С начала антитеррористической операции территория, которую контролируют адепты самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, уменьшилась вдвое, отрапортовали в СНБО. Продвижение сил АТО выглядит стремительным: освобожден ряд важнейших населенных пунктов, в очередной раз объявлено о том, что украинско-российская граница взята под контроль на всей ее протяженности.

После довольно продолжительного топтания на месте и неудачной попытки достигнуть перемирия во второй половине июня нынешние события выглядят как блицкриг. Кажется, успех АТО совсем близок и полное освобождение Луганска и Донецка не за горами. Тем более что, по словам представителя информационного центра Совета нацбезопасности и обороны Андрея Лысенко, к 8 июля у сил АТО был готов план освобождения Донецка и Луганска — отметим при этом, что президент запретил использовать в ходе этой операции авиацию и артиллерию.

В общем, создается впечатление, что «победа близка как никогда», и вот уже министр обороны Валерий Гелетей уверенно заявляет, что одностороннего прекращения огня со стороны украинских подразделений, задействованных в АТО, больше не будет.

Как представляется, эмоциональный всплеск может оказаться несколько преждевременным. Ситуация на востоке — слишком сложный клубок противоречий и человеческих трагедий, чтобы можно было говорить о том, что они будут разрешены в ходе одной лишь, пусть и удачной, силовой операции.

Было бы не лишним контурно обрисовать те опасности и ловушки, которые подстерегают государство и общество, окрыленные обнадеживающими новостями из Донбасса.

Прежде всего есть опасность, что успешное применение силы породит уверенность в том, что все проблемы на востоке можно решить с помощью оружия: нужно лишь задействовать еще больше танков, самоходок и самолетов. История показывает, что ставка на одну лишь силу в гражданских конфликтах срабатывает только частично: причины противостояния загоняются вглубь и продолжают тлеть до «лучших» времен.

Не следует забывать и об обратной стороне эйфории — фрустрации. Череда побед зачастую вызывает привыкание к хорошим новостям: силы АТО сами ставят себя в условия, при которых общество будет практически ежедневно ожидать реляций о новых занятых населенных пунктах, выявленных базах и ячейках, разоружении противника и т.д. Да, при грамотной организации информационного сопровождения АТО создать впечатление ежедневных достижений не составит особого труда — но малые дозы позитива со временем теряют первоначальный эмоциональный эффект. Привыкание — вещь коварная, тем более что кто-нибудь обязательно задастся вопросом: если за n дней территория ДНР-ЛНР уменьшилась вдвое, значит она должна быть полностью освобождена приблизительно к такому-то числу… Это, кстати, может привести и к тому, что командиры будут пытаться одерживать победы (точнее, иметь возможность доложить о таковых) к определенной дате — а это прямой путь к неоправданным потерям, обусловленным спешкой.

Никто не спорит, что после длительной неопределенности и тревожного ожидания обществу нужны хорошие новости. Вопрос лишь в том, чтобы успехи не стали специально преувеличивать.

Еще один крайне сложный момент: общество, взвинченное излишней победной риторикой, с трудом будет подбирать слова для общения с жителями восточных регионов. А ведь нужно постоянно отдавать себе отчет в том, что, во-первых, значительная часть населения Донбасса в той или иной форме сочувствовала ДНРовцам и ЛНРовцам, во-вторых, она, мягко говоря, насторожено относится к силовикам, в-третьих, многие пережили глубокие личные трагедии. В общем, бурное празднование побед на фоне похорон не будет способствовать установлению гражданского мира. Сумеет ли власть тактично сместить информационные акценты в Донбассе?

Возможно, имело бы смысл создать специальный государственный орган (уровня министерства), который занимался бы системным решением проблем территорий, освобожденных от ДНРовцев и ЛНРовцев, — речь идет не только о спасательных мероприятиях, налаживании поставок продовольствия и социальных услуг, восстановлении коммунального хозяйства. Понадобится кропотливая работа по реинтеграции региона в состав Украины — ведь не секрет, что в определенный момент Донбасс представлял собой социально-информационное гетто, что и стало причиной недоверия и неверия его жителей новой власти.

В пылу победных страстей важно не упустить тонкий момент для начала продуктивных переговоров на международном уровне. Понятно, что полное урегулирование конфликта возможно только при участии мирового сообщества — и, никуда не деться от этого факта, России в том числе. Не секрет и то, что в украинском политикуме хватает «ястребов», чей политический капитал напрямую зависит от градуса противостояния с северо-восточным соседом. Как уже писали «k:» (см. №22 от 13 июня 2014 года), компромисс с Россией все равно придется искать путем последовательных уступок и шагов навстречу друг другу — было бы ошибкой отказаться от их «нащупывания», переоценив собственные силы.

И наконец, не стоит забывать о том, что силовая фаза конфликта, даже завершенная наиболее удачным для украинского государства образом, сама по себе никак не приближает к решению тех проблем, которые послужили причиной народного восстания зимой-2013–2014. Страна и общество нуждались и нуждаются в коренных мирных преобразованиях. Без переобустройства государственных, экономических и общественных институтов, без той самой пресловутой «жизни по-новому» проблемы, послужившие толчком к вспышке противостояния, никуда не денутся и послужат возникновению новых очагов конфликта.

Собственно, это понимают, например, и в организациях, предоставляющих финансовую помощь Украине. Так, оценочная миссия МВФ, прибывшая в Киев с визитом во второй половине июня, вместо запланированных десяти дней провела в украинской столице три недели. По имеющейся информации, представителям власти стоило немалых трудов убедить кредиторов в том, что в стране действительно имеется план проведения глубоких реформ и главное — политическая воля следовать этому плану.

На самом деле прогнозировать, как дальше будет развиваться АТО, — занятие крайне неблагодарное. Известно же, что самые лучшие планы — это те, которые поддаются оперативной корректировке. Отношение к происходящему на востоке страны стоит максимально рационализировать. Это как раз тот случай, когда сдержанный оптимизм с элементами скептицизма способен уберечь от потерь, ошибок и просчетов.