Повышение в 1,5 раза уровня ДТП с пострадавшими и погибшими на дорогах Киева; десятки разбитых патрульных машин; масса непрофессионально составленных административных протоколов, облегчающих уход нарушителей от ответственности; отсутствие элементарного анализа причин совершения дорожно-транспортных происшествий; сокрытие реальных показателей; жесткая фильтрация официальной статистики и дефицит объективной информации о работе полиции в интернете — все говорит о том, что пришло время для серьезного анализа ошибок при проведении главной «витринной» реформы.
Речь идет не только об удержании доверия граждан к новой полиции, но и доверии самих полицейских к власти, которая их мотивировала к честной работе на страну и одела в красивую форму. В должной мере не снабдив их (намеренно или случайно) необходимыми знаниями и профессиональными навыками. Тем самым поставлена под удар, пожалуй, единственная реформа нынешней власти, которую безоговорочно приняло и в которую искренно поверило общество. Постепенное возвращение доверия населения к правоохранительной системе — факт очевидный, но недостаточный для того, чтобы говорить об полноценных успешных преобразованиях.
Можно, конечно, и дальше прятать реальные проблемы за красивой картинкой. Но если руководство МВД заинтересовано в окончательном успехе реформы, ему необходимо оперативно и, одновременно, тщательно проанализировать просчеты и оперативно приступить к коррекции, к немедленному исправлению допущенных ошибок. Если в существующую практику набора в полицию не внести необходимые изменения, возникнет серьезная угроза сфере безопасности дорожного движения, системе охраны общественного порядка, угроза жизни граждан.
Для внедрения реальной, а не глянцевой реформы необходимы следующие оперативные шаги.
Шаг первый. Формирование профессионального кадрового состава.
Любая государственная система работает по правилам, писаным либо неписаным. Либо «по понятиям» и «на карман», либо по закону и на страну, что продолжает обещать нынешняя власть. Замена деталей, без обновления механизма — фикция и блеф. Встраивать в закостенелую систему якобы новые пазлы, механически набирать новых сотрудников, не изменяя при этом принципов и целей всей системы — очковтирательство. Нельзя одновременно громко рекламировать успехи молодых полицейских и по-тихому «крышевать» контрабандные потоки в зоне АТО и в Крыму.
Даже если предположить наличие искреннего реформаторского порыва у лиц, ответственных за преобразование МВД, не избежать логичного вопроса: почему в качестве показательного дебюта были выбраны наружные службы ДПС и ППС, а не, к примеру, институт участковых и криминальный блок — ключевые механизмы в системе обеспечения правопорядка? Только потому, что так легче обеспечить яркую картинку?
За два месяца можно подготовить презентацию эффектной патрульной службы на красивых и дорогих машинах (полученных еще прежней властью по так называемому «Киотскому протоколу»). Но трудно сформировать эффективное высокопрофессиональное подразделение, способное решать государственные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения и общественного порядка. Тем более, на пустом месте, отбросив институциональную память и профессионализм старых кадров, а также проигнорировав возможность организации взаимодействия между новой полицией и опытными сотрудниками милиции в целях недопущения провала работы правовой системы.
Ранее система подготовки кадров для работы в этих службах заключалась в полугодичном обучении в школах подготовки сотрудников милиции. По окончании которой следовала обязательная стажировка под наставничеством опытных сотрудников в течение нескольких месяцев. Только после этого молодой сотрудник мог приступить к самостоятельному несению службы — представлять функции государства в системе правопорядка.
Первые месяцы работы новой полиции продемонстрировали, что сотрудники, мягко говоря, не слишком преуспели в изучении законов и нормативных документов, регламентирующих их работу. Ошибки при оформлении ДТП, составлении протоколов, сборе доказательной базы, соблюдении мер личной безопасности, увы, носят массовый характер. Этот пробел при подготовке полицейских очевиден. До сих пор до конца не понятно, на каких условиях и по каким критериям назначаются руководители подразделений.
В итоге, пока полицейские преимущественно занимаются зрелищным патрулированием улиц. Оперативно прибывая по вызову 102, полицейские выполняют роль неких вежливых (что, безусловно, важно) посредников, реально не принимая участия в оформлении и раскрытии уже совершенного правонарушения. Как правило, их функция сводится к вызову на место происшествия следственно-оперативной группы райотдела. Когда же они берутся выполнять работу самостоятельно, то зачастую (по причине элементарного непрофессионализма и банального незнания норм УПК) лишь «помогают» правонарушителям уходить от ответственности, даже не доводя дела до суда. При составлении административных протоколов и материалов ДТП полицейские в большинстве случаев «не грешат» четким описанием фактов нарушения, а также должным обеспечением свидетельскими показаниями и доказательной базой. Это приводит к уходу нарушителей от ответственности, к невозможности установления виновных в ДТП и возмещения материального ущерба пострадавшим. Нередки случаи (в сети немало видео, подтверждающих это) превышения сотрудниками полиции власти и должностных полномочий, безосновательного применения спецсредств, физического воздействия и административного задержания граждан. К сожалению, на эти факты руководство МВД и новой полиции должным образом не реагирует, а прокуратура получила негласную команду закрывать глаза на подобные случаи, дабы не портить реформаторскую картинку.
Руководство ведомства предпочитает не предавать огласке ошибки при кадровом отборе, приведшие к попаданию в службу, мягко говоря, случайных людей. МВД время от времени информирует общественность о количестве уволенных сотрудников полиции, но (по нашим сведениям) эти цифры сознательно занижаются. Особенно, когда речь идет об отчисленных за нарушение служебной дисциплины.
Уже с 7 ноября закон о полиции вступит в силу в полном объеме, и реформа рискует захлебнуться в разновекторном движении старых и новых подразделений МВД. Никто до сих пор публично не представил ни общественности, ни действующим работникам милиции, желающим остаться на службе, новую организационно-штатную структуру. Нет четкого представления о том, как будет выглядеть новая полиция в масштабе всей страны. Более того, внутри системы не установлены флажки перехода от старой системы к новой. В результате, с одной стороны оказались дискредитированные, демотивированные и дезориентированные, но опытные сотрудники старой милиции. С другой, мотивированные и получившие кредит общественного доверия новые полицейские, не вооруженные знаниями и возможностями эффективно обеспечивать правопорядок.
Выход? Отбросить популизм. Перестать руководствоваться политической целесообразностью. Дабы не похоронить реформу, признать, что страна и правоохранительная система нуждаются в симбиозе профессионализма и честности. Что должен обеспечить не старый сержант милиции или новый полицейский на линии, а руководитель правоохранительной системы. После вступления в силу закона о полиции, очевидно, необходимо пойти путем интеграции в меняющуюся систему старых и новых кадров, как на высшем руководящем уровне, так и «на земле». Как вариант, для повышения эффективности правоохранительной функции в качестве эксперимента использовать совместное патрулирование в экипажах нового полицейского и опытного милиционера, прошедшего переаттестацию. Что, с одной стороны, обеспечит эффективность их работы. С другой — существенно снизит коррупционную составляющую. Однако при условии задекларированного уровня денежного и материального обеспечения, а также социальных льгот для всей полиции в масштабах всей страны. Располагает ли власть, начавшая реформу, ее четким финансово-экономическим обоснованием, а главное соответствующими ресурсами — вопрос открытый.
Шаг второй. Определение реальных задач патрульной полиции и механизмов контроля их выполнения.
Созданную полицию загнали в довольно ограниченные рамки задач и функций. До конца не ясно, что послужило тому причиной — то ли опасения, связанные с возможным непрофессионализмом новых сотрудников, то ли или узость взглядов реформаторов. Но факт налицо: ни показательная вежливость, ни яркие селфи, ни размахивание дубинкой (по делу и без) не помогли выполнить главную цель. Новая структура не стала полноценной заменой прежней (тоже небезгрешной) системе обеспечения безопасности дорожного движения и правопорядка на улицах города.
По не вполне понятной причине главный акцент работы полиции сделан исключительно на оперативности прибытия на место происшествия (как мы уже выяснили, без эффективного влияния на ситуацию) и на патрулировании улиц с включенными проблесковыми маяками. Но при этом аварийность на дорогах растет. Любому профессионалу ясно, что подобное использование спецсигналов неизменно приводит к их невосприятию, игнорированию водителями. Понятие приоритетности на дороге в экстремальной ситуации, по сути, уничтожается, нанося удар не только по самой патрульной службе, но и скорой помощи, пожарной и другим оперативным службам. В европейской практике такой опыт отсутствует. Импортирован он к нам из Грузии, где подобный подход давно показал свою несостоятельность. И держится исключительно на ментальном «Так, слушай, красиво же… И люди видят…»
Ликвидация органа, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере безопасности движения, без передачи его функций другому органу — шаг, граничащий с преступлением. Поскольку речь идет о безопасности и жизни граждан. Имеет смысл спросить у руководства МВД: кто сейчас в городах, где уже работает новая полицейская служба, занимается (и будет заниматься впредь) детальным анализом выявления причин и условий совершения ДТП; профилактикой ДТП (в том числе в системе перевозчиков и школах); профилактикой незаконной перевозки наркотических средств в мегаполисах; выявлением поддельных документов на автомобили; угонами и эксплуатацией нерастаможенных авто? А еще (эта тема всегда — табу) — кто будет заниматься контролем за наполнением бюджета от поступлений штрафов за нарушения ПДД? За три месяца работы полиции в Киеве в госбюджет поступило аж 600 тыс. грн. В то время как за этот же период прошлого года — 6 млн грн.
Нисколько не идеализируя ГАИ и ее методы работы, признаем, что вышеперечисленное являлось сдерживающим фактором. А сегодня многие столичные водители, не опасаясь последствий, позволяют себе пропустить рюмку-другую, спокойно садиться за руль и не сильно отягощать себя соблюдением ПДД и дозволенного скоростного режима. Никто ведь не контролирует, главное — не остановиться под запрещающим знаком, чтобы не подъехал полицейский. А там хоть трава не расти…
Получается патрулирование ради патрулирования. Насколько известно, инициатор реформы Эка Згуладзе возражает против использования в патрульных автомобилях системы «Рубеж», позволяющей эффективно выявлять находящиеся в розыске автомобили. Неспособность реально анализировать причины и обстоятельства совершенных ДТП и, главное, принимать необходимые оперативные меры влияния на ситуацию в местах концентрации ДТП (а не перемещаться в кем-то механически обозначенных квадратах) неизбежно приведет к увеличению количества жертв на дорогах. Уже привело.
Так, на момент ухода ГАИ с дорог Киева было зафиксировано снижение аварийности и количества погибших по сравнению с июнем предыдущего года на 7 и 70% соответственно. В сентябре 2015-го в сравнении с сентябрем 2014-го аварийность увеличилась на 52%, а смертность — на 37%. Парни и девушки в новенькой форме должны наконец-то осознать, что полиция — это не разрекламированная романтика, а серьезная ответственность за жизни реальных людей. А руководство МВД, до сих пор не объяснившее им это и не наполнившее достойную форму глубоким содержанием, должно вспомнить о своих прямых обязанностях.
Первым шагом, кардинально повышающим уровень безопасность дорожного движения и серьезно снижающим риск человеческих потерь, должна стать реализованная на практике система фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Соответствующий закон принят еще летом. Хотя и он не без греха: в нем прописана норма, позволяющая водителям избегать ответственности за зафиксированные нарушения в случае управления арендованным авто. Завтра их может прибавиться ровно на количество зарегистрированных в Украине. Однако даже этот паллиативный нормативный акт не работает. Сегодня уже 24 октября, а о подзаконных актах Кабмина, устанавливающих порядок использования системы фиксаций, никто и речи не ведет. Более того, проблема соответствия указанного закона Конституции до сих пор не решена. И суды уже живут ожиданием исков от водителей по отмене ранее вынесенных постановлений.
Потенциальные инвесторы, способные реализовать проект фото- и видеофиксации, до сих пор не понимают правил игры на украинском рынке и не видят реальных механизмов компенсации вложенных в проект средств. Государство, тем временем, изображая реформу, теряет своих граждан и недополучает в бюджет внушительные суммы. По предварительным оценкам экспертов, реализация проекта фото- и видеофиксации на национальном уровне может принести в казну до 20 (!) млрд грн только в первый год использования.
Игнорирование обозначившихся в ходе реформы очевидных проблем, а также отказ от системных государственных функций в сфере безопасности дорожного движения и охраны общественного правопорядка чреваты дальнейшим увеличением количества смертей на дорогах, неизбежным ростом уличной преступности, а также глубинным сбоем работы всей правоохранительной системы. А сегодня раздаются неосторожные и некомпетентные призывы пойти тем же путем при реформировании судов и прокуратуры.
Поспешный, некритичный подход к перезагрузке столь сложной и важной системы грозит серьезной потерей доверия общества к структуре, которая буквально через две недели будет гордо именоваться полицией. Окончательной потерей доверия к МВД в целом. Стоит ли при таком «честном» подходе к реформе (которую власть уже презентует как свое главное достижение) надеяться на сохранение доверия к этой власти у парней и девушек с пока еще горящими глазами?
Еще есть время многое исправить.