На днях «Укрнафта» может приступить к свободной реализации газа собственной добычи. Использование такой возможности превращает эту компанию в крупнейшего игрока на отечественном рынке, а заодно решает стратегические проблемы Игоря Коломойского, чьи отношения с властью в стадии острого конфликта.
Отвлекающий маневр
Последние две недели участники энергорынка были заворожены событиями сразу на двух ключевых предприятиях нефтяного сектора — «Укртранснафте» и «Укрнафте». Первая стала ньюсмейкером 19 марта, когда в ее центральный офис прибыло спецподразделение «Альфа», обеспечивавшее доступ в здание новому руководителю компании Юрию Мирошнику. Изначально планировалось, что он будет занимать кресло главы «Укртранснафты» только на период проверки ее хозяйственной деятельности. Но в тот же день это решение было пересмотрено. Об этом стало известно от днепропетровского экс-губернатора Игоря Коломойского, который по итогам встречи с Президентом Петром Порошенко сообщил о достигнутом компромиссе: «Ревизией на «Укртранснафте» будет руководить не Мирошник, а «независимая компания-аудитор», при этом результаты проверки никак не повлияют на увольнение с должности руководителя структуры приватовца Александра Лазорко».
Казалось бы, на этом конфликт был исчерпан. Но спустя несколько дней масла в огонь подлили сами днепропетровцы: вокруг входа в здание «Укрнафты» вырос четырехметровый металлический забор. Формально ситуация выглядела так, будто «Приват» работал на упреждение событий в «Укрнафте» по сценарию «Укртатнафты». Но на самом деле «боевые действия» вокруг нефтедобывающей компании можно считать всего лишь дымовой завесой. Речь идет о праве свободного распоряжения газом собственной добычи, которое «Укрнафта» получила в середине марта. Эта стало возможным благодаря решению Высшего хозяйственного суда Украины, отменившего постановление Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) №1177 от 13 сентября 2012 года «Об утверждении порядка формирования, расчетов и установления цен на природный газ добывающих его субъектов хоздеятельности».
Причиной денонсации этого постановления стало то, что им регулятор установил ограничения, не предусмотренные законодательством. «В соответствии с Законом «О ценах и ценообразовании» государственные регулируемые тарифы должны быть экономически обоснованными (обеспечивать соответствие цены на товар затратам на его производство, реализацию и прибыль от его продажи). В то время как постановление №1177 нарушает эту норму», — говорится в мотивировочной части судебного решения.
Это заключение можно считать основанием для революционных событий на газовом рынке. Ведь ныне отмененное постановление НКРЭКУ, по сути, являлось основным документом, на базе которого предприятия с государственной долей свыше 50% + 1 акция, к числу которых относится «Укрнафта», обязывались продавать газ собственной добычи по регулируемому (то есть заниженному) тарифу.
Сказочный ресурс
По идее, эта новость должна расстроить в первую очередь рядовых украинцев, ведь НАК «Нафтогаз Украины» закупал газ «по социальной цене» как раз с целью его перепродажи населению. Но на самом деле ключевой пострадавшей стороной после отмены упомянутого правила будет государство. На это недвузначно намекает схема, по которой последние несколько лет работает «Укрнафта». Речь о том, что менеджеры этого предприятия уже как минимум десять лет говорят о несогласии с «искусственно заниженными тарифами» и поэтому де-юре не продают газ
«Нафтогазу» (отказываясь подписывать с ним соответствующие договоры), а лишь передают его НАК на хранение. Сейчас, с отменой постановления нацкомиссии, у ПАО появилось юридическое право распоряжаться своим ресурсом по рыночной цене.
В «Укрнафте» никто не скрывает, что речь идет о колоссальном ресурсе — 10 млрд. м3, а если этот объем умножить на его коммерческую стоимость на внутреннем рынке (минимум 9 тыс. грн./тыс. м3), цена вопроса становится еще более головокружительной — около 90 миллиардов гривен.
Таким образом, круговая оборона офиса «Укрнафты», которой сейчас озаботился «Приват», является не чем иным, как подготовкой к затяжному противостоянию между днепропетровской группой и чиновниками. Особую остроту этому конфликту придает тот факт, что 10 млрд. м3, по данным «k:», уже давно (в течение 2007–2014 годов) благополучно поставлены населению, поэтому, если события будут развиваться по сценарию Игоря Валерьевича, возвращать деньги за этот товар придется государству.
Для достижения поставленной цели подопечные Коломойского уже создали все условия. Главным среди них можно считать официальное письмо от группы офшорных компаний (Littop Enterprises Limited, Dridgemont Ventures Limited и Bordo Management Limited), владеющих в интересах «Привата» акциями «Укрнафты», в адрес Министерства энергетики с требованием выплатить $5 млрд. компенсации. В случае отказа «киприоты» готовы начать спор о принудительном взыскании данной суммы.
Как сообщил «k:» глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, он «скептически оценивает шансы на удовлетворение этого иска». Но эта позиция вполне может оказаться банальным блефом. Во-первых, потому что Андрей Владимирович относится к лагерю замглавы Министерства энергетики Игоря Диденко, известного своей лояльностью к «Привату». Во-вторых, группа офшоров вооружилась впечатляющей базой, доказывающей нарушение их прав. Их главный тезис: ручное вмешательство государства в хоздеятельность «Укрнафты» является нарушением положения Договора к энергохартии, который давно ратифицирован Украиной.