И встретившись
лицом с прохожим,
Ему бы в рожу наплевал,
Когда б желания того же
в его глазах не прочитал...
А. Блок
Прочь от Москвы. Даешь Европу?
Отношения с Российской Федерацией — системообразующий фактор украинской внешней и, что еще более важно, внутренней политики. Россия была и остается своеобразной точкой отсчета для украинской политической жизни, восприятие РФ и ее политики — истинный критерий разделения политических сил в нашей стране. И именно в этом частичное объяснение, казалось бы, экзотических альянсов между партией большого капитала и коммунистами — с одной стороны, и между либералами и националистами — с другой. Европейская стратегия, как и всякая правильно избранная большая стратегия, позволяет объединить различные политические лагеря: космополитов с националистами, либералов со сторонниками авторитаризма, всех, для кого Украина значит несколько больше, чем просто надпись на географической карте.
Что греха таить, многие украинцы поддерживают евроинтеграционный курс Киева не столько как самый быстрый способ модернизировать страну, сколько, скорее, как буквальную реализацию старого лозунга, выдвинутого украинским писателем и публицистом, кстати, русского происходжения, М.Хвылевым (Фитилевым), — "Прочь от Москвы! Даешь Европу!", часто делая акцент на первом предложении. Важно осознавать, что сегодня "Прочь от Москвы" не обязательно означает движение в "психологическую Европу" (концепт, разработанный во время "растрелянного Возрождения", о существовании которого многие евроинтеграторы — зеркальная копия борцов за Таможенный союз — и не подозревают). Развод с Россией может привести к достаточно продолжительному одиночеству в не самой уютной европейской квартире.
Евроинтеграция была и остается в том числе и способом выстроить отношения с Москвой, поместив их в более широкий, общеевропейский контекст, тем самым cкомпенсировав изначальное неравенство потенциалов двух стран.
При этом следует понимать, что ни подписание Соглашения об ассоциации, ни весьма нескорое возможное вступление в ЕС, и даже в НАТО, не завершат историю украинско-российских отношений, как бы этого некоторым и ни хотелось, а лишь откроют в них новую главу, вероятно, более интересную и не столь уныло повторяемую, как многие предыдущие.
Россия, как бы она ни называлась, и в каком обличье ни представала, была, есть и будет ключевым соседом Украины. Наши отношения — важный фактор стабильности и безопасности в Европе. Часто забывают, что Украина — весьма большая, по европейским меркам, страна. И если в нынешнем состоянии она неспособна продемонстрировать европейски-значимые успехи и достижения, то сгенерировать всеевропейские проблемы, да еще с бескорыстной помощью России, нам вполне по силам. Доказано в 2009-м. От способности Киева проводить целенаправленную, эффективную и последовательную политику по отношению к Москве зависит не только судьба Украины, но во многом — будущее Европы, во всяком случае, ее Восточной части.
На пути решения этой задачи — множество политических, экономических, культурных, институциональных и даже психологических препятствий. И одно из них — малая осведомленность не только украинского общества, но и политического класса о сегодняшней России и ее перспективах. Порой кажется, что РФ наряду с футболом и сексом прочно закрепилась в тройке лидеров среди тем, в которых в нашей стране разбираются все. Задача этой статьи сформулировать некий взгляд на сегодняшнюю Россию. По возможности реалистический, без излишнего восхищения и неплодотворной ненависти.
Цветущая сложность?
Прежде всего, немного статистики. Население России — 142,5 млн человек (девятое место в мире) — продолжает медленно уменьшаться, несмотря на бравурные заявления российских руководителей. Видимо, на демографические тренды сильнее влияют даже отдаленные последствия войн и катаклизмов, на которые правительства воздействовать не в состоянии, чем самые щедрые государственные дотации.
Средний возраст граждан РФ достиг 39 лет, российское население весьма пожилое по мировым меркам. А ожидаемая продолжительность жизни — около 70 лет (158-е место в мире). Этнических русских сегодня чуть меньше 80%. И хотя их процент постепенно падает, а доля мусульман в населении России медленно, но неуклонно растет, сегодня ситуация несравнима с показателями СССР и даже поздней Российской империи.
ВВП России по паритету покупательной способности превысил в 2012 г. 2,5 трлн долл., что вывело экономику РФ на седьмое место в мире и на второе, после Германии, в Европе. Точно так же было в конце 1930-х гг. Несколько хуже ситуация с ВВП на душу населения — 17700 долл. — 76-е место в мире. Однако, это не так уж и плохо, чуть хуже Латвии и процентов на десять лучше, чем у Турции. Такой себе крепкий середнячок. На этом фоне 7600 долл. на каждого украинца выглядят более чем блекло. И не стоит сразу напоминать об углеводородах — даже у социалистической Кубы "подушевой" ВВП превысил 10 тыс. долл.
Экономика России до последнего времени росла с достаточно высоким темпом, однако не очень хорошо развивалась. Россия занимает первое место в мире по добыче нефти (недавно обогнав Саудовскую Аравию), более 50% ее бюджета составляют доходы от продажи углеводородов. Еще на заре путинской эры ситуация с диверсификацией экономики была гораздо лучше. В 2001 г. только 20% российского бюджета формировалось нефтяниками и газовщиками. И хотя до арабских нефтяных монархий еще далеко, неоспоримо, что топливно-энергетический комплекс превратился в становой хребет России, залог ее могущества.
В экономике страны существенную роль и сейчас играет промышленность, в том числе военно-промышленный комплекс. По сравнению с советскими временами, существенно улучшилась ситуация в сельском хозяйстве. Во времена президентства Д.Медведева много говорилось о высокотехнологических производствах, была развернута амбициозная программа "Сколково". И хотя ее успешность под большим вопросом, а ученые не только не возвращаются в Россию, но продолжают уезжать из нее, показателен сам факт попытки развивать производства на основе новых технологических укладов.
Несмотря на высокий индекс Джини (соотношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных) — 41,7 (в 2001 г. — 39,1), социальная ситуация в стране достаточно стабильна. Четыре России (по социологу Наталье Зубаревич) — Россия больших городов, Россия средних промышленных городов, Россия сел и Россия Северного Кавказа, Тывы и т.д. — достаточно спокойно сосуществуют друг с другом. В стране возник богатый и многочисленный средний класс, заявивший о своих политических амбициях. Правительству РФ удалось провести ряд непопулярных социальных реформ, на которые никак не могут решиться в Украине.
Прижата региональная фронда. За исключением Чечни и, возможно, других республик Северного Кавказа, Москва уверенно контролирует ситуацию в субъектах федерации. Президент одним росчерком пера может отправить в отставку самых мощных региональных лидеров. И это работает.
В последние месяцы Кремль развернул наступление на коррумпированные региональные элиты Дагестана, пытаясь усилить свое влияние в ключевой северокавказской республике. По некоторым оценкам, речь идет о введении модели прямого правления, простой, но очень затратной, взамен классической колониальной модели управления через лояльные элиты, играющие роль посредников. Удастся ли эта попытка, по крайней мере, третья в истории Российской империи, — говорить сложно, хотя все предыдущие (конец XIX века и 1980-е) заканчивались крахом системы.
После протестов 2011— 2012 гг. В.Путин, умело используя кнут и пряник, сумел овладеть ситуацией и, опершись на консервативное большинство населения, прежде всего бюджетников и другие общественные слои, зависимые от государства, восстановил управляемость общественно-политическими процессами в России. Легитимность существующей власти осталась под вопросом, что привело к отказу от модели "управляемой демократии" и ужесточению охранительных мер. Однако разномастная оппозиция расколота, не имеет в своих рядах сильных политических фигур общегосударственного масштаба и не представляет прямую и непосредственную угрозу политическому режиму. В конце концов, Советский Союз просуществовал 73 года при гораздо меньшей легитимности власти. Правда, и репрессии, и идеологический прессинг были гораздо интенсивнее.
Набравшие силу в 2012—2013 гг. кампании по "национализации элит" (законодательный запрет для лиц, занятых в публичном секторе, прежде всего чиновников, депутатов разных уровней, мэров и некоторых других, на владение зарубежными активами), по борьбе с иностранным влиянием (в частности, новое законодательство об иностранных агентах, более жесткие формулировки в уголовном кодексе относительно государственной измены), по борьбе с коррупцией, ужесточение регулирования публичных мероприятий и т.д. подвели черту под "излишними вольностями" предыдущих десятилетий. Российский авторитарный политический режим окончательно приобрел четкий бонапартистский характер с усиливающейся тенденцией к закрытости по отношению к внешнему миру.
При этом неформальные властные сети, иногда называемые "системой" (А.Леденева и др.), не только не утратили свое значение истинной основы режима, но еще более укрепили свое положение. Неэффективность государственных институтов остается важнейшей проблемой России, впрочем, их во многом фасадная роль несколько компенсирует эту проблему. То же и с коррупцией, превратившейся из девиации в норму, сокращающую транзакционные издержки. Российский бизнес, надежно усмиренный еще в первый президентский срок В.Путина, сохраняет свое несколько двусмысленное положение верного слуги-хозяина Кремля, важного инструмента осуществления его внешнеполитических интересов.
За годы правления В.Путина Россия существенно усилила свои позиции в мире в качестве региональной великой державы с определенными глобальными интересами и амбициями. РФ играет важную роль в работе Совета безопасности ООН, активно участвует в деятельности формирующихся институтов глобального управления, в том числе Большой двадцатки, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества. Сформирован механизм взаимодействия с КНР, достаточно удобный для обеих сторон — Москва публично лидирует, а Китай обеспечивает реализацию своих интересов, не входя в ненужные конфликты с Западом. Российская поддержка — ключевой ресурс сохранения режима Башара Асада в Сирии, который вынуждены учитывать ведущие мировые державы.
Своеобразно понимаемые инструменты мягкой силы — сегодня писк российской внешнеполитической моды. Бюджет Россотрудничества достиг 9,5 млрд руб. (более 300 млн долл.), еще свыше 500 млн долл. будет потрачено на программы помощи зарубежным странам, прежде всего странам СНГ. Москва вкладывает гигантские средства в развитие системы международной пропаганды — канал Russia today стал важным игроком на мировом рынке телевизионных новостей, прежде всего в странах Ближнего Востока.
Кремль провозгласил и настойчиво реализует амбициозный проект евроазиатской интеграции. Впервые за 22 года, прошедшие с распада СССР, получены вполне осязаемые результаты в виде работающего Таможенного союза. Цена, эффективность и надежность этих достижений, безусловно, —уже другой вопрос.
Сформирована идеологическая основа новой версии Государства Российского, основанная на своеобразной смеси имперских и советских (читай сталинских) великодержавных идеалов. Насаждение православной обрядности (а РПЦ надежно заняла место почти государственной церкви) соседствует с прославлением успехов сталинской индустриализации.
Характерно, что русское православие, приобретя характер официальной национальной религии, утратило свои изначальные универсалистские интенции. Ситуация в российском Исламе остается сложной, очевидно одно: влияние религиозной оппозиции, исламских радикалов постепенно растет не только на Кавказе, но и в Поволжских республиках. Определенную роль, в том числе и в элитах, прежде всего силовых, играют разномастные языческие культы.
День Победы, окончательно превратившийся в основной идеологический праздник РФ, скоро должен быть дополнен пышным отмечанием участия Российской империи в Великой войне 1914–1918 гг. Культ невинно убиенного мученика Николая II "органически" сосуществует с иконами "святого" И.Сталина. Телевизионные сериалы переполнены мудрыми чекистами, бравыми белогвардейскими офицерами, самоотверженными и честными полицейскими. В который раз переписана история — сегодня Россия великая и исключительно благородная страна, окруженная жестокими врагами, и прежде всего — коварным Западом.
Большинство населения вновь, как и раньше, гордится своей страной и ее успехами. Русские опять самые храбрые, умные, сильные, успешные, в конце концов. Нет только самоиронии и трезвой оценки, но, как известно, официальная Россия этим никогда не славилась. Что ж, от вакханалии надрывного самобичевания 1990-х маятник вновь занесло в обратную сторону. Хуже то, что объединяющими для российского общества стали, похоже, идеи реванша и ксенофобии. Однако и это лечится. Главное, чтобы цена лекарства не оказалась запредельной для соседей России, да и для нее самой.
И хотя военная реформа приостановлена, однако Россия существенно продвинулась в демонтаже инфраструктуры армии индустриального типа, заложены основы для построения системы обеспечения военной безопасности в принципиально новых условиях. Запущена масштабная программа перевооружения российских вооруженных сил: за 10 лет планируется потратить более 800 млрд долл. Кремль готовится к широкомасштабным конфликтам.
Почти за 20 лет кавказских войн наработан богатый опыт борьбы с повстанческим движением и терроризмом. В полном объеме восстановлена и активно действует система политического сыска. Совершенствуется система мониторинга телекоммуникаций и Интернета. Согласно публичным заявлениям представителей американских и европейских спецслужб, интенсивность разведывательной деятельности России в странах Запада сопоставима с периодом "холодной войны". Возможности россиян в странах СНГ, в том числе и Украине, сложно переоценить. И широко известный случай с Л.Развозжаевым — самое яркое проявление нынешней ситуации.
Реформа полиции во многом носила имитационный характер, коррумпированность и неэффективность правоохранительных органов России остаются, скорее, предметом анекдотов, чем восхищения граждан. Судебная система… ну об этом ниже. Впрочем, когда в российской истории было по-другому?
Таким образом, Российская Федерация преодолела последствия трансформационного кризиса 1980-х —1990-х и вышла на определенную траекторию развития. Нынешняя РФ — совсем другая страна, нежели в 1990-е.
Достигнутый при этом уровень жизни в России, пожалуй, самый высокий в ее истории. Никогда еще россияне не жили в таком достатке и в таком, пусть постепенно сужающемся, но все еще достаточно широком поле личной свободы. До последнего времени путинский режим действовал по принципу: "Живи и давай жить другим". Однако времена меняются.
В тени недоучившегося ксендза
Для более глубокого понимания современной России и ее перспектив следует сделать небольшой исторический экскурс. Российские и международные эксперты часто переоценивают радикальность реформ конца 1980-х — начала 2000-х гг., как, впрочем, и действительно кардинальных трансформаций начала XX века. Некоторые вполне серьезно говорят о новой России.
Принципиально важно понимать, что на самом деле существует глубочайшая преемственность современной Российской Федерации к Советскому Союзу. По сути, РФ во многом соответствует образу "желаемого будущего", сформулированному в начале 1980-х в "прогрессивных кругах советской силовой и государственной бюрократии" и лояльной "либеральной интеллигенции". Несколько утрируя, можно говорить об успехе "андроповского проекта". Речь, конечно же, не о реальном Юрии Владимировиче, бывшем несгибаемым сторонником несколько модернизированных сталинских методов управления страной (еще не все забыли борьбу за трудовую дисциплину, вылившуюся в облавы в кинотеатрах и парикмахерских), а о фольклорном "либеральном шефе КГБ", покровителе либеральных консультантов ЦК, любителе виски, джаза и сочинителе своеобразных аматорских стихов.
Именно тогда, в начале 1980-х, в Москве и Ленинграде на неформальных семинарах и в дискуссионных клубах были разработаны многие идеи, определяющие лицо сегодняшней России, а в какой-то мере — и других бывших республик СССР. Конечно, вряд ли можно найти объяснение этому в заговоре КГБ СССР в стиле "завещания А.Шелепина" (А.Голицын) или "операции "Голгофа" (М.Любимов), хотя куда ж в России без заговоров, их было, да и сейчас, на восточноевропейских просторах предостаточно. Сам факт активной коллективной интеллектуальной работы в брежневском СССР свидетельствует о каком-то участии спецслужб. Впрочем, принятие или отказ от конспирологической гипотезы не слишком влияет на итоговые выводы.
Ситуация и проще, и сложнее одновременно. Люди, мыслящие одинаково, могут действовать достаточно слаженно и без руководящего центра. Идея, овладевшая массами, — материальная сила. Эту фразу В.Ленина почему-то часто забывают на просторах бывшего СССР. А такая идея в России как раз была, да и есть сегодня. Имя ей — великая Россия, стремление к которой объединяло элиты и народные массы, даже М.Горбачев и Б.Ельцин в этом были вполне согласны друг с другом, впрочем, как и во многом другом также.
Народный, да и элитный консенсус в России времен позднего застоя — "так жить нельзя", "это" ведет к краху (а данное ощущение разделяли и сантехники, и офицеры КГБ, и партработники, и даже начальник генерального штаба ВС СССР Н.Огарков) — сформировал общественный запрос на идеи модернизации империи, ее встраивания в Западную цивилизацию, пусть и в обмен на некоторые позиции и активы. Априори предполагалось, что будущее принадлежит не просто большим, а очень большим интеграционным проектам. Во многом эти идеи, разделяемые большинством российской элиты, в том числе и интеллектуальной, а не столько жажда свободы, вызвали к жизни Перестройку, начавшуюся с Ускорения научно-технического прогресса.
На модернизацию империи работал как Е.Гайдар и молодые либералы, будущие "системные либералы", так и "просвещенные консерваторы". Поэтому в критическом 1992 г. ассигновались громадные деньги на базу радиослежения в Лурдесе (Куба), другие дорогостоящие военные и разведывательные программы, что в свое время так удивило А.Илларионова. Представляется, что он совершенно прав, когда заявляет, что "реформы Гайдара были бюрократически-номенклатурными по своему характеру и интервенционистскими по сути <...>, способствовавшими появлению нынешнего российского политического режима". Думается только, что слово "способствовавшими" стоит заменить словосочетанием "имевшими целью".
И пусть все пошло не совсем так, как мечталось — исполнители не хватали звезд с небес, ситуацией воспользовались бывшие сателлиты, вступившие в НАТО и ЕС, республики отбежали слишком далеко, уж очень много потребовалось времени на возвращение в берега людского моря, размечтавшегося о свободе, однако к середине 2000-х цель оказалась достигнута. Номенклатура обрела собственность, Россия избавилась от балласта изжившей себя коммунистической идеологии и начала возвращать свои позиции.
Путем побед и одолений
Однако это только половина правды. Не менее важно то, что Запад не оценил рвение и щедрость российских элит и отказался от предложения об интеграции России или с Россией на ее условиях. США и европейцы хотели, во-первых, демонтажа силового потенциала бывшей сверхдержавы, а во-вторых, переустройства социального уклада по западным принципам. Это категорически противоречило самой сути намерений российских реформаторов.
Парижская декларация 1990 г. осталась на бумаге, проект "общего европейского дома", бывший центральным для советской стратегической мысли с конца 1960-х (А.Сахаров, конвергенция — именно об этом), провалился, и это постепенно становилось все более очевидным, начиная со второй половины 1990-х.
Этот провал — основная причина вчерашних, да и во многом сегодняшних надрывных российских заявлений по поводу "вставания с колен". Такое себе своеобразное "не очень-то и хотелось". Правящие российские элиты активно искали выход. Пожалуй, первым по времени вариантом был стратегический треугольник Россия—Индия —Китай, активно продвигаемый Е.Примаковым в его бытность министром иностранных дел и премьер-министром РФ. Ощутимый антизападный привкус был далеко не лучшей рекомендацией в мире, где очевидно доминировали США, а глубокие противоречия между Пекином и Нью-Дели окончательно похоронили этот проект. В каком-то смысле он продолжает жизнь после смерти в виде БРИКС — форума четырех, а сегодня пяти, ведущих незападных держав, идея, точнее аббревиатура, которого была предложена американским экономистом Дж.О'Нилом в 2001 г.
Следующей стратегической альтернативой стала идея "энергетической сверхдержавы". Во второй половине 2000-х казалось, что Россия наконец-то нашла свое место в мире, и ее будущее не омрачено ничем. Газовые войны с Украиной только подчеркивали величие энергетической империи. Однако сланцевая революция, диверсификация поставок в Европу, энергосбережение кардинально изменили ситуацию в начале 2010 г. Энергетический проект завершается на наших глазах. Газпром еще очень силен, потоки еще строятся, А.Миллер еще не удалился в Миллергоф, но 90 млрд долл. капитализации — это далеко не 1 трлн долл., планировавшихся еще совсем недавно.
Что же в сухом остатке? Сегодняшняя Россия, даже если ей удастся прирасти Украиной, Беларусью и Казахстаном, что, мягко говоря, не гарантировано, слишком мала для отдельного мирового полюса. Отдельное спасибо за это товарищу Сталину и другим верным ленинцам, спалившим в топке мировой революции и великих войн десятки миллионов граждан и социальный капитал общества. Даже население всех четырех стран уже через четыре—пять лет будет меньше, чем у Бразилии, не говоря уже о США, ЕС, Китае и Индии.
С уровнем развития все так же далеко не радужно. Технологии устаревшие, инфраструктура тоже. Государственные институты, коррупция и инвестиционный климат, увы, не трансформируются по мановению волшебной палочки и даже президентским указом. Международная привлекательность низка, а в Кремле почему-то считают, что пропаганда сработает, и истинное лицо путинской России не проступит под плотным слоем пиаровской косметики.
Все эти реалии, в общем-то, признает и В.Путин, отводя будущему Евразийскому Союзу место моста между развитой Европой и поднимающейся Азией. Известно, что мосты связывают центры, но сами очень редко становятся таковыми, какие бы красивые флаги ни развивались на них. Скорее, евразийская интеграция — это проект по консолидации активов в процессе предпродажной подготовки корпорации "Россия".
К этому же разряду следует отнести и, безусловно, интересные арктические проекты, в том числе и проект Северного морского пути. Они вне сомнения перспективны, но не являются, как и любые транзитные проекты, достаточными для поддержания существования отдельного глобального полюса, хотя, повторимся, могут быть чрезвычайно успешны в одной из версий глобализации.
Китайский вариант более реалистичен. Отношения с Поднебесной развиваются по восходящей. Первый зарубежный визит председателя КНР Си Цзиньпина после его избрания на новый пост состоялся именно в Москву в конце марта, в Вашингтон же он поехал лишь в начале июня. Активно развивается сотрудничество, прежде всего в энергетической сфере. Китай продолжает закупать российское оружие. Достаточно успешно функционирует Шанхайская организация сотрудничества — важнейший механизм поддержания стабильности в Азии.
Однако отношения России с Китаем быстро приобретают все более ассиметричный характер. ВВП Китая (12,38 трлн долл.) примерно в пять раз выше российского, и эта пропасть стремительно увеличивается (в 2008 г. разрыв составлял всего три раза). Российский медведь быстро превращается в сырьевой придаток для китайского дракона. Не все ладно и с человеческим потенциалом. Еще в 1950-х западные дипломаты, сравнивая Чжоу Эньлая с Н. Хрущевым, выражали сомнение в устойчивости советского превосходства. Сегодня говорить об интеллектуальном лидерстве Москвы по отношению к Пекину сложно даже для россиян.
И еще. П. Чаадаев писал о двух российских ориентирах — Европе и Китае. Отказ от западного вектора, доминировавшего последние лет 300 (а роль младшего партнера Китая будет в перспективе означать именно это), окончательно перенаправит Россию на Восток, приведет к существенной перестройке общественных отношений внутри страны, вероятно более глубокой, нежели чем даже в случае принятия европейских правил игры. Да и вопрос об отторгнутых от Китая во второй половине XIX столетия территориях снят в Пекине с повестки дня, но не забыт.
Интеграция в Европу или с Европой (а для России сближение с Западом — это все же, в первую очередь, сближение с Евросоюзом), как уже отмечалось, означает признание европейских ценностей не на словах, а на деле, а поэтому равнозначно концу кремлевского режима и связанных с ним элит. Соответственно, эта опция снята с рассмотрения до лучших времен, хотя, что будет завтра, не знает никто.
Таким образом, можно констатировать определенную исчерпанность долговременных международных возможностей России. Страна, по большому счету, оказалась в стратегическом тупике и нуждается в глубоком переосмыслении своего положения в мире и нахождении новых ответов на очень старые вопросы. Да, одинокая держава (Л.Шевцова) суверенна. И что дальше? А заклинаниями про русское величие делу не поможешь, эта магия не работает уже очень давно.
Так оно и есть, словно встарь
Внутренняя ситуация в России типологически та же, тупиковая. Курские судебные эксперты, признавшие в 2009 г. лозунг "Долой самодержавие и престолонаследие!" призывом к насильственному свержению государственной власти в РФ, в принципе, правы. Почти через 100 лет после российских революций внутриполитическая повестка дня в целом все та же, а именно:
— завершение процесса преобразования Российской империи в национальное государство (и хотя проблемы Центральной Азии и Южного Кавказа существенно утратили актуальность в силу ухода России с их территорий, Кавказская война опять заявила о себе);
— превращение мнимого конституционализма в реальный, иными словами, ликвидация русской системы (Ю.Пивоваров, А.Фурсов) и построение функционирующего демократического государства.
К старым проблемам добавились и новые, в первую очередь, фактическая недееспособность судебной системы, казалось бы, избытая в ходе Великих реформ 1860-х. Вряд ли Басманный суд города Москвы сегодня оправдал бы террористку В.Засулич. Не менее важна и более широкая проблема гарантий прав человека, в том числе и на частную собственность, защищенность которой — залог успешного экономического развития.
В совокупности — это неутешительный результат XX столетия, когда Россия испробовала три варианта авторитарной системы разной жесткости и два варианта анархической смуты разной интенсивности и продолжительности. XX век стал как бы потерянным столетием для России, несмотря на ужасные жертвы, принесенные на алтарь модернизации. Жертвы, подорвавшие потенциал России и ее соседей, возможно, не навсегда, но точно на очень долгое время.
Сегодня, как и 100 лет назад, российский правитель и элита ищут ответы на общественные вызовы в обращении к деспотическому московитскому наследию, важнейшую роль в котором играет идея о мистическом единстве монарха и простого народа. Тут Владимир Путин наследует двух Николаев. Рецепты К.Леонтьева и К.Победоносцева, в немалой степени приблизившие революции 1905–1917 гг, опять востребованы в Кремле, причем в упрощенно-опошленном варианте. Не случайно в России сильны эмиграционные настроения, вновь появились невозвращенцы, в том числе и довольно заметные. Опять активно поговаривают о внутренней эмиграции.
Вновь нагнетается шовинистический угар и антизападные настроения, которыми нынешние правители всерьез рассчитывают управлять, хотя, как свидетельствует история, в критической ситуации элита вынуждена следовать настроениям ура-патриотических масс. И это серьезная угроза международной безопасности.
Для украинцев в особенности интересно, что в Москве вернулись к концепции триединого русского народа (состоящего из трех народностей — великороссов, малороссов и белорусов), отрицающей существование украинцев как отдельной нации. Что же, если возвращаться на столетие назад, то во всем.
В авторитарных системах особое значение имеет личность правителя. От его психологического состояния, способности адекватно оценивать текущую ситуацию зависит очень многое. И, увы, амфоры, стерхи и развод — далеко не лучшие симптомы…
Так было, так будет?
Однако нет худа без добра. Реакция — время для переосмысления, время не действий, а напряженной интеллектуальной работы. Эпоха телевизионных мудрецов и полубезумных пророков, православных социологов, прорицателей по вызову и философов Гипербореи сейчас в разгаре. Однако есть и достаточно трезвые голоса, и люди, которые все понимают. При информационной открытости и прозрачных для знаний границ российское общество не может бесконечно пребывать в дикости, довольствуясь ошметками социально-политических идей столетней и более давности.
Что придет на смену? Сказать сегодня сложно. Ясно одно: записные либералы и либертианцы, страстные борцы с режимом, осознанно или нет — неважно, главное, что с огоньком и успехом играющие роль защитников его самых важных акций и изощренных адвокатов ФСБ РФ, уйдут. Слишком связаны они с сегодняшним Кремлем, иногда даже родственно и семейно, слишком презирают "анчоусов" (большинство населения России) и, что важнее, не стыдятся это публично демонстрировать, слишком они надменны. Впрочем, украинцам это хорошо известно, многие российские либералы активно подрабатывают в Украине, презирая ее "пипл" еще сильнее, чем российский. В целом, сегодняшняя либеральная тусовка — плоть от плоти постсоветской власти и вряд ли переживет ее.
В России идет интенсивный процесс формирования новых левых, и С.Удальцов с компанией — это только начало. Красное столетие не могло не оставить наследников. Большие перспективы у националистов, если они сумеют не утонуть в имперском болоте и устоять перед соблазном национал-социализма.
Суммируя, можно утверждать, что нынешняя российская модель стратегически бесперспективна. Режим, ставящий на низменные человеческие инстинкты, на страх, лживость и лицемерие, воспевающий человека труда и верящий в социал-дарвинизм, оправдывающий преступления своих предшественников и гордящийся ими, пытающийся продлить время и не предлагающий перспектив развития — рано или поздно уйдет. Будет еще много хаотичных телодвижений, возможно, возродится монархия, будут внешнеполитические авантюры, победы и поражения, кризисы и успехи, но время реакции не вечно. Повторимся, вопрос не в том, что постсоветская система в России обречена. В этом как раз нет сомнений. Все дело во времени и в цене, которую заплатят россияне, да и мы, украинцы, за ее неминуемый уход.
Через несколько лет грядут большие изменения — в среднесрочной перспективе Россия выберет свое будущее. Дверь к европейской эволюции России не закрыта, несмотря на все попытки Кремля поскорее ее захлопнуть. Охранители пытаются продлить век системы за счет повышения ее хрупкости и увеличения вероятности революционного сценария.
Есть и вариант большой крови (в начале XX века тоже не верили, что в цивилизованной Европе возможны ужасы двух мировых войн), и повседневность младшего брата великого китайского народа "День опричника" описана далеко не самым худшим российским писателем, и многие другие варианты возможны. Даже структурированная анархия быковского "ЖД" полностью не исключена.
Впрочем, и это самое главное, надежда на европеизацию России еще жива. Именно этот последний, хотя не самый вероятный, вариант отвечает высшим национальным интересам Украины, которая как никакая другая страна в мире заинтересована в мирной, демократической, преуспевающей, европейской РФ. Нам тоже нужна по-настоящему великая Россия.