Суровые будни президентской кампании предсказуемо отражаются на лексике претендентов на высокий пост. И критикой "неправильных" или "бездарных" решений ограничиваются не все кандидаты. Некоторых неумолимо тянет переходить на личности, не особо стесняясь в выборе выражений.

"Высокий" уровень политической дискуссии знаком Украине уже давно. Сильные страны сей редко упускают возможность заочно или непосредственно обменяться эпитетами в рамках митингов, пресс-конференций и политических ток-шоу. Да и парламент или заседания Кабмина и СНБО зачастую выступают неплохой трибуной для желающих ею воспользоваться. И количество таких желающих закономерно увеличивается с приближением выборов.

Несмотря на то, что любая избирательная кампания, судя по ее накалу, воспринимается украинским политикумом как самый трудный последний бой, наибольшего размаха предвыборный лексикон достигает в рамках именно президентской гонки. Лучшего повода оценить профессиональные, интеллектуальные и моральные качества соперников, по всей видимости, большинство политиков не ищут. Но при всей рациональности такого подхода, с этической точки зрения ситуация обычно оставляет желать лучшего.

За несколько месяцев активной борьбы за трон украинские избиратели получили возможность познакомиться с широчайшим спектром высказываний желающих занять президентское кресло. От антисемитских выпадов одиозного мэра Ужгорода Сергея Ратушняка в адрес Арсения Яценюка до безадресного героизма спикера парламента (фраза Владимира Литвина "Выведите меня на площадь и расстреляйте, если вам от этого станет легче" рискует запомниться надолго). От пламенных "антиолигархических" речей Петра Симоненко до строгого обещания Арсения Яценюка "закрутить гайки". От обещаний Инны Богословской устроить драку с Юлией Тимошенко до поэтичных сравнений Виктора Януковича, который не упускает возможности заверить, что члены правительства "как зайцы, мыши в норах - сидят и трясутся"… Но чаще всего яркие спичи последнего времени принадлежат авторству двух политиков. Наиболее немилосердно жгут оппонентов глаголом нынешние премьер и президент, хотя оппозиция, возглавляемая Виктором Януковичем, прославившимся в 2004 году репликами о "коте Леопольде" и прочих "козлах", тоже не безмолвствует.

Большинство кандидатов свои риторические усилия распределяют по разным "корзинам" – дабы никто не ушел обиженным (исключая отдельные случаи целенаправленной работы против конкретного объекта приложения усилий). Причем во многих случаях ведущим "дешевым и сердитым" методом считается обобщенная критика – "антинародного режима", "олигархической клики", "бездарной власти" и тому подобных собирательных понятий. Но первые лица государства обычно на этом "фоне" выделяются: "распыление" – не их метод.

Длительное время главной сферой приложения "глагола" для премьер-министра оставались действия президентского лагеря. Потому намеки, вроде "Страна нормальная, просто, не совсем нормальным людям там наверху досталась" удивления не вызывали. Со временем диапазон несколько расширился: в число генеральных линий БЮТ вошла идея о непременном сговоре между двумя Викторами, что повлекло за собой изменение концепции. Промежуточным результатом стали высказывания, подобные реакции премьера на подписание Виктором Ющенко закона о повышении "минималки". "Это напоминает ситуацию, когда террористы хотят уничтожить мирное население и вкладывают бомбу в игрушки и подбрасывают их детям. Так же сделали Ющенко с Януковичем с законом о повышении социальных стандартов", - живописала чужое коварство глава правительства. Хотя, персонально президенту тоже "доставалось", особенно, когда вето на "антигриппозном" миллиарде способствовало укреплению премьера во мнении о том, что гарант лично отвечает "за каждого человека, который болеет или гибнет".

С приближением выборов тактика "двойного удара" отошла на второй план. Как уже отмечали "Подробности", в последнее время словесным атакам Юлии Тимошенко чаще всего подвергается ее возможный партнер по второму туру. С конца ноября именно Виктор Янукович стал объектом номер один. "Нужно действительно иметь очень богатую фантазию, чтобы человека, который дважды сидел в тюрьме, дважды с перепугу сам сдал пост премьера и один раз - президента, назвать везучим", - нелицеприятно оценила удачливость соперника Юлия Владимировна. А дальше риторика "покатилась" по проверенной "лыжне". "Для меня является абсолютно решенным, что человек без образования, без видения, абсолютно не понимая, как он очутился у власти, не зная, как организовать минимальные организационные процессы - он как обезьяна, знаете, иногда банан зажимает в руке, а там гильотина…", - так хорошо чувствующая "логику всех процессов современности" премьер поясняла, кто ей не конкурент. К середине декабря атака против основного конкурента развернулась на всех фронтах: от воспоминаний о криминальной юности до оценки его действий на посту премьера. "Когда Януковича внесли в 2007 году и он стал премьер-министром, то думали, что он изменился. Да не изменился он, но, когда пришел, забрал шельф Черного моря, 1240 гектаров исторической резиденции, забрал энергетические компании, генерирующие электроэнергию. На год его пустили. Это шашель какой-то", - не спешит отказываться от ярких сравнений глава правительства. Впрочем, красноречивостью Юлия Тимошенко славится еще с глубоко оппозиционных времен.

Стилистический уровень риторических упражнений многих политиков (в частности – тех же Виктора Януковича и Юлии Тимошенко) – общеизвестен и предсказуем. А вот глава государства в последнее время продолжает удивлять. Тяга к резким формулировкам у Виктора Ющенко "прорезается" время от времени уже давно. Чего только стоят "морда журналистская" или "киллер нанятый" зари его президентства, не говоря уже о более свежем примере "юмора", который вызвал непонимание молдавской общины. Чем серьезнее осложнялась политическая ситуация вокруг президента, тем более афористичной становилась его речь (так, и Виктор Балога оказался "сантехником" и несознательные "нунсовцы" нашлись на "помойке"). Но главным вдохновителем Виктора Ющенко остается премьер, хотя последний объект ее "любви" тоже получает свою долю "комплиментов" за компанию.

Одним из самых громких "звоночков" перехода главы государства на лексику, не приличествующую его уровню, могут служить слухи о февральском закрытом заседании СНБО, посвященном газовым вопросам. "Голубое топливо", по сообщениям присутствующих, в устах президента обрело эпитет "вонючее". Но главным объектом жесткой критики оказалась Юлия Тимошенко. "У вас все держится на взятках! И если не заплатите своим партнерам в Верховной раде, если они не купят себе очередной "Лексус", то они к вам, простите, жопой повернутся!", - такая экспрессивность гаранта стала причиной судебного иска, который должен был выяснить, какие слова не рекомендуется употреблять главному политику государства. Но рассекретить стенограмму заседания СНБО отказался, а президент поближе к выборам начал "склонять" неугодную претендентку на его кресло направо и налево.

Заметная часть обвинений Виктора Ющенко в адрес Юлии Тимошенко выглядели бы вполне обоснованными, если бы не уровень эмоциональности и подбор лексических средств. Концепции "Тимошенко и есть кризис", стабильно придерживается и оппозиция, и все же риторические упражнения президента порой выглядят куда более впечатляюще. "Политика, которая заключается в том, что можно ничего не делать, набраться, простите, как сучка блох, кредитов…", - после акта приклеивания ярлыка "бомжа" речь президента становится все ярче и ярче. В БЮТ эту спорную словоохотливость пытаются использовать в свою пользу, даже в невежливости президента видя рекламу Виктора Януковича (последний, например, по словам его окружения не планирует дебатировать с Юлией Тимошенко, потому что не хочет опускаться до "ее уровня"). "Эту лексику использует человек, который патологически любит рассказывать о морали и порядочности. Цель этих разговоров - привести после себя на президентство человека, на фоне которого Ющенко будет выглядеть изысканным интеллектуалом и реформатором. Фамилия этого человека – Янукович", - увидел еще одно проявление заговора нардеп-"бютовец" Александр Сочка. Вера премьерской силы в удобную теорию заговора – вопрос их приоритетов. Но кое в чем с правотой критиков президента трудно спорить. Действительно, в 2004 году Виктор Ющенко пришел к власти, в том числе и на волне протестных настроений, вызванных нежеланием видеть во главе государства Виктора Януковича. На фоне своего оппонента, не слишком стесняющегося в выражениях, нынешний президент мог показаться и более сдержанным, и более интеллигентным. Спустя пять лет разница между стандартами политического поведения сгладилась насколько, что порой сравнение оказывается явно не в пользу гаранта. И правило "С волками жить – по-волчьи выть" тут едва ли срабатывает. В силах именно политиков (а в случае их неспособности – избирателей, делегирующих во власть новое поколение) сделать так, чтобы их среда обитания перестала походить на гибрид базара и канализационного коллектора (правда, словом "дерьмо" в публичных высказывания злоупотребляет Виктор Янукович). Только для этого нужно отказаться от практики "мочить" (у Владимира Путина знаковую фразу позаимствовала уже премьер) соперника любыми средствами, в том числе и лексическими. Но вежливость, как и отказ от перехода на личности, у многих власть имущих пока не в чести.