Чудеса случаются. По данным «Зеркала недели», на минувшей неделе Кабинет министров принял революционное решение, которое может ликвидировать одну из крупнейших коррупционных схем в Украине. Власти готовятся восстановить государственный контроль над производством защитных знаков и документов строгой отчетности. Эта отрасль, которая является ключевой для государственной безопасности, в период президентства В. Ющенко была, по сути, «приватизирована» частным консорциумом «ЕДАПС».
Казалось, «ЕДАПС» вечен — поскольку изобрел рецепт, как брать деньги за любую визу и документ любого украинского чиновника. Для этого достаточно наклеить на него голограмму и в доле с министром соответствующего ведомства составить договор о закупке этих голограмм по сумасшедшим ценам — в сотни раз выше себестоимости. Любой копеечный бланк стал стоить по 30, 50, 100 гривен благодаря голограмме ценой в 10—20 копеек. Вопросом, зачем вообще клеить голограмму на все подряд, в том числе на и без того защищенные документы строгой отчетности, чиновники себя не беспокоили. Ведь платили за все госбюджет и граждане. По данным правительственных источников, в Украине действует 88 видов голограмм для самых различных видов документов строгой отчетности, которые каждый год закупаются в интересах державы в миллионах экземпляров. В интервью «ЗН» глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский оценил размах выкачивания «ЕДАПСом» средств из Украины в 8 миллиардов гривен в год. Признаться, когда Бродский выступил с критикой «ЕДАПСа» в прессе и в присутствии президента В.Януковича на заседании Комитета экономических реформ, в результативность этой борьбы верилось слабо. Да, Янукович поддержал требования Госкомпредпринимательства по дерегуляции, но по большому счету — являются ли сейчас проблемы дерегуляции и права рядовых граждан таким же приоритетом, как, скажем, вопросы «РосУкрЭнерго»?
Дело в том, что пирамиду «ЕДАПСа», глубоко убыточную для государства, правительство Януковича безуспешно пыталось уничтожить еще в 2007 году. Однако собственник консорциума — бизнесмен Ю.Сидоренко, покинувший Украину в 1993 году из-за проблем с украинским правосудием и ряда уголовных дел, и лоббирующий его интересы депутат от Партии регионов В.Грицак отбили все попытки Николая Азарова и Сергея Левочкина передать производство голограмм государственному предприятию. Несмотря на множество скандалов, «ЕДАПС» и после победы Януковича на президентских выборах продолжал наращивать свое влияние, получать новые заказы, вводить новые голограммы. Казалось, что финансовые аргументы позволяют власть имущим забыть былые обиды и решить любые проблемы. Однако заседание Комитета экономических реформ привлекло к проблеме «ЕДАПСа» пристальное внимание властей на уровне Кабмина и администрации президента.
И вот 26 октября вице-премьер-министр Б.Колесников направил поручение руководителям всех центральных органов исполнительной власти, председателю СБУ, а также антикоррупционному уполномоченному Кабмина, с содержанием которого ознакомилось «ЗН»:
«Прошу в трехдневный срок подготовить план мероприятий по отмене применения голографической защиты документов и товаров и реализовать указанный план мероприятий до 1 ноября 2010 года…
Подготовить проект акта Правительства по отмене применения голографической защиты документов и товаров.
Пересмотреть собственные нормативно-правовые акты, связанные с применением голографической защиты документов и товаров, относительно необходимости внесения соответствующих изменений».
Слово «ЕДАПС» в поручении нигде не фигурирует, но по своему значению это термоядерный удар по империи Сидоренко. Очевидно, что блицкриг Кабмина стал возможен только потому, что вопрос прошел все согласования на высшем уровне. В ближайшую среду на заседании КМ данное поручение будет оформлено в виде конкретного руководства к действию.
В чем же причины такой внезапной опалы для хозяев «ЕДАПСа»? Здесь сыграл свою роль целый комплекс факторов. Сидоренко и Грицак привыкли решать любые проблемы с властями путем создания конфликтов с каждым несговорчивым должностным лицом. Сразу пишутся письма, депутатские запросы, инспирируется кампания по дискредитации в СМИ и параллельно делаются выгодные предложения «о взаимовыгодном сотрудничестве». В условиях царившего при Ющенко хаоса во власти и существования различных группировок влияния такая тактика приносила успех. Политики быстро приходили и уходили, а «ЕДАПС» со своими связями в среднем звене госаппарата, среди нужных замминистров и начальников департаментов оставался, стабильны были и финансовые потоки для чиновников. На работу в «ЕДАПС» брались родственники «полезных» госслужащих из КМ и НБУ, родственники руководства консорциума устраивались на ответственные должности в госструктуры, входящие в производственную цепочку «ЕДАПС». Настоящее «государство в государстве», сотни «подданных» которого находятся на зарплате, чтобы в нужную минуту подписать или заблокировать соответствующую бумагу, запрос, договор. Особенно близкие отношения «ЕДАПС» построил с окружением министра МВД Луценко, аппаратом Нацбанка Стельмаха и с секретариатом президента Ющенко. Фактически под полный контроль «ЕДАПС» перешло руководство государственного полиграфкомбината «Украина». Высшим проявлением лоббистских возможностей «ЕДАПС» было назначение родного брата Василия Грицака — Виталия на пост начальника департамента Государственной охраны МВД.
Однако налаженная схема после президентских выборов стала давать сбои. После прихода единой властной команды старая методика тоже дала сбой. «Донецкие» не для того брали власть, чтобы ею делиться. Бюджет перестал быть ничейным, но эта смена экзистенциальной концепции власти ускользнула от внимания владельцев «ЕДАПС».
Грицак никогда не имел личного доступа к Януковичу, и после прихода в АП Левочкина стало очевидно, что такого доступа хозяева консорциума будут лишены и в дальнейшем. Первым сигналом стало снятие брата Грицака с высокого поста в МВД и его отставка. Затем возникли конфликты с министром иностранных дел Грищенко, которого не устраивает паспортная монополия консорциума, и с министром АПК Присяжнюком, который отказался вводить новые голограммы в своем ведомстве. На близких к «ЕДАПСу» интернет-сайтах началась кампания по дискредитации этих весьма влиятельных политиков. Точно так же пренебрежительно «ЕДАПС» среагировал и на заявления Бродского, посчитав слова о дерегуляции и сокращении разрешительных процедур личной инициативой главы Госкомпредпринимательства.
Однако времена изменились — возможности для политического маневра и поиска более выгодной «крыши» для «ЕДАПСа» исчезли.
Сейчас государству необходимо думать, как восстановить эффективный контроль за производством документов строгой отчетности и защитных знаков. Очевидно, что одной отменой большинства голограмм ситуацию не исправить. Для решения проблемы не избежать целого ряда системных мер.
1. Следует сменить руководство на государственных предприятиях — полиграфкомбинате «Украина» и в Центре персонализации документов МВД Украины. Проводить реформы в данном секторе с сохранением всецело преданных «ЕДАПСу» руководителей невозможно.
2. Необходимо вывести из состава «ЕДАПС» Центр персонализации документов МВД. Ситуация абсурдна, когда частная компания управляет госпредприятием и создает таким образом искусственную монополию на рынке. Логичным шагом был вообще физический вывод Центра персонализации с территории «ЕДАПСа» в Бортничах на объект МВД. Предприятие занимает небольшие площади, технологии весьма просты. Центр персонализации отвечает за непосредственный процесс нанесения личных данных на документы. Это связано с доступом к закрытым базам данных и является одним из приоритетных вопросов государственной безопасности. Парадокс, но данная задача до сих решается на территории частного консорциума под охраной частной охранной фирмы!
3. Следует провести инвентаризацию государственной собственности, которая формально находится под контролем консорциума. Во многих предприятиях «ЕДАПСа» сохраняется значительная доля государственного участия. Так, в базовом СП «Голография» 10% акций принадлежат Национальной академии наук, а 50% акций предприятия «Знак» принадлежат Минфину и МВД. Хотелось бы знать, какие дивиденды получало государство за все предыдущие годы и получало ли вообще что-либо? Проводились ли хотя бы раз собрания акционеров? Участие государства предполагает законную возможность выяснить процесс ценообразования на услуги консорциума, пути распределения прибыли, непосредственное влияние на принятие хозяйственных решений. Пора бы государству начать управлять своим имуществом и приступить к реальному контролю «ЕДАПСа» изнутри консорциума.
4. С участием компетентных ведомств — Госспецсвязи, СБУ, МВД — разработать единую концепцию защиты документов строгой отчетности. Технические задания по разработке и защите таких документов должны ставить не отдельные чиновники в каждом отдельно взятом ведомстве, а государство, и эти требования должны быть едиными для всех. Только такие системные меры наведут порядок в этой сфере и позволят исключить коррупцию.
5. Требуется провести мониторинг законодательства и привести порядок использования электронных реестров и баз данных государства в соответствие с законами Украины. В настоящее время контроль государства за данной сферой утерян, и отрасль управляется на основании частных решений частных коммерческих структур, которые «кормятся» от отдельных министерств и ведомств, самостоятельно определяя себе правила игры, технические стандарты и правила функционирования.
6. Правительству следует составить исчерпывающий перечень документов строгой отчетности, которые предоставляются гражданам и закупаются бюджетом на платной основе. С указанием себестоимости и расчетом цены. Обоснование цены должно быть составной частью любого договора на закупку таких документов и открыто и официально опубликовано. Тогда станут невозможны аферы, ситуации с загранпаспортами, когда чиновники МВД заключили контракт с «ЕДАПСом», согласно которому при производстве загранпаспорта Украины 90% цены паспорта идет «ЕДАПСу» за использование одного-единственного защитного знака.
7. В рамках действующего законодательства о Национальной системе конфиденциальной связи, Закона «Об электронных документах и электронном документообороте», в рамках распоряжения Кабмина №752-р от 19.09.2007 «О создании информационно-телекоммуникационной системы «Финансы» государство должно в кратчайшие сроки создать программу действий в сфере защищенного документооборота. Всю ответственность за разработку технических заданий, стандарты и методику работы в данной сфере должны взять на себя соответствующие государственные структуры. Именно самоустранение компетентных государственных органов от контроля за деятельностью частных компаний привело к той запутанной и предельно коррумпированной схеме, которую взялся сейчас распутывать Кабмин Азарова.
Недопустима ситуация, когда вопросы государственной безопасности отдаются на откуп коммерческим структурам. Ситуация с «ЕДАПСом» будет решена только принятием комплекса системных мер. Если решение правительства по деятельности консорциума будет касаться всего лишь голограмм, но не затронет иные вопиющие случаи с другими более мелкими и менее шумными «едапсами», приватизировавшими государственный документооборот. Значит просто на смену одному «дракону» придут новые. И, вместо яркого примера борьбы с коррупцией и далеко идущей реформы, государство может получить просто банальный передел рынка в пользу другой частной структуры…