта аббревиатура вызывает у нынешних членов Украинского общества слепых, в основном, негативные чувства: холодные, заброшенные производственные цеха, постоянные задержки зарплаты, и с поставками сырья вечные перебои. Незрячие работники УТОС говорят: им стыдно озвучивать размер зарплаты — это может быть 250-300 гривен в месяц.
Получить тысячу-полторы гривен для незрячего — это большое счастье, и то этим могут похвастаться работники только Симферопольского предприятия слепых. Чтобы заработать себе на хлеб, люди с недостатками зрения вынуждены переезжать в тех городов, где работают специальные производства — это Керчь, Симферополь и Днепропетровск. В других городах УТОС трех-двухдневные рабочие недели.
«Выпускают разнообразную продукцию. Если брать по Украинскому обществу слепых, то это более тысячи самых разнообразных изделий. И не обязательно, что это розетка или выключатель», — говорит один из руководителей ЦБ УТОС Александр Осадчий.
Сейчас в цехах УТОС незрячие и слабовидящие работники выпускают метлы, шнуры, зажимы для белья, тройники, электропереходники, уже упомянутые розетки и выключатели. Однако у них нет уверенности, что завтра у них будет работа, потому что сама система УТОС переживает большой кризис. Если в советское время был гарантирован стопроцентный государственный заказ для специальных заводов, то теперь каждый руководитель местного предприятия УТОС должен сам искать, где взять сырье и кому продать готовую продукцию. А в рыночной среде нелегко выживать предприятию, требует значительных средств на переоснащение .
Когда речь идет о будущем большой, хоть и заброшенной сети учебно-производственных предприятий, реабилитационных центров, а также учреждений отдыха для незрячих, то можно услышать мнения о бесперспективности содержания и развития инфраструктуры УТОС, о создании маленьких предприятий на средства инвесторов или о реанимации УТОС за государственные средства. Каким видит будущее УТОС Александр Осадчий в условиях подписания Украиной ассоциации с ЕС?
«Для УТОС значит переориентация. Это, наверное, другое мышление. Балтийские ТОС, польские, чешские — я беру страны (бывшего) Варшавского договора — там, по сути, производство для слепых закрылось. Если и есть, то очень мелкие артели. Вы поймите, что адаптация продукции к европейским требованиям требует много-много денег», — отмечает заместитель председателя ЦП УТОС А. Осадчий.
Слепая молодежь и выбор профессии
У нынешней украинской незрячей молодежи — другие взгляды на выбор профессии. Выпускники специализированных школ выбирают, прежде всего, обучение в университетах или в медицинских колледжах.
Лиза Стрельникова, Константин Панов и Мария Мартыненко за несколько месяцев получат аттестаты о среднем образовании. Юноши с проблемами зрения говорят, что сегодня время, когда нужно выбирать работу, которая сможет прокормить.
«Я получу медицинское образование массажиста, но сначала планирую поступление на русскую филологию. Филология будет для моего саморазвития, но всегда на кусок хлеба смогу заработать медицинской профессией», — делится планами ученица 12 го класса Харьковского специального учебно-воспитательного комплекса имени Короленко Лиза Стрельникова.
«Моя цель после школы — вступление в медколледж. Я думаю, что смогу бороться за право на работу. Видимо, сначала придется рекламировать свои услуги», — это мечты ученика выпускного класса Константина Панова.
«Я хочу стать социальным педагогом . Этот человек помогает детям из малообеспеченных семей, сиротам», — говорит Мария Мартыненко, которая выбирает профессию социального педагога, чтобы помогать таким же людям, как она — с плохим зрением.
У этих незрячих школьников пока нет представлений, с чем им придется столкнуться. Их взрослая жизнь пройдет по городским улицам, загроможденным автомобилями, поездками в транспорте, где водитель не только забывает объявлять остановки, но и может в грубой форме рассказать, что о тебе, льготнике, думает. Незрячие студенты привыкают к учебному процессу, где нет специальных рельефно-точечных учебников или брайлевских принтеров для печати материалов.
Наконец, слепым приходится сталкиваться с равнодушием окружающих, с тем, что слепого человека воспринимают как второсортного. При этом от самого незрячего во многом зависит, сможет ли он интегрироваться в чужую среду, стать в ней своим.
«В основном дискриминация в отношении инвалидов выражается в форме косвенной дискриминации. Их дискриминируют как потребителей услуг. Потому что не приспособлена для инвалидов как транспортная сфера, так и торговая. Поскольку довольно часто инвалиды по зрению пользуются интернетом, то сталкиваемся с сайтами, которыми мы не можем пользоваться в полном объеме, поскольку они так запрограммированы, что графическая информация, содержащиеся на них сведения не могут озвучиваться вслух теми специальными программами, с которыми работает слепой интернет-пользователь», — анализирует ситуацию с дискриминационными проявлениями незрячих в Украине эксперт харьковской общественной организации «Незрячие юристы» Александр Николайчук.
Незрячие могут часами рассказывать свои смешные и горькие истории об общении с работодателями, однако большинство из них связаны с недоверием, игнорированием и даже дискриминацией. Несмотря на то, что в Украине на законодательном уровне предусмотрена возможность трудоустройства человека с проблемами зрения — четыре процента от общего штата, все равно предпринимателю легче взять в так называемую аренду трудовую книжку слепого и за это ему платить мизерные средства, например, половину минимальной зарплаты.
Вместе с тем, незрячим украинцам удается убеждать некоторых руководителей и они все же работают переводчиками, юристами, социологами, педагогами, психологами, операторами колл-центров. В конце концов, незрячие берутся организовывать и собственное дело.
«Интернет-бизнес — хороший заработок для незрячего»
Незрячий харьковчанин Андрей Бутенко имеет бизнес в интернете. По специальности он математик, работал в гимназии для слепых учителем информатики, а теперь поддерживает и раскручивает интернет-магазины.
«Для незрячего в интернете работы очень много. В чем положительный момент: человек, у которого ты работаешь, даже может и не подозревать, что ты не видишь. И потом он может узнать о проблемах со зрением, когда уже получен определенный результат. И так действуешь, чтобы не отпугнуть человека. Потому что предприниматели плохо воспринимают, что ты — слепой», — говорит Андрей Бутенко. Интернет-бизнес — это уже хороший заработок для незрячего. Здесь его прибыль может составить до тысячи долларов США.
Нынешние незрячие с развитием компьютерных технологий, звуковых программ, помогающих работать в интернете, получили большие возможности в самореализации, некоторые благодаря виртуальной сети нашли себе работу в Америке или в Европе. Но их профессиональные достижения достигаются вопреки различным препонам, а не благодаря поддержке социальных органов власти.
Если человек с недостатками зрения стремится учиться в университете, а затем находит себе работу, то он не надеется на государство и не ждет, пока выйдет новая поправка к закону об индивидуальных средствах реабилитации, где будут прописаны компьютеры или мобильники с адаптированным программным обеспечением и GPS-навигаторами.
«Компьютеры, ноутбуки, смартфоны, с помощью которых при наличии звуковых программ люди с недостатками зрения могут получать, обрабатывать информацию — эти необходимые устройства не предусмотрены для бесплатного предоставления инвалидам по зрению», — рассказывает Александр Николайчук.
«Недоступная Украина стремится в Европейский союз»
А тем временем власть отчитывается о значительных успехах в обустройстве безбарьерной среды для незрячих на улицах, учреждениях и в городском транспорте. Они хвастаются светофорами со звуковыми устройствами, вокзалами со службами сопровождения незрячих пассажиров, станциями метро, где появляются рельефные полосы перед краем перрона.
При этом тротуары заполнены машинами; машины, нарушая правила, разъезжают по пешеходным дорожкам, ломая слепым белые трости, наконец, подвергая их опасности гибели. Опасным для незрячего харьковчанина остается метрополитен. А в крупных супермаркетах, видимо, не рассчитывают на клиентов с проблемами зрения, ибо система самообслуживания не адаптируется для незрячих людей. А в банковской сфере для слепого клиента недоступны банкоматы, а также возникают конфликты при оформлении документов, так как инвалиду по зрению запрещается пользоваться факсимиле, а сам он не всегда может четко расписаться в нужной графе.
Более того, школьников и взрослых незрячих лишили возможности читать периодику, художественную литературу и учебники, напечатанные шрифтом Брайля — государство же не профинансировало обещанный выпуск специзданий. Вместе с тем, эксперты отмечают прогресс с обустройством безбарьерной среды, но считают его точечным.
«Где-то поставили звуковой светофор, там появились в транспорте звуковые оповещения остановок или номера маршрута, там что-то покрасили, но из-за отсутствия общей стратегии, из-за отсутствия спланированных действий и контроля это приводит к частичной доступности, к точечным ударам и не решает главную проблему — пространство остается недоступным для незрячих», — заявляет эксперт Евгений Свет.
Один из пользователей интернет -форума оставил довольно справедливое замечание : «Недоступная Украина стремится в Европейский союз».