То, что заместитель главы Нацбанка Юрий Колобов – без пяти минут министр финансов, говорили еще на прошлой неделе. Об этом чиновнике известно не очень много. Во время работы в Нацбанке господин Колобов отличился тем, что инициировал введение паспортов при обмене валюты. По крайней мере, именно ему приписывают авторство этой неоднозначной идеи. На пост главы Минфина он подходит по всем параметрам нынешней власти: он молод, не публичен, неразговорчив, и, главное, числится среди близких друзей старшего сына Виктора Януковича. Поскольку молодым да семейным везде у нас дорога, такое назначение никого особенно не удивило.
Однако его назначение фактически означает одно: вместо командных игроков в правительство назначаются те, кто согласен «присматривать» за коллегами. Только такой логикой можно объяснить назначение первым вице-премьером Валерия Хорошковского. Почему? А как иначе, если в первые замы премьер-министру назначается человек, которого он, мягко говоря, на дух не выносит. У «старорежимного» Николая Яновича явное непонимание с «менеджером новой генерации» Валерием Хорошковским, и такое тесное сотрудничество в Кабмине явно не доставит удовольствие ни одному, ни другому.
Впрочем, отныне и первому вице-премьеру придется следить за своими словами и поступками. Потому что есть серьезные подозрения, что Колобов будет главным не только по финансам, но и «по Хорошковскому». Формально, он как министр находится в подчинении первого вице-премьера. Но ведь словосочетание «семейный» и «подчиненный» в наших реалиях – это абсолютные антонимы. А, значит, еще неизвестно, кто на кого и что будет докладывать «Бате».
Вся эта возня, конечно, не добавит работе Кабинета министров эффективности. И коэффициент полезного действия министров, занятых не столько прямыми обязанностями, сколько «подглядыванием» и «подстукиванием», будет равен нулю. Судя по недавнему конфликту Николая Азарова и Виктора Балоги, в таком режиме правительство живет уже не первый месяц. И тенденции усугубляются с каждым новым назначением.
Возникает закономерный вопрос: зачем стране такой Кабмин? Если Виктор Янукович декларирует реформы, то кто, по его мнению, должен этими реформами заниматься? Судя по кадровым перестановкам в правительстве, круг «смотрящих» сужается, а реформами и не пахнет.
Можно, конечно, предположить, что таким оригинальным способом Янукович борется с коррупцией. Мол, назначенные им люди должны смотреть, чтобы никто не присваивал средства из и без того скудной государственной казны. Но это означает, что внутри властной команды нет доверия друг к другу, и на руководящие посты назначаются люди, могущие потенциально что-то «умыкнуть». Если же предположить, что в правительстве работают одни профессионалы, зачем ставить их в унизительное положение «смотрящих». Может, чтобы не плели интриги друг против друга. Но без этого не обходится ни одно, даже суперпрофессиональное правительство.
Кстати, в этом контексте интересно было бы узнать мнение еще одного претендента на министерский пост – Петра Порошенко. Его с прошлой недели сватают на пост министра экономики. Петр Алексеевич, конечно, может согласиться, однако готов ли он работать в Кабмине «смотрящих»? То, что на него, как на чужака, будут готовы стучать все, понятно. Но прислушается ли к нему Янукович, если он поконфликтует с тем же Колобовым.
И, последнее. Кучма, на которого некоторое время в кадровой политике пытался ровняться нынешний Президент, распределял должности между всеми группами влияния, чтобы не поубивали друг дружку. И стоял над схваткой, тасуя кадры, как только появлялась политическая целесообразность. Теперь Янукович идет иным путем, объединяя под одной крышей людей, которым чтобы выжить, надо не столько успешно работать, сколько смотреть за ошибками коллег по команде. Если, конечно, это можно назвать командой…