Кабинет министров поручил Минрегионстрою и Минздраву до 15 сентября рассмотреть возможность снижения будущей зимой минимально допустимых температур в жилых помещениях с 18°С до 16°С. По оценкам экспертов, снижение температуры на 2°С позволит сэкономить для предприятий теплокоммунэнерго порядка $50 млн, сократив потребление газа на 0,5 млрд кубометров. По мнению экспертов, задание правительства — косвенный признак того, что зимой Украине не хватит газа, поэтому власти заранее легитимизируют снижение температуры в квартирах, которое и без того ожидается зимой.
За два месяца до старта отопительного сезона в правительстве заговорили о снижении минимально допустимой температуры в жилых помещениях. Так, 5 августа Кабмин поручил Минрегионстрою и Минздраву до 15 сентября предоставить свои выводы по поводу снижения будущей зимой минимально допустимых температур в жилых помещениях с 18°С до 16°С. Как отметил эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, этот вопрос власти рассматривали и раньше, особенно в те годы, когда были проблемы с закупками топлива. И сейчас, по мнению Корольчука, с точки зрения экономии энергоресурса, действия правительства выглядят вполне логичными: «Это делается на всякий случай, если будут проблемы с газом и придется ограничивать его поставки для теплокоммунэнерго. И тогда теплокоммунэнерго будут вынуждены ограничивать производство тепла».
По словам, экс-министра ЖКХ, главы «Союза собственников жилья Украины» Алексея Кучеренко, предложение правительства выглядит как попытка заблаговременно легитимизировать то, что по факту ожидается зимой. Кучеренко не исключает, что задание, которое получили Минрегион и Минздрав от Кабмина — это косвенный признак того, что, во-первых, на зиму не хватит газа, а во-вторых, возможны перебои с электроэнергией в связи с провалом по подготовке запасов угля. Кроме того, экс-министр допускает, что электрические сети не смогут обеспечить дополнительный прогрев помещений, когда после снижения температуры в квартирах население начнет массово использовать электронагревательные приборы. По словам господина Кучеренко, во многих странах допускается более низкий температурный режим, чем сегодня в Украине. «Но отличие в том, что, например, в Германии это решила не Меркель, а сами люди - исходя из своих финансовых возможностей и высоких цен на энергоресурсы, выбирают себе температурный режим, вплоть до того, что регулируют температуру в разных комнатах», — отметил собеседник.
Если в квартирах украинцев резко похолодает, они могут отказаться от оплаты услуг теплоснабжения. Директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко подтвердил «Апострофу», что нарушение температурного режима позволяет гражданам не платить за поставленное тепло, либо же платить с дисконтом. Данное правило, по словам эксперта, действует давно, вот только случаи его применения неизвестны, поскольку доказать факт похолодания в квартире достаточно сложно.
«Чтобы зафиксировать низкую температуру, необходимо вызвать комиссию и составить акт», — отметил Сергиенко. По его мнению, из-за несовершенства процедуры и ее сложности доказать низкий температурный режим трудно. Поэтому власти могли не переживать по поводу этой возможности, однако после существенного удорожания тарифов в правительстве опасаются массового недовольства в случае некачественного предоставления услуг.
Пока неясно, как снижение температурной нормы до 16°С повлияет на здоровье граждан. В Минздраве не комментируют этот вопрос, пообещав после консультаций с экспертами предоставить свои выводы на этот счет. «Кто жил и ночевал в таких условиях, знает, чем угрожает подобный температурный режим. Как минимум, не очень хорошими последствиями для здоровья. И для зданий это не пойдет на пользу», — объясняет Юрий Корольчук.
Судя по всему, выгоду смогут получить только компании-теплокоммунэнерго. «Если исходить из того, что теплокоммунэнерго в среднем потребляют зимой 6,5 млрд кубометров (без Крыма и части Донбасса), то снижение температуры позволит сократить потребление максимум на 0,5 млрд кубометров», — говорит Корольчук. По приблизительным оценкам собеседника, в денежном выражении экономия для теплокоммунэнерго составит от $50 млн. Другой вопрос, достаточно ли будет сэкономленного ресурса, чтобы компенсировать дискомфорт, который предстоит испытать украинцам в случае снижения температурных норм в жилых помещениях.
По мнению Александра Сергиенко, подходить к решению вопроса необходимо иначе. «Если люди будут заинтересованы в теплосбережении, они сами будут утеплять дома, ставить вентили на батареи в многоквартирных домах. Но для этого необходимы точный учет тепла и возможность влиять на температуру, самостоятельно ее регулируя», — уверен он. Впрочем, по словам Сергиенко, в правительстве давно знают о необходимости повсеместного контроля за потребляемым теплом. «В Киеве только треть многоквартирных домов оснащена счетчиками учета тепла. Но даже не во всех этих домах есть регуляторы температуры. Что тогда говорить о других городах», — задается вопросом эксперт.